Итог работы человечества
Владимир Путин признал «закон Димы Яковлева» адекватным ответом на «акт Магнитского» и пожелал, чтобы деньги от продажи ТНК-ВР вернулись из оффшора на родину.
Накануне «конца света» Владимир Путин после четырехлетнего перерыва дал свою традиционную пресс-конференцию с представителями более 1200 российских и иностранных СМИ. Рекорд четырехлетней давности (4 часа 40 минут) по продолжительности побит не был. На сей раз президент смог ответить за 4 часа 30 минут на 81 вопрос журналистов. Главной темой пресс-конференции стало обсуждение принятого Госдумой во втором чтении «закона Димы Яковлева». Хотя и без вопроса о «конце света» не обошлось.
Его задал не представившийся журналист Life News:
- Про вас столько анекдотов ходит. Помощники, наверное, рассказывали.
– Нет, они боятся рассказывать.
- Например, такой: Президент специально назначил пресс-конференцию накануне конца света, чтобы подвести итог работы всего человечества.
Путин удивил журналистскую братию тем, что точно знает, когда он, конец света, наступит. Через 4,5 млрд лет. Именно тогда, по его словам, завершится цикл жизни нашего светила и погаснет реактор Солнце. И рассказал со знанием дела, что еще раньше оно превратится в белого малого карлика. И бояться того, что неизбежно, бессмысленно.
Путин и дети
А вот с вопросом о паритетном ответе российского парламента на «акт Магницкого» к главе государства первой обратилась журналист «Сноба» Ксения Соколова. Она спросила, считает ли Владимир Владимирович меры по запрету усыновлять российских детей американскими родителями адекватными. И не становятся ли дети инструментом в политической борьбе?
Путин ответил, что считает ответ Госдумы адекватным. Не потому, что считает всех американских усыновителей безответственными или неадекватными. Однако тот факт, что в американские суды по громким процессам, связанным со смертью усыновленных из России малышей, не пускают даже российских представителей, не выдерживает никакой критики. Они ссылаются на то, что эти дела рассматриваются на уровне конкретных штатов, с которыми у России соглашения нет. И посылают представителей в Госдеп, с которым Россия и заключала соглашение. К тому же, по данным Владимира Путина, подавляющее большинство граждан РФ негативно относятся к усыновлению наших детей иностранцами. И нужно самим стимулировать усыновление, развивая внутри страны «это направление деятельности». Снимать бюрократические барьеры и принимать меры поддержки.
Что же касается «акта Магницкого», то это, по его словам, безусловно недружественный в отношении Российской Федерации акт. И дело тут даже не в чиновниках, которым отказано во въезде в США. «Мы сами считаем, что наши чиновники, особенно высокого ранга, люди, занимающиеся политикой, должны иметь счета в российских банках... Что касается недвижимости, я тоже сказал об этом. Если нам наши коллеги за границей помогут выявить тех, кто нарушает, мы будем им благодарны и даже готовы премию за это выписать. Но дело ведь совершенно не в чиновниках. Дело в том, что они один антисоветский, антироссийский закон заменили другим... Всё пытаются остаться в прошлом. Это очень плохо. Это, конечно, само по себе отравляет наши отношения».
Следом с таким же вопросом к президенту обратился журналист АиФ Александр Колесниченко, назвав принимаемый Госдумой «закон Димы Яковлева» людоедским (Колесниченко сам усыновил сироту). А люди теперь лучше узнали, что представляет из себя Госдума. На это Путин снова привел аргумент с американской фемидой, перекрывающей доступ российским представителям в суды по таким делам. И даже упрекнул Колесниченко за «людоедскую» трактовку закона в садомазохистских наклонностях. Но затем сменил тон и назвал его как усыновителя душевным и порядочным человеком. И сорвал аплодисменты журналистской братии. Президент также привел в пример своего «хорошего друга и коллегу» Герхарда Шредера (экс-бундесканцлера ФРГ), который усыновлял двух российских детей. И данный закон, по его словам, будет направлен лишь в отношении США, а не всех иностранных усыновителей.
Привет от «сов»
Кому задавать вопрос, по традиции выбирает пресс-секретарь президента, в данном случае Дмитрий Песков. Он сидит на высоком стуле слева от Путина и сканирует с прищуром поднятые журналистами таблички, листочки, аншлаги – написанные фломастерами, ручкой, выведенные на планшетник и даже написанные (преимущественно девушками) губной помадой. Таблички эти как очевидные – Беслан, Баку, НТВ или Bloomberg, так и «непонятные» - детсады, из деревни, часы, нефть. Так, часы, например, это про перевод часов – «привет» из Калуги от имени «многомиллионной армии российских сов», которым тяжело жить зимой по летнему времени. Путин сказал, что сам испытывает неудобство от того, что встаешь – темно и ложишься – темно. Но решение принималось его предшественником также на основании обращений множества людей, у которых с переводом часов якобы сбиваются биоритмы, а также аграриев. По его словам, сейчас правительство проводит мониторинг этой проблемы. И на основании него решение об отмене перевода стрелок может быть вновь пересмотрено.
Коллега из Мордовии Олег Каштанов, поднявший табличку «Крестьянин», попросил пересмотреть вводимый с 2013 года новый порядок субсидирования аграриев по гектарному принципу. Ибо он выгоден для тех, кто занимается растениеводством, но ударит по животноводам.
Путин объяснил, что такая форма субсидирования применяется в очень многих странах, хоть и является весьма затратной. И все же если аграрии Мордовии считают, что с этим есть проблемы, он постарается поставить этот вопрос перед правительством.
Как изменился с прошлого президентства Владимир Путин, чего от него ждать и будет ли он снова грести «как раб на галерах» (цитата из ответа президента на пресс-конференции четырехлетней давности), спросил журналист «Комсомольской правды» Александр Гамов.
Путин начал с конца, отметив, что «рабство на галерах» продолжается. Днем ранее он начал работу в 10 часов утра и закончил последнюю встречу ровно в 22.00. Примерно так складывается вся президентская неделя. И он к этому привык. А изменился, конечно, к лучшему – как с точки зрения жизненного опыта, так и профессионально. Сказалась работа председателем правительства в жесткий период кризиса, когда приходилось напрямую брать на себя ответственность. Когда в конце 2008 года надо было встать и публично пообещать, что ситуация дефолта 1998 года не повториться. «Представляете, какая ответственность? Представляете, если бы это обернулось крахом? А предсказать влияние факторов неопределенности, на которые невозможно повлиять, было невозможно. Приходилось председателю правительства лично «влезать в детали».
При этом на вопрос о здоровье и слухах о больной спине президент ответил традиционно и лаконично «Не дождетесь!»
Открыть оффшоры
Изрядная доля вопросов родилась после недавнего послания главы государства Федеральному Собранию. Так, представитель информагентства Bloomberg уточнил, каким образом тот намерен добиться деофшоризации (и как только он выговорил это слово!) экономики. И привел в пример проводимую в офшоре сделку по выкупу государственной «Роснефтью» доли акций частных акционеров ТНК-ВР за 28 миллиардов долларов. И как вернуть эти деньги обратно в Россию?
Путин не был оригинальным. И повторил почти слово в слово то, что говорил депутатам двух палат парламента. О том, что деофшоризации нужно добиваться аккуратно, цивилизованными способами. Например, через соглашения о раскрытии офшорными зонами бенефициаров российских компаний, как это делают многие европейские страны. Второй шаг – сложный, но не менее важный - совершенствовать законодательство, чтобы государство становилось стабильным, эффективным и защищало интересы собственника. Ну и главное – это благоприятный инвестиционный климат. С предпринимательским сообществом, по словам Путина, уже выработан план улучшения инвестклимата в стране. Начало уже положено. Благодаря принятым мерам Россия шагнула по налоговому администрированию сразу на 30 ступенек вверх, обойдя по этому показателю даже США.
А вот вернутся ли деньги, заплаченные «Роснефтью» частным партнерам ТНК-ВР, Путин сказать затруднился, сославшись на то, что это их дело, куда эти средства вкладывать. Он лишь высказал пожелание, чтобы положили их все-таки в российскую экономику.
Журналист «МК» Виктория Приходько спросила, кто после ухода Алексея Кудрина из правительства является для Путина «источником альтернативного мнения». Президент признался, что «господин Кудрин никуда не исчез». И их встречи происходят регулярно, пусть и нечасто, и он по прежнему прислушивается к мнению бывшего министра финансов, переметнувшегося в либеральную оппозицию власти. А когда журналист спросила насчет возвращения Кудрина в команду, то получила еще более странный ответ: «Если я с ним советуюсь, значит, он в команде».
В то же время Путин ушел от прямого ответа на вопрос Антона Желнова с телеканала «Дождь», кого из нынешней площадной оппозиции он видит достойным конкурентом себе. Сказав лишь, что готов отдать власть человеку, который сделает для России еще больше, чем он.
«Знаете, на вопрос так, как Вы его сформулировали, мне сложно отвечать – есть ли человек, которому я мог бы доверить страну? Ведь не я доверяю страну – граждане доверяют страну в ходе голосования. И в результате голосования, когда люди приходят к избирательным участкам, они говорят свое слово, кому они доверяют и хотят доверить страну... Я хочу, чтобы будущие руководители страны, в том числе и будущий Президент, были ещё более успешными. Но я считаю, что, если сравнить с другими периодами развития России, вот этот период был далеко не самым худшим, а может быть, одним из лучших. Но я хочу, чтобы будущие руководители страны были ещё более успешными, ещё более удачливыми, потому что я люблю Россию».
Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
Без «неудобных» вопросов
На сей раз пресс-конференцию провели не в 14-м корпусе Кремля (там идет ремонт), а в большом Конгресс-холле Центра международной торговли. По мнению завсегдатаев таких мероприятий, в ЦМТ работать было гораздо удобнее. Для представителей СМИ был организован бесплатный фуршет, а на входе в Конгресс-холл установлено несколько десятков компьютеров с выходом в интернет и телефонов. Всего на пресс-конференцию аккредитовалось 186 иностранных журналистов и 1040 – российских.
В этот раз россиян лишили возможности задать Владимиру Путину «неудобный» вопрос в ходе прямой линии с президентом. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что решение об отмене прямой линии связано с морозами.
Пресс-конференция продолжалась почти 3,5 часа.