Город скульптурных обещаний
Удовлетворение культурного голода кировчан за счет скульптур в последнее время приобрело окрас модного веяния.
Кажется, список готовящихся памятников и образов скоро не поместится на одну страницу. Возможно, кто-то скажет, что эстетики много не бывает, но не выполняет ли она в данном случае роль отвлекающего маневра?
Памятник Трифону Вятскому, Александру Невскому, Виктору Цою, Петру и Февронии — это далеко не полный список тех скульптурных планов, которые были обнародованы этой весной и в начале лета. Их неожиданно много для нашего не самого развитого в сфере культуры города.
Одна из самых последних и необычных инициатив — это памятник «рыбе-птице», созданный наполовину из мусора, найденного на набережной Грина и возведенный там же (ул. Пристанская). Ее «родителями» стали известный кировский художник Максим Синдерович и несколько волонтеров. Существо, воспроизведенное в скульптуре, если верить преданиям населявших раньше территорию Вятки ушкуйников, тайно жило в Заречном парке. Однако в нынешние планы городской мэрии оно не вписалось. По словам главного дизайнера Кирова Галины Поздняковой, в этой части парка в связи с его реконструкцией появится стилизованное под старину кафе и другая скульптурная композиция. Поэтому «рыбе-птице» вскоре придется либо улететь, либо уплыть отсюда.
Сама же мэрия предлагает украсить город христианскими скульптурными формами. В Александровском саду планируется установить композицию святых Петра и Февронии, православных символов любви и верности. Скульптура святого Трифона Вятского может появиться скоро в сквере на перекрестке улиц Ленина и Московской. Разбег для реализации заданной цели выбран немаленький — 12 лет, так как сегодня денег нет.
Еще один потенциальный памятник успел поучаствовать в предвыборной компании одного из кандидатов в депутаты гордумы. Сергей Улитин этой весной поддержал инициативу граждан разбить сквер имени известного барда Владимира Высоцкого на берегу небольшой городской реки Люльченки (ул. Романа Ердякова). Сам он депутатом не стал, ну а на памятник кому-то еще предстоит выиграть грант.
В начале этого года в Общественной палате обсуждался проект исторической важности — почему бы возле Филармонии не воздвигнуть памятник Александру Невскому, как воспоминание об Александро-Невском соборе, построенном здесь еще до революции Александром Витбергом. Кроме этого, уже давно ведется речь о том, чтобы рядом с Александром Грином на набережной его имени поставить композицию «Бегущей по волнам», в пешеходную зону улицы Спасской вписать скульптуру, посвященную розничным и мелкооптовым торговцам старины, в сквере за кинотеатром «Октябрь» - «посадить» Виктора Цоя. Между тем известный кировский скульптор Владимир Бондарев давно мечтает создать для нашего города символ в виде четырехметрового богатыря Ильи Муромца.
Самый же давнишний скульптурный план нашего областного правительства, о котором мы уже не раз писали и под который даже заложен камень — скульптура великому оперному певцу Федору Шаляпину. Ее безрезультатно пытаются возвести уже 10 лет. Итого насчиталось 8 потенциальных скульптур, которые могут появиться в ближайшем будущем. А могут так и остаться на бумаге, если не найдут себе миллионеров-покровителей. Практика пока, скорее, указывает на второй вариант.