Головлевская шкура
Видно, что этот спектакль задумывался как нечто глобальное. Снова Салтыков-Щедрин, снова Театр на Спасской, но теперь уже другой режиссер – Юлия Батурина и совсем другое – женское видение. Масштабные «Господа Головлевы» показаны через призму одной главной героини – Маменьки. И эмоции другие – от содрогания до боли.
Огромные ворота, деревянная конструкция, создающая впечатление, что на сцене стоит реальная церковь, повозка с сеном: сцена театра давно не казалась такой большой и даже безразмерной. Вот ворота открываются, звучит народная песня и на сцене свадьба молодой Арины Петровны и Владимира Михайловича. Рядом с невестой еще один образ – она же, но еще девочка, маленькая, хрупкая, почти святая. Идет дождь, все гости под черными зонтиками. Тут же, слева, финальная сцена – Один из сыновей Арины Петровны Порфирий (он же Иудушка) обнимает, даже почти душит свою уже пожилую маменьку и причитает: «Дайте срок – всех скличем, все приедем. Приедем да кругом вас и обсядем. Вы будете наседка, а мы цыплятки… цып-цып-цып! Все будет, коли вы будете паинька». Все в сером, мрачном свете. Ощущение такое, как когда смотришь на что-то страшное и неприятное – и отвернуться хочется и досмотреть надо обязательно. Все-таки есть мистика в произведениях Салтыкова-Щедрина. И сегодня на сцене Театра на Спасской она тоже есть.
Эта первая сцена настолько самодостаточна, что уже хочется встать и поаплодировать. Дальше больше – мы видим становление Арины Петровны – Маменьки. Особенность пьесы молодого драматурга Ярославы Пулинович (к ее произведениям театр уже не раз обращался) в том, что она рассматривает весь род Головлевых именно через нее – женщину, благодаря которой поместье росло в материальном плане и, как потом оказалось, разрушалось в нравственном смысле. Арина Петровна заменила настоящие ценности мнимыми – ей казалось, что ради семьи она должна покупать больше крестьянских душ и приумножать земельные богатства. Но на самом деле дети ее недоедают и как изголодавшиеся набрасываются на кусок пирога, украденный одним из братьев. Когда же они хотят сделать маменьке приятное и готовят песню, она гневается и прогоняет их. А единственная дочь Анна сбегает с первым попавшимся корнетом куда глаза глядят, лишь бы жить по-другому.
Юлия Батурина готовила этот спектакль для взрослых – чтобы они задумались о том, что на самом деле нужно детям. Ведь, казалось бы, Арина Петровна, действительно старалась: и хозяйство держала в ежовых рукавицах, и детей учила, и в церковь ходила, и юродивым подавала. Но где же та грань, которую она переступила? Когда она начала ошибаться: когда с ребенком в животе просила бога помочь совершить ей сделку и после этого даже не смогла перекреститься? Или когда счеты и многочисленные торги стали главными сопровождающими ее жизни? Умел Салтыков-Щедрин залезть так глубоко в душу, что читаешь и содрогаешься – а нет ли и в тебе части от Арины Петровны. Сумела это и Батурина. Песнями, псалмами, большим количеством крестьян, юродивых, детей она создала масштабную картину такого большого, знакомого нам мира и такого, как оказалось, отталкивающего, злого и неизбежно ведущего к распаду. Продирает до костей. После просмотра хочется скинуть с себя эту головлевскую шкуру.
Подготовила Елена Окатьева