Гражданин «Библии»
Под казалось бы детскими иллюстрациями к Ветхому завету и объясняющими их содержание главами из Библии стоят свечи. Свет приглушен. Так у нас только «Галерея Прогресса» может позволить себе встречать известного художника Марка Шагала.
«Культурной оттепелью» назвал все происходящее Дмитрий Шиляев, арт-директор «Галереи Прогресса», который эту выставку ждал давно. Быть может, в прогрессивном XXI веке такие определения должны бы уже давно стать неуместными, но, с другой стороны, когда в последний раз в нашем достаточно консервативном городе вы видели самых известных художников-авангардистов? Разве что Сальвадор Дали недавно был.
Сейчас к нам прибыла Библия в исполнении Шагала: 40 литографий, иллюстрирующих Ветхий завет и 12 литографий из серии «Окна Иерусалима» - эскизы витражей для синагоги при медицинском центре. Все работы собраны из частных европейских коллекций и уже успели побывать в Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, Ижевске и Тюмени.
Эти иллюстрации Шагалу предложил сделать в 20-х годах прошлого века французский книгоиздатель и культурный деятель Амбруаз Воллар. Художник ради этого специально отправился в путешествие по Сирии, Палестине, Египту. На протяжении 30-х и 40-х годов он создал 105 черно-белых офортов, которые так и не были изданы. И только в 1956 году он открывает для себя цветную литографию, которая, считает он, должна стать ближе к людям. Задуманное получается — вскоре в печать выходит Библия с иллюстрациями Шагала, во Франции открывается музей с его работами, появляются витражи в его исполнении в европейских и американских соборах. Своими наивными, детскими, порой даже кажущимися небрежными иллюстрациями к Библии он завоевывает внимание общества, которое тему религии уже давно откинуло на задворки.
Вот Бог (дедушка с бородой, каким он многим и представлялся в детстве) ругает обнаженную Еву за то, что та съела яблоко, вот ангел изгоняет Адама с Евой из рая, Каин театрально убивает Авеля. Они яркие, красочные, совсем далекие от традиционной иконописи. Шагалу прощается даже то, что он изображает самого Бога, что по еврейской вере делать нельзя. Наоборот, в том числе и за библейскую тему в искусстве, сегодня художник считается гражданином трех стран: евреи гордятся им как национальным гением, во всех французских энциклопедиях Шагал значится как великий французский художник XX века, Россия гордится им, потому что у нас он родился и мечтал сюда вернуться. Возникнет ли чувство гордости у пришедшего сегодня в «Галерею» зрителя? Быть может, религиозной силы, которая сейчас тоже далеко не на первом месте в сердцах людей, будет недостаточно, а вот силой искусства подзарядиться точно можно. Благо, подход к религии Шагал избрал самый простой и, возможно, совершенный, - сквозь призму детского восприятия.