Интервью с Валентиной Бушковой

30.07.2012 00:05:00 2359 0

Председатель Облпотребсоюза считает, что у вездесущих федеральных сетей есть свои слабые места, а конкуренция — двигатель торговли.

Председателя Облпотребсоюза Валентину Бушкову журналисты замучили вопросами о запрете продажи алкоголя и прогнозами развития «безалкогольной» торговой отрасли. Хотя она уверена, что спрашивать нужно совершенно о другом. «Хороших кадров мало», - сетует Валентина Михайловна. Но даже несмотря на это, в будущее потребительской кооперации смотрит оптимистично, уверяя, что у вездесущих федеральных сетей есть свои слабые места, а конкуренция — двигатель торговли. И еще какой двигатель!

Большое будущее
Валентина Михайловна, все-таки, давайте начнем с самого актуального, с запрета алкоголя. Если я не ошибаюсь, у вас около 250 закусочных в районах. Продажа алкоголя — один из главных источников дохода любого продовольственного магазина. Вас как-то коснется данный запрет?

Конечно, коснется. Большинство закусочных, действительно, придется перепрофилировать. Вопрос — во что? Согласно ГОСТам, кафе — этот уровень предприятия намного выше, чем столовые или закусочные. Это совершенно другой интерьер, другая посуда, другой уровень обслуживания, да и цены гораздо выше. Естественно, что в населенных пунктах, где проживает 100-200 жителей, мы закусочные в кафе превращать не будем.Вообще, бар — это более ограниченное понятие, чем закусочная, и более затратен в содержании. Поэтому, на данный момент мы еще решаем, как и что конкретно будет реорганизовано.
Разумеется, я прекрасно понимаю, что употребление алкоголя превратилось в государственную проблему. Но, знаете, понаблюдав, как сегодня эту государственную проблему решают, я сделала свои, может, не совсем оптимистичные, выводы. У нас проблему разрешения или запрета алкоголя все время пытаются решить учитывая только городские особенности, но не учитывая реалии обслуживания села. Бары и закусочные в городе — это одно, контингент здесь больше и состоятельнее, на селе ситуация совершенно другая. Сегодня население в деревне и так обделено: там ведь ничего кроме закусочных нет.
Я считаю, что главная причина алкоголизации населения заключается в том, что сельскому населению сегодня нечем заняться. Люди пьют от безысходности и безработицы. Сегодня в России есть целый пласт людей, которые никому не нужны и от того спиваются. Мы их толкаем новыми запретами выпивать не в закусочных, а на улице, на скамейках, при этом пить алкоголь сомнительного качества.
Поэтому я отношусь к подобным запретам с некоторой опаской. Они провоцируют рост употребления нелегального алкоголя. Плюс мы забываем о тех людях, которые сегодня уже привыкли пить и будут пить во что бы то ни стало. А что именно они будут пить — уже вопрос.

Но в целом, я так понимаю, у вас позитивное отношение к той антиалкогольной политике, которую проводит губернатор?
Да, безусловно. Я его понимаю. Понимаю, что ему надо принимать какие-то решения, раз проблема алкоголизации вышла на такой серьезный уровень. И он пытается ее решить. Насколько успешно это получается — покажет время.

То есть, ваши торговые точки без алкоголя проживут. Вообще, насколько легко в современных рыночных условиях выживать потребительской кооперации?
Я не считаю, что мы «выживаем». Мы достойно конкурируем на рынке. «Выживали» мы в 90-е, сейчас это слово для нас неактуально. Мы очень много средств вложили в модернизацию объектов общественного питания, торговли, производство. Хотя, конечно, признаюсь, что модернизировать зачастую сложнее и затратнее, чем строить предприятия с нуля, как ни странно. Сейчас в России есть такие технологии, которые позволяют построить моментально и магазин, и точку общепита...

А кто сейчас главный бенифициар организации? Раньше это были сами трудящиеся. Рынок внес какие-то коррективы?
Есть закон о кооперации в РФ. Согласно нему, собственником является юрлицо. В Облпотребсоюзе это сам Облпотребсоюз, учредителями которого являются райпо и РПС. У нас есть члены-пайщики в количестве 27 тысяч человек, которым мы подотчетны.

Не кажется ли вам, что потребительская кооперация — это уже почти история? Для большинства населения «кооперация» — это что-то из глубокого советского прошлого...
Категорически не согласна с этим мнением. Кооперация есть в 140 странах мира. Причем, наш центральный союз России является членом международного альянса кооперации. Кооперация во многих странах мира не только не является прошлым веком, но активно развивается. Например, в Швейцарии, где мы недавно были, кооперация занимает лидирующее положение в торговой отрасли. Может быть, у нас несколько другие принципы ведения деятельности, чем в системе кооперации других стран, но суть неизменна.
Кстати, а вы знаете, что такое понятие, как кооперация родилось в России? Если российской кооперации 180 лет, то международной — 90 лет. ООН объявило 2012 год — Годом кооперативов.

То есть, у кооперации есть будущее?
Конечно! Мы всегда были структурой, которая жила за счет своих источников. То есть, почти рыночная структура, за исключением, пожалуй, менеджмента. Мы ведь жили в закрытой стране и нам неоткуда было черпать успешный управленческий опыт. Мы применяли те же методы, что существовали в Советском Союзе.



Слабые места федералов
Насколько серьёзно ваши позиции поколебали зашедшие не так давно федеральные сети? Воспринимаете ли вы их как конкурентов?
Да, безусловно воспринимаем, как конкурентов. Федеральные сети зашли в 11 районов области. Впрочем, параллельно в районы идут и кировские торговые сети. Насколько я знаю, в ближайшее время еще в четырех районах откроются магазины торговой сети «Магнит». Но хочу сказать, что мы тоже не сидели сложа руки, готовились к их приходу. Правда, по-прежнему пока отстаем от них в автоматизации торговых процессов, оперативности управления. Сети ведь заходят с самыми передовыми технологиями. С другой стороны, как автоматизировать магазины в маленьких деревеньках? Там даже интернет еще не везде есть.
Конечно, приход сетей нас настораживал, и даже пугал. Но сейчас испуга уже нет. В некоторых районах представители торговых сетей работают второй год и ситуация с покупателями стабилизировалась. Мы тоже нашли у них слабые места. Во-первых, у нас шире ассортимент. Во-вторых, есть свое производство, а это подразумевает, что наша продукция более экологически чистая, свежая и качественная. В-третьих, покупатели — это наши потенциальные пайщики, многих из них мы знаем.
Да, сначала произошел отток покупателей. Но потом часть из них вернулась обратно. Я считаю, что больше от прихода торговых сетей пострадали частные предприниматели, нежели мы. К тому же, знаете, приход федеральных сетей подтолкнул и нас к активной работе. Когда видишь совершенно другой — причем, успешный - формат работы, то это очень подстегивает.

По большому счету, магазины райпо на селе несут огромную социальную функцию. Если их не станет, то селянам, особенно, из труднодоступных районов негде будет купить продукты. Останется ли Облпотребсоюз спасителем «глубинки» или вы собираетесь сворачивать потихоньку деятельность наиболее убыточных магазинов?
- У нас действительно есть магазины в населенных пунктах, где собственно население едва достигает 100 человек. И - да, они убыточны. Но главная сложность совсем не в этом. Она в кадрах. То есть, мы, может быть, и не закрывали бы их, но для этих магазинов невероятно сложно найти кадры. Иногда приходится специально возить людей на работу в такие магазины из других населенных пунктов.
Какой-то политики по закрытию магазинов на селе у нас нет. А там, где приходится это делать, обслуживаем население через автолавки.

То есть, проблема с кадрами, на которую жалуется почти каждый второй сегодняшний руководитель, для вас также актуальна?
Конечно. Во-первых, свою роль здесь сыграли те же федеральные сети. Они ведь приходят почти на «все готовое». В первую очередь, стараются перекупить наши торговые кадры. Конечно, молодежи больше нравится у них работать: там и автоматизация, все новое и блестящее, передовые методы и т.д. Но в конечном итоге, кадры «бегают по кругу»: здесь поработают, там поработают, потом снова к нам возвращаются. Как бы то ни было, все равно людей не хватает. Это, в том числе, политика семьи: каждый родитель хочет для своего ребенка лучшей жизни; хочет, чтобы он уехал в город, получил образование и, что называется, «устроился».
Мы в этом году проводили встречу с выпускниками кооперативного техникума в Котельниче, который и я закончила в свое время. Я выступила, а затем мы пошли общаться с ребятами. Я их спрашиваю: кем хотите быть? Кто-то хочет быть журналистом, кто-то хочет быть артистом, ну и так далее. Никто не сказал, что хочет быть слесарем, токарем, хлебопеком. Я их понимаю: мы все бываем амбициозны в этом возрасте. Я им говорю: «вы поймите, что при всем желании, вы не все сможете стать журналистами, не из всех из вас получатся артисты. Опуститесь на землю, вспомните о кооперации». У ребят тоже к нам странное отношение: как будто мы организация, оставшаяся в прошлом веке.
Сегодня деревня — это стареющее население. Молодежь уезжает в районные центры, из районных центров все едут в Киров, из Кирова — в столицы. Едут хоть куда, лишь бы не оставаться в районе.
Вы только подумайте: за последние 10 лет сельское население в регионе сократилось на 110 тысяч человек. То есть, каждый год 11 тысяч человек уезжают из сельской местности. Фактически, ежегодно исчезает небольшой город размером с мой родной Нолинск.
Я постоянно вспоминаю, какие люди у нас раньше были и какие есть сейчас. Продавец или заведующий магазином — это была фигура! С лидерскими качествами, с хорошими знаниями. Таких сейчас уже почти нет.

А что влияет на эту ситуацию?
Много факторов. В том числе, например, телевидение. Кто у нас сейчас на экранах? Артисты, политики... А кто сегодня хоть раз во всеуслышание заявил, что нужно быть поваром? Где сказали, что эта профессия престижна? По ТВ если и показывают повара, то обязательно дорогого и крутого ресторана с хорошей зарплатой и такими же хорошими чаевыми. А кто сегодня хоть раз сказал, что престижно быть хлебопеком? Общественные понятия престижа и его отсутствия на сельское население влияют не меньше, чем на городское.
Нам сейчас нужны грамотные управленцы. Нужны здесь, в Кирове. Хотя бы с какими-то зачатками лидерских качеств и желанием работать.

Разве таких нет?
Почти нет. С людьми сегодня никто не работает. Где у нас официальная идеология? Сейчас не модно говорить в хорошем ключе о советских временах, но ведь там была очень четкая и конкретная идеология. Причем, она начинала оказывать свое влияние на человека с самого детского садика.

Хорошо. Возвращаясь к вопросу кадров: вы обозначили проблему. Какие-то пути решения вы предпринимаете?
Да, конечно. Проводим целенаправленную кадровую политику, у нас есть свой техникум, социальные программы по оплате обучения, а в некоторых случаях и решение жилищных вопросов для специалистов. Тем не менее, мы понимаем, что кадровая проблема с каждым годом будет только нарастать.

Стараемся брать качеством
Раньше в каждом селе и поселке была дешевая столовая от райпо, а в райцентрах их было даже по несколько штук. Сколько сейчас их осталось в условиях развития частных баров и кафе?

Около 360-ти. Сокращение за последние годы есть, но не такое большое: около 30 подобных заведений не стало...

Не могу здесь тоже не спросить про конкуренцию. Частники сильно «зажимают»?
Да, в районных центрах открываются частные кафе, и они для нас конкуренты, но в деревнях нет, мы там единственные. Я хочу сказать, что столовых в небольших населенных пунктах в том виде, в котором были раньше, практически больше не существует. Не востребованы они у населения. Проблема опять-таки в малообеспеченности населения и в том, что сельское население неуклонно стареет.

Не могу не спросить про хлебопекарни, как основное пищевое направление вашей деятельности. Я читала о том, что вы собирались проводить техническое переоснащение пекарен. Насколько успешно реализуется задуманное?
Да, модернизация идет полным ходом с 2005 года: модернизировали почти все свои хлебозаводы. Знаете, даже вкус хлеба изменился со сменой оборудования...
Сегодня модернизируем всю технологическую цепочку, а также общепит. В частности, меняем электрическое оборудование на газовое, где это позволяют условия. Меняем обычные печи и плиты на энергоемкие и т.д. Работы - непочатый край.

Ваши конкуренты — это частные пекарни, которые также возят хлеб в районы. Какова доля рынка, которую они у вас отобрали?
Да, отобрали. Любой товар и любой продавец находит своего покупателя. А вот сколько конкретно, сложно сказать. Мы же стараемся брать качеством.

Два года назад вы подписали соглашение с губернатором области о способствовании самозанятости сельского населения в условиях дефицита рабочих мест в сельской местности. Насколько успешно продвигается реализация данного соглашения?
Данное соглашение абсолютно рамочное. Своего рода, позитивное пожелание. Не более того.

Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru


Досье:
ФИО: Бушкова Валентина Михайловна,
председатель Кировского Облпотребсоюза.
Место рождения: Кировская область, Нолинский район, дер. Сорви
Образование: Кировский кооперативный техникум, Московский кооперативный институт, факультет экономики (год окончания — 1987)
Карьера:
1973 год — Бухгалтер, затем старший бухгалтер в Райпотребсоюзе Нолинского района.
1973 — 1982 гг. - главный бухгалтер РПС, зам.председателя РПС по экономике
1982 — 2004 гг. - председатель совета Нолинского райпо
2002 — 2005 гг. - депутат Нолинской думы
2004 — по настоящее время — Председатель кировского Облпотребсоюза.
Хобби: ландшафтный дизайн (цветы), путешествия.
Любимая книга: исторические романы
Любимый фильм: «Красотка», «Зимняя вишня»
Любимая музыка: шансон, классическая музыка
Любимое блюдо: лесные ягоды в любом виде
Девиз: «Безвыходных ситуаций не бывает», «Никогда не переноси на завтра то, что можно сделать сегодня»

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте