Изгнание масс-медиа
Художник из Москвы Дмитрий Булныгин показал видео прямо на стене Театра на Спасской.
Еще одну попытку заставить провинциальные непосвященные сердца полюбить современное искусство предпринял художник из Москвы Дмитрий Булныгин. Он тоже развернул свое творчество на самой творческой в городе улице Спасской, поместив прямо на стену театра видео.
Из окон здания начинает выползать разная нечисть, разбегающаяся во все стороны, затем оттуда непрерывным потоком выкидывается много телевизоров, после чего вся эта темная сила превращается в огромного слизня, который находит щелку, чтобы проникнуть обратно. И все начинается заново. Как замкнутый круг. Людей прогуливавшихся или специально пришедших увидеть новые формы искусства это видео не то, чтобы сильно удивило, но заставило остановиться. Однако после нескольких просмотров одного и того же ролика, зрители, будто ощутившие на себе чувство некоторого зомбирования, уходили.
— Это метафора борьбы с масс-медиа, - говорит Дарья Ткачева, руководитель проектов «Молодежного творческого центра», организовавшая приезд художника. - Нечисть и телевизоры означают негатив, который СМИ несут в общество. С этим «слизнем» борются, его выкидывают, а он все равно находит способ для проникновения в массовое сознание. И все начинается заново.
Именно эту работу привез в Киров современный видеохудожник и режиссер Дмитрий Булныгин. Это должно бы быть для кировского зрителя почетно, поскольку его цифровые работы демонстрировались на коллективных выставках и международных биеннале в Валенсии, Стамбуле, Берлине, Нью-Йорке, Париже, на фестивалях короткого метра и медийных искусств в Гамбурге, Оберхаузене, Гааге. Кроме того, познакомиться с его творчеством можно в Государственной Третьяковской галерее, Венском музее прикладного искусства, Музее современного искусства в Хельсинки и др. Такая география впечатляет.
Однако традиционный и консервативный ум такое искусство скорее признает чужеродным. Тем не менее, если не Киров, то столичные города оно захватывает. То Булныгин пририсует рога символическому человечку на дорожном знаке, то на стенах в метро нарисует листья конопли, борясь при этом с закрашивающими эти художества малярами. А изображение нищего с известной картины Сурикова «Боярыня Морозова» с одним средним пальцем вместо двоеперстия стало в столице чуть ли не фирменным знаком художника. На своей лекции, организованной им в Кирове он показал и созданные им самим знаки для ориентирования на улицах: перед церковью, он, к примеру, поместил табличку с девушкой в соблазнительной позе с бутылкой горячительного, перед зданием Академии Генштаба знак с изображением этого учреждения на куриных ногах, из дорожных знаков он создал свою особенную сансару: коляска, велосипед, автомобиль, автобус, катафалк.
На грани примитивно-детского, абсурдного, с определенной долей иронии такое искусство может показаться кому-то совершенно не новым, а может быть, даже не достойным называться искусством. Но решать его судьбу и определять важность для истории будет время.