Экологи и общественники продолжат наблюдение за созданием экотехнопарков на всех этих этапах реализации проекта

28.07.2020 15:37:00 1158 0

Недавно в Москве прошло заседание комиссии по экологии общественного совета госкорпорации Росатом.

Итоги заседания обсудили ведущие и гости программы "Плезный город" (16+), вышедшей в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» (радиоканал КировГрад, 16+)


Д. Топузлиева

− Говорим сегодня о подведении итогов общественных обсуждений по проекту создания трёх экотехнопарков, в составе которых есть и Кировская область. Экотехнопарк будет развернут на бывшем заводе по уничтожению химоружия в посёлке Мирный. 22 июля в столице прошло заседание комиссии по экологии общественного совета госкорпорации Росатом. В гостях у нас председатель комиссии по экологии общественного совета Росатома Александр Никитин. Александр Константинович, добрый день

А. Никитин

− Добрый!

Д. Топузлиева

− И начальник управления экологического инжиниринга федерального экологического оператора Кирилл Шевученко. Кирилл Владиславович, здравствуйте и вам.

К. Шелученко

− Здравствуйте!

Д. Топузлиева

− Начнем наверно с заседания комиссии. Чему было посвящено? Какие ключевые вопросы обсуждались?

А. Никитин

− Заседания комиссии по экологии общественного совета госкорпорации Росатом было проведено как по итогам проведения общественных обсуждений, по проектной документации объекта создания федерального проекта инфраструктуры по обращению с отходами первого и второго класса опасности. Общественные обсуждения в этот раз, в этом году были проведены в формате опроса, а не в формате общественных слушаний, как обычно, когда собираются в зале и приглашаются все. В этот раз в связи с пандемией провели в форме опроса. И мы обсуждали те вопросы, которые пришли к федеральному оператору от населения, общественников и учёных. Также слушали экспертов и учёных, которые вовлечены в этот проект.

Д. Топузлиева

− По поводу этого формата, давайте с двух сторон. Какие были плюсы и со стороны непосредственно экологического оператора и со стороны общественников. В чём были плюсы и минусы такого формата?

А. Никитин

− Во-первых, я хочу сказать, что это формат, который соответствует закону об общественном обсуждении. То есть это одна из форм общественных обсуждений. И мы впервые провели, за всю историю пока я руковожу комиссией, обсуждения в таком формате. И я выражаю своё мнение, мне показалось, что такой формат позволил собрать больше конструктивных предложений, чем традиционный формат, когда общественные слушания, много эмоций, много людей, много вопросов, но очень мало конструктивных вещей, которые можно было бы использовать.

Д. Топузлиева

− Кирилл Владиславович, для оператора удобен ли был такой формат?

К. Шелученко

− Вы знаете, я не могу сказать, что этот формат неудобен для организации, которая является заказчиком проекта и соответственно проводит общественные обсуждения методом опроса через сеть интернет. Я соглашусь с Александром Константиновичем, мы получили 335 опросных листов, и это не выкрики с места, это не эмоциональное мнение. Каждый из 335 листов, это документ, где человек подтверждает, что он ознакомился с проектной документацией, а во-вторых он вносит туда письменно предложения и замечания и ставит свою подпись. Это не выступление под протокол, это тот документ, который мы рассматриваем, который мы оцениваем, который мы принимаем, либо мотивированно отказываем в приёме, и который попадает в финальную таблицу вопросов и ответов. Это всё попадает на экспертизу, как экологическую, так и госэкспертизу. Поэтому, с точки зрения документального фиксирования процесса опроса, это очень хороший вопрос. Но, Дарья, я бы не хотел отказываться и от живого общения. Просто живое общение нужно наверное на первоначальных этапах, а когда уже появляется объект экспертизы, вот тогда этот механизм применим и имеет право на жизнь и очень удобен, для того чтобы люди в спокойной обстановке ознакомились, вчитались, указали на какие-то ошибки, внесли какие-то предложения. Это очень полезный опыт для нас.

Д. Топузлиева

− Правильно ли я понимаю, что на эти триста с лишних опросных листов так или иначе будет дана какая-то реакция?

К. Шелученко

− Обязательно.

Д. Топузлиева

− Уточню. Если я вносила какие-то свои предложения, я всю равно получу обратную связь, неважно будет учтено это мнение или оно некорректно. Мне всё равно ответят и объяснят, почему так и не иначе?

К. Шелученко

− Да. Обязательно будет обратная связь! Причем не только по 335 опросным листам, которые мы получили в момент проведения процедуры опроса. Нам до сих пор продолжают поступать предложения, на почту федерального экологического оператора. При проведении заседании по экологии общественного совета эксперты так же высказывали свои мнения, предложения, суждения. И здесь как раз была так дискуссия, очень цивилизованно и очень профессионально, по результатам который, сделали протокол заседания и будем отрабатывать эти предложения.

Д. Топузлиева

− Можно их как-то разбить по блокам?

К. Шелученко

− Да, конечно. Значит первый блок, это социальные вопросы, т.е. что принесёт создание экотехнопарка непосредственно региону, людям, которые живут рядом, людям, которые живут в области, областному центру, научным центрам. Второй блок это экология. Здесь предметом обсуждения была как предметная документация, так и материалы предварительной оценки воздействия на окружающую среду, и здесь разумеется экологи, специалисты, неспециалисты, но интересующиеся люди внимательно прочитав документ вносили свои предложения и правки. Где-то усилить мониторинг, где-то объяснить почему мы меряем радиацию в двух местах дважды, зачем такой двойной контроль. И третье это вопросы технологического характера. То есть люди знакомые с химическими производствами живо интересовались тем, что они знают. Один вопрос был: «Вот у вас 8 линий переработки физико-химических реагентов. Отходов от гольваношломов, от металлургической промышленности, от химической промышленности, ведь эти установки известны давно. Почему вы не сделали одну линию на все отходы?» Вот у нас эксперты Менделеевского университета очень доходчиво отвечают на такие вопросы. И мы отмечаем, что это уникальный цех, где мы собственно говоря собрали известные ранее установки, только улучшенные технологически и теперь у нас есть одно место, где мы можем перерабатывать до ста видов неорганических отходов, оксидов, гидроксидов, кислот.

Д. Топузлиева

− Александр Константинович, на ваш взгляд, как председателя комиссии по экологии общественного совета. Общественники в каком из регионов проявили большую активность? Кроме Кировской области, объекты буду в Саратовской области, Курганской и Республике Удмуртия. Где-то можно выделить какой-то регион, который наиболее активен был.

А. Никитин

– Мне показалось, что самая большая активность была у саратовцев. Это зависит оттого в каком регионе больше активных, с одной стороны. С другой стороны, я имею в виду активность, такая более эмоциональная. Нам пришло ещё 17 вопросов от группы в 25 человек, которые не согласны с тем, что документы, выложенные соответствуют всем требованиям, которые есть. Но ознакомившись с этими семнадцатью вопросами, то очень много эмоций. Эти активисты идут от Саратова, я знаю из лично. Саратов, Курган вот они, и они решают свои задачи. Есть активисты экологические, которые выступают по каждому поводу, всегда по любому проекту. А есть активисты, которые решают какие-то свои политические проблемы, очень много подписантов из партии КПРФ. Там в Кургане сейчас выборы и они там вписываются в такие вещи. Если по делу, то в принципе больше всего мне показалось из Саратова, Кировской области, Тамара Яковлевна, старый эколог и очень хорошо понимает в этой области. Так что расклад такой.

Д. Топузлиева

− В Кировской области у нас в основном какие вопросы? Есть возможность выделить блок?

А. Никитин

– В Кировской области Тамара Яковлевна предложила провести встречи ещё и с регуляторами, надзорными органами, технадзором, экологическим надзором. Провести такие встречи для того чтобы вопросы обсудить, так как в это проект вовлечены не только федеральный оператор, но и вовлечены надзорные органы. Это очень важно, и мы видим по последним авариям в том же Норильске, где надзорные органы отвечали за ситуацию вместе с компанией, поэтому мне показалось, что Тамара Яковлевна права, что нам надо как-нибудь это сделать обязательно.

Д. Топузлиева

− Получаются общественные обсуждения, которые прошли в форме опроса, они закончились 20 июля?

А. Никитин

– Дело в том, что это предварительный отбор, и обсуждения продолжаются. Кирилл сказал, что поступают вопросы, вопросы никуда не денутся, потому что у нас есть месяц, для того чтобы собрать те вопросы и подвести итог того что мы слышали, перед тем как направлять документы в работу.

К. Шелученко

− Да, подтверждаю, что у нас ещё 30 суток будут в доступе документы, являющиеся объектом экологической экспертизы с элементами новой техники и технологий, и мы разумеется всё это время открыты для вопросов и для диалогов, и в том числе, и с надзорными органами Кировской области готовы встретиться. Я думаю, что скоро снимут все ограничения на передвижения, готовы будем приехать и ещё раз доложиться, и ещё раз обсудить вопросы, которые интересуют. Не зря ведь Тамара Яковлевна это предложение вынесла на общественную палату. Значит надзорные органы интересуются, значит у них есть вопросы, мы готовы на эти вопросы отвечать и работать совместно. Открытость – это визитная карточка Росатома!

Д. Топузлиева

− Надзорные органы напрямую на экологического оператора они не выходили?

К. Шелученко

– Функция надзорных органов надзирать над эксплуатируемым объектом. То есть проектная документация эта стадия, которая подлежит экспертизам, но не надзорным органам. Но поскольку мы движемся к созданию одного из самых современных экологически чистых объектов на территории Кировской области, то я уверен, что интерес у надзорных органов возникает и сейчас. И мы готовы им рассказать, доложить, показать и выслушать, начать диалог ещё до момента строительства.

Д. Топузлиева

− Проектная документация ещё будет доступна до 21 августа. Дальше что, в какую сторону мы уже движемся, какие шаги будут дальше предприниматься?

К. Шелученко

– Внесение изменений в проектную документацию, по замечаниям, принятым проектным институтом, заказчиком, соисполнителем, подрядной организацией. После этого заход в экологическую экспертизу, прохождение экологической экспертизы по двум объектам экспертизы, это новая техника и технология, и непосредственно проектная документация экологической и технологической направленности. Далее нас ждёт главная государственная экспертиза. А всё это время мы будем продолжать работать над разработкой рабочей документации, то есть это уже переходной момент к исполнительной документации для начала строительства. В начале следующего года у нам этап получения разрешения на строительство и комплектование, заход на площадку.

Д. Топузлиева

− Александр Константинович, экологи, общественники на всех этих этапах остаются у нас, за работой наблюдают?

А. Никитин

– Да, непосредственно и дальше. Потом надо будет получать лицензию на эксплуатацию, ОВОЗ, это всё будет обсуждаться, пройдёт тот же путь. Тут и надзорные органы будут участвовать при выдаче лицензии. Так что тут всё очень сильно взаимосвязано. Экологии и общественность уже в теме и будут в теме до конца.

Д. Топузлиева

− Правильно ли я понимаю, что на заседании были представители всех регионов, где экотехнопарки будут реализованы?

А. Никитин

– Со всех регионов были представители. Все представители высказали свои замечания и пожелания. Представители все были, и они присутствуют постоянно. И дальше они будут присутствовать потому что все вовлечены в этот проект.

Д. Топузлиева

− Это новая форма – опрос. Обсуждались ли на комиссии ещё какие-то формы сборы общественного мнения? Ещё кроме опросов, возможно как-то собираться, на базе тех же университетов?

А. Никитин

– Федеральный оператор открывает свои информационные центры. Информационные центры, в тех регионах, где реализуется проект. Эти центры постоянной действующие центры, в которых можно собираться, обсуждать.

Д. Топузлиева

− Кирилл Владиславович, поподробнее, это у нас он в Мирном или что-то другое?

К. Шелученко

– Это в Мирном, общественная приёмная – информационный центр, прямо со стадионом напротив футбольного поля школы. Там есть материалы, можно ознакомиться, можно оставить отзыв, можно оставить вопрос, на который обязательно будет дан ответ, отправлен сюда в центральный офис в Москву и будет обратная связь в регион. Кроме того, у нас создан сейчас консорциум между вузами технической и химической направленности. Это ВятГУ для Кировской области, центральным является российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, также Саратовский университет, Ижевский, Курганский. У нас связь со всеми центрами регионов, она крепнет. ВУЗы начинают готовить специалистов по отросли ОПВК. Соответственно нас ждёт будущее с подготовленными специалистами именно по этой отросли, которые буду изучать уже непосредственно работу наших технопарков, технологий и будут готовы поднять флаг ещё выше для будущих поколений. Работа ведётся, мы открыты, можно приходить с вопросами и через университеты и напрямую к нам. Плюс ко всему, это даёт толчок создавать круглые столы, где докладчики предлагают что-то новое, что-то улучшенное, всё это рассматривается и всё это может быть реализовано в железе, в технологии, в практике. Мы к этому стремимся, мы хотим всё это создать!

Д. Топузлиева

− Есть некоторые опасения у слушателей, что слушания заканчиваются и соответственно всё, дальше общественность будет задвинута и дальше будут работы в узком ключе. И вот это общественная приёмная она не прекращают свою работу с прекращений общественных обсуждений?

К. Шелученко

– Нет конечно. Вы понимаете у нас с началом строительства будет потребность. Мы организовываем рабочие места и эти общественные приёмные будут первыми центрами, в которые могут обращаться люди в поисках работы, походящей для их уровня образования, их компетенции. Это буду практически приёмные отделов кадров. Люди через эти информационные центры смогут устроиться на работу строительства, потом на этап пусконаладки, и в конце концов эксплуатации. И в течении эксплуатации общественные центры никуда не денутся!

Д. Топузлиева

− Спасибо большое за эти объяснения. Думаю, что очень важная информация для людей, чтобы понять, что действительно работа продолжается и к мнению людей будут прислушиваться и сейчас, и потом, и когда будет строиться всё предприятие.

К. Шелученко

– Кода будет следующие заседание комиссии?

А. Никитин

– Скорее всего через месяц. Пока ещё планируем, что будем обсуждать, потому что комиссия состоит из трех рабочих групп. Это рабочая группа по обращению с отходами первого и второго класса опасности, рабочая группа по обращению с радиоактивными отходами, рабочая группа по обращению с УГПУ. У комиссии много тем, которые надо обсуждать.

Д. Топузлиева

− Спасибо большое, до свидания!

К. Шелученко, А. Никитин

– До свидания!

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте