Илья Зотов: «Работать легально должно быть выгодно»
26.05.2019 15:33:00
1575
0
Нелегальных перевозчиков выводят в правовое поле. На федеральном уровне рассматривается инициатива о лимитах на выдачу лицензий такси. На рынке таксомоторных перевозок по-прежнему много людей из преступного мира. О проблемах отрасли и способах их решения «Бизнес Новостям» рассказал председатель общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Персона
Илья, верно понимаю, что вы занимаетесь защитой прав пассажиров всех сфер - авиации, автомобильного, железнодорожного транспорта?
Не только защитой пассажиров, но и людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе помогаем и ее развивать. Речь об остановочных павильонах, парковках, инфраструктуре аэропортов и т.д. Важно, чтобы мнение пассажира было услышано на всех уровнях власти и учитывалось при утверждении планов развития транспорта.
Что сегодня объединяет проблемы всех этих отраслей?
Общая проблема — состояние транспортных средств. Уровень износа автобусов в целом составляет примерно 60%, а в ряде регионов доходит до 80%. С поездами такая же проблема. У самого крупного перевозчика — «Федеральной пассажирской компании» («дочки» РЖД) — свыше 19 тысяч вагонов. Более находятся в изношенном состоянии - без розеток, кондиционеров и т.д., что неудобно для пассажиров. Перевозчик анонсировал: будет обновлено более 3 тысяч вагонов. Этого явно недостаточно, и проблема продолжит усугубляться. Аналогичная ситуация с электричками. В Москве работают электропоезда новее, но в большинстве регионов, в том числе ПФО, ездят старые электрички.
Очередная трагедия - с «Сухим Суперджетом 100» в Шерементьево... , на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы подобного в нашей стране не происходило или такие ЧП неизбежны?
Одним решением не ограничиться. Необходимо говорить о том, что борт должен проходить более тщательную проверку готовности к полету. Когда ряд деталей через 15-20 минут после начала полета выходит из строя — это говорит о неготовности самолета. Важно принять программу обучения пилотов, увеличить количество часов обучения действиям во внештатных ситуациях. Сами пилоты говорят: этому уделяется мало времени. Любой самолет, заходящий на эвакуационную площадку, необходимо встречать службам оперативного реагирования. Во время трагедии в Шерементьево самолет не подал сигнал, соответственно, его не ждали ни пожарные, ни медицинские службы и так далее. Они начали подъезжать, когда стало очевидным возгорание. Нужно до пассажиров тщательнее доносить информацию о действиях во время эвакуации. Не все знают — куда идти и как действовать.
После трагедии мы направили обращение в Министерство транспорта России с предложением блокировки верхних полок для ручной клади. Блокировка полок требуется не только в моменты экстренной эвакуации, но и в ситуациях, когда самолет попадает в зону турбулентности: из-за сильных ударов верхние полки могут открыться и чемоданы упасть на головы пассажиров, подобные прецеденты имеют место быть. Это решение уже будет реализовано в отечественных самолетах МС-21.
До 1 июля 2020 года во всех видах наземного общественного транспорта необходимо установить тахографы. Вы стали одним из инициаторов увеличения числа пунктов для комфортного и безопасного отдыха водителей. Поможет ли это рынку легальных перевозчиков?
Необходимо системно создавать комфортные условия для работы легальных перевозчиков и всячески им помогать - чтобы работать легально было выгодно. При этом надо понимать: если за счет тахографов ограничивать время работы водителя, на дальних рейсах должны быть созданы комфортные условия для отдыха. Особенно это важно в темное время суток. В Европе такие пункты организованы в радиусе примерно 20 км. И каждый водитель знает: если тахограф «позволяет» ехать еще 30 минут, водитель доедет до следующей точки остановки, где есть интернет, возможность перекусить, отдохнуть.
А ваши предложения по очистке от нелегалов?
Сейчас на стадии запуска находится проект «карта нелегальных перевозчиков». Считаем, что он должен охватывать все виды транспорта во всех регионах, но начнем мы работу с межрегиональных автобусных перевозок. При поддержке общественников проект позволит системно блокировать работу нелегальных перевозчиков. штрафов недостаточно, потому что от штрафов умело уходят. В ряде регионов, к примеру, в Кировской области, есть только один человек от Ространснадзора, который отвечает за все эти вопросы. Это неэффективно. Поэтому мы планируем создать такую платформу, где каждый может пожаловаться на нелегального перевозчика.
Дополнительно необходимы более системные меры по конфискации транспортных средств: сейчас у регионов такие полномочия есть, но нет мест для такого транспорта и нет денег для оплаты расходов на эвакуацию. Здесь надо найти рациональное зерно.
Уточнение по проекту «карта нелегальных перевозчиков». Правильно понимаю, что я, как обычный житель города, могу сфотографировать «место дислокации» нелегальных перевозчиков и послать сигнал?
Да, но чтобы люди это делали, им нужно объяснять опасность поездок с такими перевозчиками. В то же время органы субъекта или муниципалитета не должны допускать, чтобы пассажир пользовался услугами нелегалов. Когда у пассажира нет альтернативы добраться до какого-то города с легальным перевозчиком, а работает только нелегальный, пассажиру будет невыгодно сообщать такую информацию, иначе он останется совсем без транспорта.
На днях кировский автоперевозчик сообщил, что сервис поиска попутчиков БлаБлаКар переходит на работу только с легальными перевозчиками. Вам об этом известно?
Слышал, но пока это больше желание самих перевозчиков, чем факт. Все мы знаем, что такие сервисы — а их в России более 200 - не гарантируют ни профессионализм водителя, ни адекватность пассажира. Вторых тоже нужно проверять и вводить к ним определенные требования. Помните громкую историю в прошлом году? Девушка хотела заработать, посадила парня, чтобы довезти до города, который ее в итоге убил. Необходимо вводить требования к пассажирам, чтобы водитель мог их проверить и контролировать ситуацию. Кроме этого, водители, которые работают с подобными БлаБлаКару сервисами, не должны заниматься регулярными перевозками. Для этого есть другая система работы, имеющая требования к стажу водителя и техническому состоянию транспортного средства.
Вы сказали — усилить требования к пассажирам. Каким образом — страховку заключать или какой-то договор?
Решение по поводу пассажиров пока не найдено, но рациональный выход должен быть. Водитель, условно говоря, проверяет пассажира по аккаунтам в соцсетях или еще как-то. Есть большое количество мужчин со «справками о своем здоровье», которые бронируют поездки у водителей-девушек для определенных целей.
Создаются ли сегодня условия для райдшеринга?
Создаются. В некоторых городах на западе есть специальные парковочные места для автомобилей, которые занимаются совместными поездками. Для них даже предусмотрена возможность проезда по выделенным полосам. Есть льготы от работодателей, которые стимулируют таких водителей. Когда, допустим, группа сотрудников одного микрорайона едет до работы. Райдшерингом занимается категория профессиональных водителей, зарегистрировавшихся в определенной системе. Добавлю, что райдшеринг - это не перевозка на автобусе, это перевозка пассажиров на легковом автомобиле людей. Нам еще многое в этой сфере предстоит сделать, опираясь на самые успешные практики.
Недавно в Общественной палате РФ обсуждался законопроект о такси. Документ прошел первое чтение, вы также над ним работаете. Какие сильные стороны законопроекта?
Законопроект наконец-то выводит агрегаторов в правовое поле. Предлагает до 2 млн рублей увеличить страховую выплату в случае, если пассажир такси получил травму. Сейчас выплата происходит только по ОСАГО, пассажир может получить до 500 тысяч рублей, в то время как на всех видах общественного транспорта - автобусах, троллейбусах - выплата составляет до 2 млн рублей.
Документ предусматривает появление федерального реестра водителей. Сейчас водитель, совершивший серьезное нарушение, может переехать в другой регион и продолжить работать. Речь о грубых правонарушениях, к примеру, ДТП по вине водителя с жертвами. Мы предлагаем создать федеральный реестр, чтобы исключить возможность для работы злостных нарушителей. Предлагается ужесточить требования к проверке водителей для выдачи разрешения для работы в такси. Мы и ряд другие общественных организаций (к примеру, «Синие ведерки») предлагаем смотреть информацию о водителе по медицинским базам — состоял ли, допустим, на учете у психотерапевта. Обязательно смотреть по базам полиции — может, он совершал действия насильственного характера в отношении других людей. Таким образом удастся отсечь большой пласт водителей, которые являются преступником. На этом рынке большое количество людей работают из этого мира.
Базовая задача - сделать так, чтобы на рынке работали профессионалы, потому что для профессионала получение тех или иных разрешений не составит никакого труда. Мы предлагаем разрешение выдавать бесплатно — через МФЦ.
Какой объем агрегаторов сегодня работает нелегально?
Не скажу конкретно, но не секрет, что водителю для «трудоустройства» достаточно водительских прав, а зачастую даже и их нет. Водители берут в аренду такси (в Москве это стоит 1-1,5 тысячи рублей в сутки) — и выходят на линию. Никаких проверок. В Москве проходили рейды, задержали большое количество людей, у которые даже нет водительских прав. Это говорит о том, что у агрегаторов отсутствует дополнительная проверка данных о водителях. Конечно же, необходимо создавать национальную систему контроля за легкомоторными перевозками. Создание такой системы на себя должно взять государство. Подобная система будет создана в этом году в Москве, и агрегатор в любой момент может отключить водителя за нарушение - превышение скорости, угрозу жизни другим пассажирам и так далее.
На ваш взгляд, насколько сами пассажиры знают о своих правах и готовы их отстаивать?
Как показывает практика, пассажиры о своих правах знают редко. Их права прописаны мелким шрифтом при заказе машины. Вспоминают, когда попадают в ДТП и встает вопрос: кто оплатит лечение, кто возместит потери за то, что ты остался без работы из-за инвалидности. За нашей помощью или консультациями обращаются уже после каких-то серьезных нарушениях.
Во время приезда делегации высокопоставленных чиновников перекрывается движение. Это является нарушением прав потребителей и тех же пассажиров автобусов или такси, которые в этот момент простаивают?
Любое перекрытие необходимо организовывать таким образом, чтобы пассажиры имели возможность добраться до тех или иных объектов социальной инфраструктуры. На примере Москвы: даже если движение перекрывается, все равно работает общественный транспорт . Может, не с тех же привычных остановок, к которым люди привыкли, но информирование людей происходит и каждый сможет добраться в нужную точку.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий лишение свободы на срок до 12 лет за ДТП с погибшим, произошедшие по вине водителей в нетрезвом состоянии. Сейчас закон предусматривает сроки до семи лет. В случае гибели двух и более людей срок увеличивается до 15 лет (сейчас до 9). За причинение тяжкого вреда здоровью пьяному водителю будет грозить до семи лет лишения свободы (сейчас - до 4). Помогут ли, на ваш взгляд, такие шаги снизить число «пьяных» аварий?
Мы полностью поддерживаем инициативу. Дополнительно к этому нужно вводить и проверку на алкогольное опьянение водителей. Не бороться с последствиями, а предотвращать. Чтобы водитель не мог сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения. То же самое - с машинами на рынке каршеринга, когда любой может взять за несколько минут машину и поехать на ней. Сейчас даже в них отсутствуют алкозамки. Необходимо совместно с бизнесом, айтишниками внедрять современные решения во все транспортные средства, но недорогие, чтобы они значительно не влияли на стоимость поездки.
В других же странах это делается?
Алкозамки во многих странах работают. Если говорить о такси, то, допустим, в США ограничивают количество выданных лицензий. Если лимит выдан, а ты тоже хочешь работать на этом рынке, необходимо встать в очередь и ждать места. В таком случае за каждым водителем осуществляется более четкий контроль. Проработали лишние пять минут — гигантские штрафы. Уже не говоря о наказании за алкоголь — сразу лишаются лицензии и перестают работать на этом рынке. У нас ничего этого нет.
Планируется ли подобную схему внедрить в России?
Такая инициатива находится на рассмотрении в Москве. Скорее всего, это сначала будет внедрено в столице, потому что Москва готова к этому, пассажиры жалуются на большое количество непонятных водителей. Такие ограничения позволят и самим водителям зарабатывать, потому что поездка за 90 рублей по Москве ниже расходов, которые несут водители. Нужно понимать, что такси это не в полной мере общественный транспорт. Этот транспорт чуть-чуть должен быть дороже, чтобы пассажиры за эту сумму получали все меры безопасности, комфорта и так далее.
Какие из последних ваших инициатив поддержаны? Вы, к примеру, выступали за ужесточение ответственности за высадку детей на мороз из общественного транспорта.
Если говорить про высадку детей на мороз, то инициативы уже подготовлена и проработана. Считаем, что будет принята в осеннюю сессию Госдумы. Сейчас обсуждаем еще одну важную инициативу — покупку льготных билетов в формате онлайн, потому что пассажиры с Дальнего Востока жалуются: вынуждены приезжать с сельских территорий в большой город и ожидать очередь до 10-15 часов, чтобы купить билет. Мы уже подготовили решение, чтобы через портал госуслуг люди могли пройти проверку (как это было во время выборов президента). Эта инициатива поддержана большинством наиболее крупных авиакомпаний. Минтранс сейчас занимается технической стороной этого решения.
Еще одна наша инициатива, которая рассматривается, - о компенсациях на железнодорожном транспорте. На железнодорожном транспорте в случае возникновения каких-то форс-мажоров в поезде нет ни воды, ни питания. Плюс ограничено количество энергии, и на случай остановки поездка в Сибири или на Урале на сутки-двое необходимо вызывать вертолет и экстренно эвакуировать пассажиров. Системно проблема не решена, как в авиации, где пассажиры могут получить и питание, и воду, и проживание. Я в прошлом году сам оказался в такой ситуации, когда поезд остановили в Ростове-на-Дону. Мне было куда уйди, а люди сутки жили в поезде без каких-либо условий.
Тема развития придорожной инфраструктуры. Кто должен озаботиться этой проблемой?
Инфраструктурой, конечно же, должен заниматься муниципалитет. Стандарты должны приниматься на федеральном уровне, а техническое воплощение — на местном: какой цвет, в каком количестве, должен ли быть интернет, розетки на остановочных павильонах и т. д. Такие тонкости решаются на местном уровне. Конечно, частные инициативы необходимо поддерживать. Таких много, например, в Севастополе предприниматели устанавливали остановки, и это одни из самых передовых остановок. Можно и в интернет бесплатно выйти, и посмотреть модернизированную карту маршрутов, все это очень важно для обычного человека. Чтобы ночью, на остановке мог, к примеру, сообщить в полицию, если что-то не так. Еще эти остановки оснащены видеонаблюдением, чтобы пассажир чувствовал себя в безопасности даже на этом объекте транспортной инфраструктуры.
Но каких-то государственных системных мер по поддержке частного бизнеса в развитии транспортной инфраструктуры не существует, кроме таких глобальных проектов, как Крымский мост или строительство вокзалов, железных дорог, ВСМ. Там все это есть, но на другом уровне, где мог бы поучаствовать малый бизнес, ничего этого нет. Хотя сам малый бизнес понимает: будет благоустроена остановка — больше людей будут ожидать транспорт, и там, условно говоря, можно поставить точку по продаже кофе. Такие остановки установлены в Краснодаре, когда и остановка, и павильон для кофе — это как раз была частная инициатива.
Вы за несколько последних дней побывали в Берлине, во Владимире. Зачем?
Сегодня (21 мая — прим. «БН») еду в Новосибирск — на Международный Сибирский транспортный форум. Во Владимире я живу. В Берлин ездил по рабочим вопросам, в том числе обменивались мнениями по развитию транспортных систем. В этом году я не первый раз там был. Ездил в Мюнхен, смотрел, как у них работает система транспорта, которая считается одной из передовых в мире. Там активно развит и единый проездной билет, и маршруты. Нужно постоянно учиться лучшим практикам. В прошлом году я был в Индии — в Дели. Знакомился с работой авиасообщения, водного транспорта. Конечно, есть чему поучиться. Практиками нужно обмениваться, чтобы предлагать в России новые, уникальные регенты, которых в нашей стране не было раньше и они будут эффективно адаптированы в нашу среду.
Какие из последних увиденных интересных практик внедряются в России?
Ради примера могу упомянуть Мюнхен. Там электрички являются городским видом транспорта, как автобусы. Они интегрированы в систему. По одному билету можно проехать как на электричке, так и на автобусе. Подобные системы сейчас будут создаваться в Москве — это Московский центральный диаметр, когда через всю Москву будут ходить электрички в тактовом режиме 5 минут. Пассажир приходит на остановку и с единым билетом может ехать, не задумываясь, когда придет электричка.
Вы в Киров уже приезжали, вновь планируете приехать?
Планирую. Мы как раз сейчас будем заниматься железнодорожным вокзалом в Кирове. Там для маломобильных групп граждан вокзал не совсем подходит. Замечания, которые мы передали в РЖД после нашей поездки в Киров, в этом году будут устранены. Наша задача — перепроверить эту работу. Проверим, чтобы спуск к платформе был комфортным для маломобильных групп граждан. Конечно же, чтобы рамки при входе на вокзал стояли не только для проформы: сейчас не всех пассажиров проверяют и есть определенные риски, потому что пронести на вокзал можно все, что угодно. Такого не должно быть, когда есть федеральный закон, а на месте он не исполняется. Мы приезжали в Кирове, смотрели, что сделано. Общались с министерством транспорта на тему, что можно предложить для борьбы с нелегальными перевозчиками. Передали свои наработки и я знаю, что их планируют использовать.
По нелегалам - речь о создании единого реестра?
Да, мы рассказали, как это делаем в Москве без мобильного приложения, без карты (их сейчас будем запускать). Сообщаем информацию в надзорное ведомство, она берется на контроль. И общественник совместно с уполномоченным органом идет на эту проверку и составляет протокол. У обычного человека нет таких прав. И мы никогда на ставили своей задачей подменять работу органов, которые должны этим заниматься.
В ближайшее время планируем выступить еще с одной инициативой, связанной с вашим городом. Киров имеет некомфортную транспортную связанность с другими регионами - будь то Казань или Ижевск. Нужно все-таки эту систему отлаживать таким образом, чтобы пассажиры быстро добирались, в том числе до Сыктывкара (он же у вас рядом), чтобы ездили не только на автобусах, а была альтернатива.
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru