Интернет по умолчанию
13.09.2015 13:54:00
2134
0
Директор Кировского филиала «Ростелеком» Евгений Валов уверен, что в будущем интернет будет таким же общеупотребительным сервисом, как наличие водопроводной трубы в любой квартире.
К 2018 году широкополосный доступ в интернет в рамках программы «Устранение цифрового неравенства» получат 229 населенных пунктов Кировской области с населением от 250 до 500 человек. Правда, по словам директора Кировского филиала «Ростелеком» Евгения Валова, судьба поселений с числом жителей от 500 человек, на которые эта программа не распространяется, пока туманна. Тут каждый оператор будет строить сеть в рамках своей заинтересованности по бизнесу. «Бизнес Новости» спросили Евгения Владимировича о том, какой будет телекоммуникация в 21 веке, возможно ли импортозамещение в этой сфере и как долго еще проживет стационарная телефонная связь.
Дело привычки
- Евгений Владимирович, год назад вы попытались запустить систему платежей через личный кабинет в интернете, отменив бумажные платежки, но не все это восприняли положительно…
- На самом деле все современные компании, в том числе и телекоммуникационные, стремятся перейти на дистанционное обслуживание. Ведь через личный кабинет на сайте, не отходя от домашнего компьютера или воспользовавшись мобильным приложением, можно осуществить большинство операций, которые раньше совершались в точках продаж.
- Но это если у абонента есть хотя бы пластиковая карта или электронный счет в банке.
- Естественно. Большинство пользуется сейчас электронными онлайн-платежами с помощью банковской карты. У всего молодого поколения, которое достигло своего совершеннолетия, она уже есть де факто. У среднего поколения она тоже уже есть. Пока лишь более пожилые люди не привыкли к такой форме расчетов и пугаются этого. Но время пройдет, поколение сменится, и скоро все будут охвачены электронными расчетами. А пока, принимая во внимание тот факт, что не всем категориям наших абонентов удобна и понятна электронная форма оплаты услуг, для части клиентов мы сохранили доставку бумажного счета.
- И все же в вашей деятельности акценты постепенно смещаются с телефонии на интернет. Многие ли отказываются нынче от стационарного телефона?
- Действительно, отток абонентской базы по фиксированной телефонии наблюдается. Но при этом говорить о том, что традиционная телефонная связь уходит в прошлое, было бы преждевременно. Остаются верны стационарной телефонной связи люди среднего и пожилого возрастов, клиенты, для которых такая связь необходима ввиду их профессиональной деятельности и те, для которых качество связи играет большую роль в силу разных причин. Даже в Европе, Америке, где эти процессы начались раньше, чем в России, телефония все равно не «канула в лету». Скажу больше, на основе стационарной телефонии получают свое развитие новые сервисы, основанные, в том числе, на технологии интернета. Речь, прежде всего, об облачных технологиях.
- Наш регион считается несколько консервативным. В отношении перехода, скажем, на облачные технологии связи это тоже проявляется?
- Отрасль связи - специфична. Для меня она понятна, но для руководителя, скажем, машиностроительного предприятия, связь- это сервис. Если связь работает – это хорошо. И ничего менять люди не хотят. Так же как не все хотят понимать, что телекоммуникация сегодня – это не просто телефоны в офисе. Это целый комплекс дополнительных возможностей, которые позволят не только экономить расходы на связь, но и развивать свой бизнес.
- То есть современные средства связи бизнесом не востребованы?
- Отчего же. Новые технологии хорошо приживаются во вновь образованных компаниях. Когда человек начинает развивать свой собственный бизнес с нуля, он начинает интересоваться, как можно сэкономить на всем: на аренде помещений, на приобретение оборудования, уменьшить затраты на телекоммуникации, применяя облачные технологии. Руководитель начинает сам погружаться в тему телекоммуникаций. И когда ему показываешь, что традиционно так, но можно сделать все намного дешевле, внедрение происходит гораздо эффективнее.
- А как на вас повлияла текущая экономическая ситуация? Понятно, что надо развиваться, выполнять государственную задачу по организации доступа в Интернет в каждом населенном пункте от 250 до 500 жителей. При этом стоимость комплектующих в соответствии с курсом евро и доллара растет. Возможно ли импортозамещение в какой-то части? Кабели, понятно, мы умеем делать, а вот то, что касается оборудования…
- Кабель делать можем, но сами оптические волокна для них покупаем за рубежом. Многие кабельные заводы - Московский, Самарский кабельный завод - изготавливают кабель, но волокна берут из Японии, Европы, США. Если же говорить об оборудовании, то внутри аппаратов российских брендов, давайте будем честными, вся начинка импортная, как правило китайская. То есть, вся схемотехника, вся микроэлектронная база, все микропроцессорные чипы – в подавляющем случае производства КНР.
- Может быть, с дорогим рублем просто было экономически нецелесообразно развивать собственное производство?
- Возможно, сейчас что-то поменяется. Цена любого оборудования складывается из двух составляющих: “железо” и программное обеспечение. Если «железо» сейчас закупается за рубежом и комплектуется в России, то программное обеспечение мы пытаемся делать уже сами. Поэтому, естественно, оборудование дорожает, и Ростелеком выручает только то, что закупки осуществляются большими партиями, за счет чего достигается экономия.
«Артефактные деревни»
- Вы свои планы по развитию не корректируете?
- Нет, стратегические планы утверждены компанией, и они будут выполняться.
- В таком случае, когда появится интернет в каждом населенном пункте с числом жителей от 250 человек?
- В рамках программы «Устранение цифрового неравенства» у нас контракт до 2018 года. Создан так называемый Фонд универсального обслуживания, из которого идет финансирование этой программы. В течение 10 лет Ростелекому будут возвращаться деньги, которые компания вложит в строительство и развитие сети в небольших населенных пунктах. Как бы то ни было федеральный госконтракт будет выполнен. Только в Кировской области мы должны провести оптику до 229 населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек. А вот что делать с населенными пунктами с числом от 500 и более жителей, которые в программу не попали - тут уж каждый оператор будет строить сеть в рамках своей заинтересованности по бизнесу.
- Есть мнение, что рентабельность телекоммуникационных компаний снижается в силу того, что с увеличением трафика они, по сути, превращаются в телекоммуникационную трубу. А зарабатывают на этом - производители контента.
- Есть такая тенденция. «Цифровая труба» действительно все дешевле и дешевле, при том что скорости все выше. Поэтому сейчас любой оператор стремится создавать свой контент. У нас это тот же поисковик “Спутник”, собственное IPTV. Постепенно появляются приложения Ростелекома и в App Store, и в Play Market’е. Этим путем стараются идти все, кто думает о будущем.
- Как вы выдерживаете конкуренцию на рынке передачи данных при том, что у вас большие затраты на связь в районах области, где доходность ниже?
- Непростая ситуация. Специфика области – низкая плотность населения и большое количество малых населенных пунктов. Мы вынуждены «тянуть эту лямку», оказывая услуги связи по всей области, потому что являемся субъектом естественной монополии, попадаем под действие регуляторов. Операторы мобильной связи, если базовая станция не приносит денег, всегда имеют возможность ее убрать. У нас же есть такие «артефактные деревни», в которых поддерживать связь будет дороже, чем купить каждому оставшемуся жителю по квартире и переселить. Но у нас публичный договор, который мы не имеем права расторгнуть в одностороннем порядке. И вся эта нагрузка сказывается, в том числе, на общей рентабельности компании. Раньше мы могли хотя бы дифференцировать тарифные планы - для городов одни, для села - другой. Мы пытались как-то компенсировать убытки, но УФАС нам указал, что стоимость тарифного плана должна быть единой для всех пользователей услуги на территории сети филиала.
- Логика в этом есть: почему абонент в селе должен платить больше горожанина?
- Согласен, но вал жалоб идет - люди же привыкли сейчас жаловаться не нам даже, а сразу президенту: “Владимир Владимирович, в 21 веке, когда корабли бороздят просторы Вселенной, в моей родной деревне до сих пор нет интернета. Прошу обязать..!” Но как бы тяжело ни было, мы все равно боремся за свое место на рынке Кировской области.
- К президентским выборам 2012 года Ростелеком осуществил глобальную задачу - организовал на каждом избирательном участке систему видеонаблюдения. Как они используются сейчас?
- Выборы состоялись, результаты были признаны всеми. Я в тот момент сам дежурил на выборах и подсчитывал голоса синхронно с членами комиссий. Встал вопрос, что дальше делать с этим оборудованием? Поэтому следующая задача, которую мы обеспечивали, вспомните…
ЕГЭ?
- Да. И первый раз, когда мы ввели видеонаблюдение за проведением ЕГЭ, упал средний балл по стране. Особенно это сказалось в южных регионах, где до этого средний балл был 101 из 100 возможных… После проведения проекта по ЕГЭ в 2014 году мы передали программно-аппаратные комплексы в школы. Такой программно-аппаратный комплекс, включающий ноутбук и камеры видеонаблюдения, в школе всегда найдут себе применение. В моем понимании, как родителя, в школе будущего камера вообще должна висеть в каждом классе.
Для спокойствия родителей?
- Во-первых, это повышение безопасности. Во-вторых, сейчас не редкость скандалы в классе. То учитель обидел школьника, то наоборот. Но когда урок проходит в классе с видеонаблюдением, и администрация школы говорит, что видеонаблюдение не выключено, то урок проходит гораздо эффективнее. Причем и с точки зрения качества работы учителя, и с точки зрения поведения школьников. И если инцидент произошел, поднял запись и видно, кто виноват.
А вообще с точки зрения футурологии каково будущее связи? Понятно, что будут еще расти скорости. Понятно, что появится максимальное покрытие широкополосным интернетом территории и доступ каждому домохозяйству и гражданину. А дальше что? Куда пойдет связь?
- Только сервис. Передача данных будет уже как само собой разумеющееся благо. Люди об этом даже думать не будут. Я считаю, что это будет постоянно действующая и всегда присутствующая вещь…
...как водопровод?
Как наличие водопроводной трубы в квартире. Ты платишь за холодную и горячую воду - это контент. А за возможность ее потреблять, за трубу - не платишь. Так и здесь. Я конечно, не силен в футурологии, но ни в одном фантастическом блокбастере вы не увидите сцен, что надо провести сюда связь. Она есть — и точка. А фантасты многое из существующего сегодня предсказали...
Беседовал Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
Евгений Владимирович Валов, директор Кировского филиала ПАО "Ростелеком"
Дата и место рождения: 12 августа 1977 г., Кирово-Чепецк.
Образование: 1997 г. - ВятГТУ по специальности "Конструирование и технология электронно-вычислительных средств";
2003 г. - Санкт-Петербургский институт внешних связей, экономики и права по специальности "Финансы и кредит".
Карьера: Работу в отрасли начал в 1999 г. в ОАО "Кировэлектросвязь", имеет четырнадцатилетний опыт руководства техническими подразделениями разного уровня. В 2010 г. Евгений Валов был назначен первым заместителем директора филиала - главным инженером Кировского филиала ОАО "ВолгаТелеком" (в апреле 2011 г. присоединилось к ОАО "Ростелеком"), с апреля 2011 г. - заместителем директора филиала - техническим директором Кировского филиала ОАО "Ростелеком". В сентябре 2014 г. Евгений Валов утвержден в должности директора Кировского филиала ОАО "Ростелеком".
Семейное положение: Женат, двое детей.
Хобби: Охота, рыбалка.
Любимая еда: Окрошка.
Вопросы Марселя Пруста
Если не собой, то кем хотелось бы быть? - Исследователем Космоса. Жалею, что не доживу до контакта с внеземной цивилизацией.
Какие качества цените в женщинах? - Богатый внутренний мир. Чтобы с ней было интересно.
Какой способностью хотелось бы обладать? - Отсутствие внутренних страхов.
С кем из великих хотелось бы встретиться? - Альберт Эйнштейн.
Девиз: Двигайся вперед!