Предприятие «Коммунальщик», занимающееся очисткой стоков кожевенного завода «Артэкс», будет привлечено департаментом экологии к суду

Грязное дело

19.08.2013 00:08:00 3009 0

Предприятие «Коммунальщик», занимающееся очисткой стоков кожевенного завода «Артэкс», будет привлечено департаментом экологии к суду. Об этом на общественном совете при департаменте экологии заявила его глава Алла Албегова. Ситуация, в которой мэрия и бизнес долгое время не могли справедливо поделить бытовые стоки микрорайона Коминтерн, однажды уже привела «Артекс» к остановке. Повторения этой истории кожевенное предприятие может не вынести. Однако закрывать глаза на загрязнение и бесконечно откладывать наказание нарушителя в департаменте тоже не могут. Возникнут подозрения в коррупции. Есть ли выход из затянувшегося тупика, разбирались «Бизнес Новости».

История с душком

Истории со стоками, где крайним остался не только бизнес, но и население, без малого два года. Именно тогда стало понятно, что либо “Артэкс” вкладывается в реконструкцию и строительство локальных очистных сооружений, либо предприятие полностью останавливает свою деятельность (до этого Росприроднадзор уже применял подобные меры после взятия проб, но они носили временный характер). “Артэкс” и “Коммунальщик”, участвовавшие в совещании при правительстве Кировской области, тогда вызов приняли и вложились. Согласно официальным данным, речь идет порядка о 40 млн рублей за три последних года.
Однако, по словам Аллы Албеговой, главы департамента экологии и природопользования Кировской области, уже с начала 2013 года (когда, собственно, все ремонтные и строительные работы должны были выйти на финишную прямую), начались сбои.
 
“Мы давали “добро” на сброс сточных вод в их сегодняшнем состоянии при условии, что к 1 июля этого года сток будет чистым и будет соотвествовать всем санитарным нормам, - говорит Алла Викторовна. - К сожалению, этой весной и летом мы имели ту же ситуацию, что и два года назад – до начала работы над очистными”.
 
На самом деле, экологическая ситуация в микрорайоне Коминтерн обострилась еще в январе этого года. Жители слободы Симоновская уже полгода вновь жалуются на неприятный запах и сильную замутненность воды, гибель рыбы. По данным департамента экологии, концентрация азота и нефтепродуктов в коминтерновской реке до сих пор превышает допустимые нормы.
 
“15 июля комиссией Росприроднадзора было установлено, что очистные сооружения пущены в эксплуатацию и работают, - заявила на совете консультант “экологического” департамента Галина Кошкина. - Были обследованы очистные сооружения предочистки промстока – 2-ярусные отстойники на базе старых отстойников, два флотатора и два усреднителя-смесителя. Выявлено, что предочищенные промстоки (общий объем 600 кубов) смешиваются с бытовыми стоками (которые начали поступать лишь с июня) в объеме 1200 кубов. При осмотре выявлено, что все звенья запущены в работу”.
 
Однако, по словам Галины Валентиновны, чтобы хорошо заработали очистные сооружения (заработала так называемая “билогия”, ответственная за органическое очищение стоков), нужен продолжительный срок.
 
Кстати, по результатам обследования, проведенного специалистами департамента 15 июля, состояние стока в реку Плоскую хоть и не соответствует нормативным требованиям, но при этом, с самих очистных сооружений вода бежит прозрачная и даже «почти не пахнет».
 
Дать ответ, почему так происходит директор «Коммунальщика» Александр Агалаков затруднился, пояснив, что сейчас на новые очистные сооружения завозится ил, и они пока работают в процессе пусконаладки. Он пообещал, что окончательную оценку работе очистных, равно как и улучшения показателей по стокам, можно будет ожидать в конце сентября.
 
Присутствовавшие на совете жители микрорайона обещанию поверили и согласились подождать.
 
Тем не менее, не все на ситуацию смотрят оптимистично.
 
«На протяжении нескольких лет мы неоднократно привлекали «Коммунальщик» к административной ответственности, предъявляли ущерб на сумму 300 тыс. рублей, подтолкнув их тем самым самым к ремонту очистных сооружения, - говорит зам.главы управления Росприроднадзора Валерий Изместьев. - Но пока все продолжается в том же русле.
 
Кто “зажал” стоки?
 
На самом деле, подобной ситуации могло бы и не быть, если бы город своевременно отдал “Коммунальщику” (а по сути “Артэксу”) часть бытовых стоков в размере 1400 кубов, которые (наряду с промстоками) необходимы для работы обновленных очистных.
 
Валерий Смирнов, директор “Артэкса”, весь прошлый год обращался во всевозможные инстанции (в том числе, вопрос с бытовыми стоками рассматривался и на одном из февральских заседаний Заксобрания) дабы разрешить ситуацию по возможности наиболее  мирно и конструктивно. Как-никак, на кону вопрос выживания целого (причем, относительно успешного) производства с тремя сотнями рабочих и многомиллионными отчислениями в бюджет.
 
По словам директора завода «Артэкс» Валерия Смирнова, кожевенное предприятие было построено еще в 70-х годах прошлого века. С тех пор объем производства сокращен в 3 раза, и сейчас предъявляются другие требования к предельно допустимой концентрации стоков.
 
«На протяжении 20 лет очистные сооружения на предприятии не менялись, - отметил Валерий Викторович. - В том году мы вложили на очистные сооружения 40 млн рублей. Процесс реконструкции их длится до сих пор, так как требуется время, чтобы нарастить иловую массу на фильтры».
 
Камнем преткновения между “Коммунальщиком” и мэрией оказался банальный тариф, который местное население платит за водоснабжение. По словам замглавы администрации города Геннадия Якимова, если отдать “Артэксу” часть бытовых стоков, которые сегодня очищает муниципалитет на своих очистных, то “резко повысится тариф на те стоки, которые у них останутся”.
 
“Делиться нечем!” - был на тот момент уверен Геннадий Петрович. Однако, после вмешательства областного департамента экологии поделиться, все-таки, пришлось.
Впрочем, ситуацию это пока не сильно улучшило. Как утверждает руководитель «Артэкса», именно из-за противостояния с мэрией затормозилась модернизация очистных. По прогнозам Смирнова, чистая вода из очистных сооружений в реку Плоская пойдет лишь в ноябре (а по мнению директора “Коммунальщика” - уже в сентябре).
 
Это подтверждает и природоохранная прокуратура, чьи результаты проверки также оказались неутешительны. На 7 октября намечена очередная плановая проверка как “Коммунальщика”, так и “Артэкса”. Все теперь зависит от решения прокуратуры: привлечь предприятие к административной ответственности или остановить его работу.
 
Запах сбивает с ног
 
Не меньше руководства предприятия данная ситуация волнует и местное население. С наступлением теплых дней вот уже который год дышать традиционно нечем: запах с очистных буквально “сбивает с ног”.
 
“Кто будет убирать эту шерсть, жир, белок из р. Плоской? - возмущаются они. - Ладно, Плоскую загрязнили. Но это же Вятка, наша областная река. Там метра три этой шерсти от шкур... Мы уже речку зовем не плоская, а Чернушка. Черный ил течет в Вятку.
 
При Советском Союзе постоянно там чистили, и все отходы оставались в отстойниках. А сейчас отстойники не работают, и все отходы сливают прямо в речку”.
По словам народных активистов, ответы от контролирующих ведомств и горадминистрации приходят абсолютно одинаковые,”написанные словно под копирку”.
Впрочем, вопрос о возмещении ущерба в натуральную величину, заданный активистом “Хранителей Вятки”, даже не стоит. Алла Албегова объяснила, что из-за смены в свое время собственника предприятия, исчислить ущерб, причиненный именно сегодняшним руководством “Артэкса”, невозможно.
 
“Очень сложно определить ущерб до этого собственника и после него, - уверена Алла Викторовна. - А чистить реку раньше было бессмысленно: при некачественном стоке вся работа пошла бы насмарку. Мы ожидали, что, как только очистные заработают, город подаст заявку, и мы дальше будем ее двигать и наполнять федеральными деньгами. Разработка проекта займет в среднем около года, а его реализация – год-два. Я эмоционально на стороне “Артэкса” и “Коммунальщика”, потому что видела всю их работу”.
 
Впрочем, как мы уже отмечали,  “эмоциональность” не мешает Алле Албеговой исполнять свои непосредственные обязанности; то есть, направить материалы проверок в суд. Остался только один вопрос: почему изначально нельзя было решить все мирно и не доводить дело (и предприятие) до суда?
 
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте