Где защита от «Защиты»?
10.08.2015 14:31:00
2315
0
10 июня 2015 года Первомайским районным судом города Кирова вынесен обвинительный приговор по уголовному делу по ч. 4 статьи 159 УК РФ «Хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием».
16 томов уголовного дела, лист к листу сложились в приговор на 3 года с отбыванием наказания в колонии общего режима. Казалось бы, надо поаплодировать: труд следователей, кропотливо проводивших опросы, допросы, экспертизы, вознагражден. Но почему-то у вдумчивого читателя обвинение по этому делу вызывает больше вопросов, чем могут дать ответов строки приговора.
Осужденный по этому приговору – хорошо известный в Кирове, Почетный строитель России Александр Михайлович Солодянкин. На счету возглавляемой им группы строительных компаний «ОСТ» только в центральной части города построено 142 жилых дома. Деятельность на ниве строительства он начал еще в прошлом веке, и ни разу его работа, деятельность компаний, входящих в группу «Ост», не вызывала никаких нареканий, пока не было начато строительство дома по адресу ул. Горбачева, 22.
Впрочем, не будем торопиться. В ноябре 2003 года между ЗАО «Компания ОСТ» и ООО «Защита С» был заключен договор на участие в инвестировании строительства здания по адресу: ул. Горбачева, 22. ООО «Защита С» обязалось инвестировать строительство здания и в декабре 2003 года произвело оплату по счету на сумму 700 000 рублей. Спустя полгода, в июне 2004 года, по этому же договору ООО «Защита С» еще оплатило деньги в сумме 375 000 рублей. Часть из этих денег, а именно 621 тысяча 957 рублей, по утверждению суда является платой за расселение граждан.
Здесь надо сделать отступление и заглянуть еще в одну страницу дела, где указано, что в апреле 2004 года стороны заключили соглашение о расторжении договора и подписали новый, с тем же предметом, согласно которого сумма денег в размере 4 663 000 рублей, ранее уплаченная по предыдущему договору, была зачтена инвестору ООО «Защита С» в счет уплаты по новому договору. То есть все деньги, включая плату за расселение граждан, установленную судом, возвращены инвестору в виде зачета по новому договору. Естественно, что все эти деньги были направлены на строительство объекта.
– Какое же количество денег было потрачено на строительство?
– В рамках этого уголовного дела были проведены две экспертизы, инициированные следствием. Одна экспертиза – судебно-бухгалтерская. Согласно ее результатам эксперт пришел к выводу, что от ООО «Защита С» за период с января 2004 года по декабрь 2008 года поступило инвестиций в виде денежных средств и взаимозачетов на сумму 16 миллионов 537 312, 62 рубля. Почти такая же сумма средств, если быть точным до копейки – 16 миллионов 485 507,82, числится по данным бухгалтерского учета в ООО «Компания ОСТ» в качестве затрат на строительство дома. То есть уплаченные ООО «Защита С» средства соответствуют фактическим затратам на строительство объекта.
Вторая экспертиза – судебно-строительная. Она была призвана ответить на тот же самый вопрос: сколько денег было потрачено на строительство? Согласно судебной строительно-технической экспертизе сметная стоимость строительства здания по улице Горбачева, 22 без учет затрат на расселение составляет 15 347 526 рублей. Затраты на расселение жильцов составили 2 170 000 рублей, и, таким образом, общая сметная стоимость строительства составляет 17 517 526 руб.
Применив минимальные знания математических приемов или просто путем нажатия на клавиши калькулятора, можно без труда понять, что затраты на строительство в одном случае превысили сумму, уплаченную инвестором, в другом случае были равны ей. Тогда законный вопрос: где хищение? В чем выразилось?
По мнению адвоката осужденного, есть определенные сомнения в правильности исчисления сроков исковой давности и сроков привлечения к уголовной ответственности, поскольку все описываемые события относятся к 2004, 2005, 2007, а некоторые вообще к 2000 году.
Именно эти обстоятельства указываются в апелляционной жалобе, поданной в судебную коллегию по уголовным делам Кировского областного суда на приговор Первомайского районного суда.
Но вернемся к нашему дому. За рамками этого рассказа остался еще один заинтересованный в исходе дела участник – физическое лицо. И хотя есть несколько решений судов разного уровня и нет оснований скрывать его имя, все же назовем его Ф. Его роль в этом деле любопытна, но малоисследована судом, хотя именно он и послужил катализатором для накала страстей. Итак, на первоначальном этапе строительства этот Ф. также был инвестором наряду с ООО «Защита С». Он, оплатив часть денег, порядка 2 миллионов рублей, вскоре перестал выполнять свои обязательства и устранился от дел. А спустя какое-то время обратился в суд с требованием выплатить ему потраченные деньги и убытки в виде упущенной выгоды на общую сумму 10 млн. Решением Арбитражного суда требования Ф. были удовлетворены, его вложенные в строительство 2 миллиона были проиндексированы до 10 миллионов, и в итоге Ф. получил, по решению суда, первый этаж в доме на ул. Горбачева, 22. Говоря бытовым языком, ни шло, ни ехало, свалилось на голову в пять раз больше, чем затратил. А реальный собственник, фактически оплативший строительство здания, должен довольствоваться цокольным и вторым этажами. Кто же должен за это ответить? Конечно, по мнению ООО «Защита С», во всем виновата компания «ОСТ». Так родилось уголовное дело по обвинению в хищении, которого не было. И защититься от «Защиты» в нынешних условиях очень трудно.
За решеткой оказался человек преклонного возраста, с букетом болезней и абсолютно уверенный в своей невиновности. Он много сделал для этого города. В его поддержку ставили подписи люди, наделенные властью, уважаемые общественники. Начиная с горнолыжного клуба «Параллель» и заканчивая управляющей компанией, обслуживающей дома, построенные группой компаний «Ост». Мы уверены, что люди ставили свои подписи сознательно, отдавая дань уважения человеку, который не оставался равнодушным к желаниям людей. В 140 метрах от злополучного дома на Горбачева находится монастырь преподобного Трифона Вятского. Между судом человеческим и судом божьим не всегда можно поставить знак равенства, но стремиться приблизить один к другому нужно…