Год сурка
В известном фильме герой Билла Мюррея несколько раз проживает один и тот же день. В схожей ситуации находятся и кировские любители спорта.
Вот только временные рамки другие — у них одно и то же происходит каждый год: у футбольного «Динамо» и хоккейной «Родины» опять проблемы...
Не сидеть сложа руки
Трудности у «Родины» начались далеко не вчера и характерны практически для любого клуба из небогатого города и региона — вне зависимости от вида спорта. Найти более или менее стабильного спонсора — проблема, надеяться на помощь властей — тоже не вариант, поскольку те охотно ссылаются на мнение «с самого верха» о том, что бюджеты должны финансировать массовый и детский спорт, но никак не профессиональный.
Последний всплеск интереса к «Родине» случился пять лет назад, когда должность спортивного директора занял Владимир Янко. Под его приход деньги нашлись быстро, это позволило усилить состав и по инерции продержаться на плаву несколько следующих лет. Но затем началось долгое падение, свидетелями которого мы являемся по сей день, и когда и чем оно завершится — неизвестно.
Да, «Родину» жалко, за нее обидно и очень хочется помочь. Но... За долгие годы зависимости от местных властей российские клубы абсолютно отучились зарабатывать сами. Регулярные походы к главе региона или города стали своеобразным ритуалом с тремя исходами: даст много денег — будем бороться за высокие места, даст мало — за выживание, не даст совсем — расскажем о социальной значимости команды, ее богатейшей истории, привлечем ветеранов, и в итоге хоть сколько-то, но даст. Мысль о том, что какую-то денежку можно наскрести и своими усилиями, клубному менеджменту, похоже, и в голову не приходит. В мире российского хоккея с мячом едва ли наберется 2-3 команды, которые хоть как-то себя «продвигают», ведут работу с болельщиками, самостоятельно ищут источники финансирования. В остальных по-прежнему надеются на доброго дядю.
Посмотрите ради интереса трансляцию любого матча чемпионата Швеции. В глаза сразу бросаются обилие рекламных щитов по периметру поля и огромное количество нашивок спонсоров на форме игроков. При том что хоккей с мячом в этой стране такой же «маленький», как и у нас, и находится в тени более благополучных видов спорта.
Про болельщиков — отдельная тема. Вы видели хоть одну афишу, где приглашают на матчи «Родины»? А может вспомните, когда в последний раз проводился розыгрыш призов по входным билетам? А ведь каждый зритель - это 100 рублей в бюджет клуба. Команда, которой нужны деньги, должна за руку вести людей на стадион и делать все, чтобы им там было удобно и интересно! Разнообразный общепит, магазин атрибутики с хорошим ассортиментом (и то и другое — опять же денежный ручеек), развлекательная программа. Да, сложно, но сидеть сложа руки, тоже не вариант. К чему это в итоге может привести мы все прекрасно видим...
Два сценария
Судьба «Динамо» еще хуже — команды на сегодняшний день нет. О ее закрытии, впрочем, не сообщалось, но де-факто это так. В середине июля на официальном сайте появилась информация о том, что коллектив переходит в 3-й дивизион. С тех пор новостей ноль. Разве что теперь уже экс-президент клуба Ольга Куземская покинула регион.
Последние сезоны динамовцы стабильно завершали на дне турнирной таблицы. Причина все та же — отсутствие финансов и, как следствие, возможности укрепить состав. Единственным положительным моментом стало активное привлечение местной молодежи. Еще одной новостью со знаком «плюс» стало возвращение команды на родной стадион — увы, ненадолго. Не секрет, что вынужденный переезд «Динамо» в Нововятский район в свое время сильно ударил по посещаемости. Но кому сейчас интересен этот позитив, когда профессиональный футбол в регионе исчез.
Вариантов дальнейшего развития событий два. По пессимистичному сценарию все более или менее перспективные игроки разъедутся по другим регионам, и возрождение «Динамо» станет среднесрочной перспективой. По оптимистичному — оно все-таки заявится в третий дивизион, но и для этого потребуются деньги, взять которые пока неоткуда. Власти едва ли помогут, а с бизнесом надо разговаривать и заинтересовать его. Но чем?
P.S. Впрочем, есть ощущение, что у обеих команд все будет хорошо - «Родине» найдут очередного спонсора на год-другой, а «Динамо» выступит хотя бы на любительском уровне. Пойдет ли им на пользу нынешняя встряска? Хочется надеяться, что да.