Факторинг: инструкция по применению / инструкция по внедрению

31.05.2016 11:22:00 1270 0

5 шагов для малого бизнеса по борьбе с постоплатой.

В сложной экономической ситуации борьба за клиента обостряется. Крупные компании ужесточают правила работы с небольшими компаниями, в том числе, увеличивают сроки расчета с поставщиками. Предприниматели вынуждены идти на кабальные условия, чтобы не потерять выход на рынок сбыта. Развивать бизнес в условиях постоянного дефицита оборотных средств и растущей дебиторской задолженности сложно. Но не все так безнадежно. Факторинг может помочь малому бизнесу дисциплинировать дебиторов, и сократить кассовые разрывы.
В обмен на уступку денежного требования поставщик получает оплату за свои товары и услуги не напрямую от заказчика, а от финансовой организации – банка или факторинговой компании. Участие фактора делает отношения с заказчиком более прозрачными, а платежи  -  аккуратными.
Факторинг – это не кредит. При наличии у предпринимателя определенного объема «хорошей дебиторки», получить факторинговое финансирование без залога гораздо проще. Факторинговая компания в первую очередь оценивает надежность клиентов-покупателей. Если среди них есть крупные торговые сети, предприятия нефтегазовой сферы, энергетики или крепкие производственники, то факторинг – удобный вариант.
Генеральный директор компании «Промсвязьфакторинг» Александр Карелин на примере самой распространенной сделки – открытого факторинга с регрессом - рассказал о принципах работы факторинга. Эта сделка позволяет фактору потребовать от компании-поставщика вернуть финансирование, в случае неоплаты поставки покупателем. При этом все три стороны  в курсе, что сделка передается на факторинг.

Шаг 1: Оцените, соответствует ли договор поставки или оказания услуг стандартам факторинга.

Ключевое требования в компании «Промсвязьфакторинг» – легальные, полностью соответствующие законодательству РФ, отношения между покупателем и поставщиком. Безналичные расчеты с контрагентами должны проходить без теневых схем, векселей, бартера и т.д. Кроме того, в договоре должна быть предусмотрена отсрочка платежа в пределах 120 дней.
Компания-поставщик должна работать на рынке не менее полугода. Исключения возможны, если предприятие является продолжением бизнеса опытного предпринимателя, который по определенным причинам решил зарегистрировать новую компанию. В любом случае, для одобрения услуги в подобной ситуации потребуется минимум трехмесячная положительная история сотрудничества с дебитором.
Для пробной сделки лучше выбрать самого надежного поставщика, платёжеспособность которого подтвердить легче всего. Объем поставки может быть минимальным. Нижний порог фактически не ограничен. Позже перевести на факторинговое обслуживание можно будет и других дебиторов.  

Шаг 2: Обсудите с дебитором возможность уступки денежного требования.

Поговорите со своим  контрагентом и убедитесь, что он согласен перейти на факторинговую систему обслуживания. На уведомлении об уступке денежного требования требуется подпись дебитора. Иначе сделка будет невозможна.  
Если партнер настороженно относится к вашей инициативе, отказывается или затягивает переговоры, не спешите сдаваться. Попробуйте еще раз объяснить ему преимущества факторинга, например, что сделка позволит увеличить продолжительность отсрочки платежа.
Возможно, на переговорах вам потребуется помощь специалиста факторинговой компании, который сможет предоставить дополнительную информацию.

Шаг 3: Предоставьте фактору необходимый пакет документов, и решение будет быстрым

Разные факторы запрашивают различные пакеты документов. Обычно требования соответствуют тем рискам, которые принимает на себя финансовая организация. Важно внимательно относиться к требованиям фактора. Но не стоит опасаться, что подготовка сведений займет много времени. Мы стремимся максимально упросить процедуру подачи документов. Какую-то часть сведений можно предоставить в электронном виде. Есть документы, которые обязательно нужно будет передать в банк лично.
От качества и полноты предоставленной информации зависит срок рассмотрения заявки, одобрение финансирования и условия сделки. Принятие решения в Промсвязьфакторинге, как и в Промсвязьбанке, занимает не более семи дней. За это время проверяется надежность участников сделки и формируется индивидуальное предложение – лимит и процент первоначального финансирования (до 95% от суммы поставки), размер комиссий за предоставление денежных ресурсов.

Шаг 4. Оформление факторинговой сделки.

У Промсвязьбанка накоплен большой экспертный опыт за годы работы на рынке факторинга. Этот опыт унаследовал и Промсвязьфакторинг – специализированная компания, созданная банком с целью усиления позиций на рынке факторинга для малого и микро бизнеса.
Типовой комплект документов: договор, уведомление дебитора об уступке прав денежного требования, тарифный план – формируется за один-два дня.
Обратите внимание, что фактор подписывает договор с клиентом, то есть с поставщиком товара или услуги. Уведомление о смене платежных реквизитов подписывают все три стороны. Бумаги заверяются юристами.

Шаг 5.  Осуществите поставку или окажите услугу и передайте фактору подтверждающие документы.

Подтверждением выполнения обязательств поставщика перед заказчиком является  товарная накладная или акт. При работе по ЭДО  передать эти документы в банк можно удаленно. Затем оформляется реестр уступленных денежных требований.

Результат - оперативное поступление средств на счет компании-поставщика.

В течение суток после предоставления подтверждающих документов факторинговая компания  перечисляет поставщику до 95% от суммы поставки.  Позже, когда покупатель оплачивает товары или услуги на счет фактора, поставщику выплачивается остаток  средств - за вычетом суммы первого финансирования и комиссий.
В итоге все три стороны факторинговой сделки оказываются в выигрыше. Каждый получает желаемое: поставщик – живые деньги вместо «дебиторки», покупатель – отсрочку платежа, а факторинговая компания – свою комиссию. Довольно небольшую, кстати.

Что, если дебитор не платит вовремя?

Ситуации, когда деньги в установленный срок не поступают фактору,  случаются не часто. Задержки платежей бывают по самым разным причинам.
Могут возникнуть чисто технические проблемы. По неопытности или по привычке, например, дебиторы иногда переводят оплату на  расчетный счет поставщика вместо того, чтобы заплатить фактору (банку). Впрочем, такая ошибка быстро исправляется.
Если дебитор не в силах оплатить поставку, а это факторинг с регрессом, то сам поставщик обязан исполнить денежное требование за покупателя не позднее 45 дней после окончания отсрочки по контракту.
Факторинг без регресса больше похож на страховую услугу и позволяет поставщику снять с себя риск неплатежей со стороны покупателей. Фактор покупает дебиторскую задолженность  вместе с риском неплатежей. В случае, если дебитор во время  не рассчитается, факторинговая компания сама должна взыскивать с него долг,  предусмотренными законом способами, разумеется.
Фактор всегда сначала выясняет причины неплатежа, пытается найти комфортное для всех сторон решение. Как правило, это удается. 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте