Кадры в фокусе
Представители власти, бизнеса и учебных заведений на прошлой неделе обсудили проблемы подготовки и переподготовки кадров для кировских предприятий. Конференция «Профессиональные кадры — основа развития региона», организованная Вятской торгово-промышленной палатой, не дала ответы на все вопросы, но поиск решений и обмен опытом уже дает основания полагать, что тема постепенно сдвигается с мертвой точки.
Требуются, требуются....
Замминистра образования Кировской области Ольга Шеренцова в своем докладе сообщила, что в регионе работает 41 профессиональная образовательная организация.
— За счет средств областного бюджета в колледжах и техникумах обучаются более 21 тысячи студентов, - уточнила Шеренцова. - Структура подготовки кадров ориентирована на приоритетные для области отрасли экономики: промышленность, строительство и сельское хозяйство.
Замминистра, рассказав о большом количестве профориентационных и обучающих мероприятий, которые проводят власти, констатировала: серьезной проблемой остается недостаточное знание современных технологий, производств педагогическими работниками, в функции которых входит проведение практики.
Замначальника управления СЗН Кировской области Ольга Еремеева рассказала, что в службу занятости в течение года работодателями было заявлено 73 тысячи вакансий. Наибольшее количество — в сфере обрабатывающих производств (промышленности) – 23%. К примеру, в 2016 году предприятиям региона требовались более 1 тыс. электрогазосварщиков, более 600 токарей, более 400 маляров и плиточников.
Не учат математику
По мнению ряда экспертов, одна из проблем — в старых стандартах обучения, которые не успевают за современными технологическими производствами. Многие руководители предприятий отметили: начинающих специалистов приходится доучивать и переучивать.
Например, Геннадий Коновалов, директор по управлению персоналом завода «Лепсе», завил о том, что средним и высшим учебным заведениям, а также промышленным предприятиям сегодня приходится устранять пробелы в системе школьного образования.
В школах в связи с реформами, которые проводятся в последние годы, появилось право детей выбирать предметы, - сказал он. - Наверное, это веяние времени, наверное, это отчасти правильно. Но мы должны влиять на выбор предметов, которые изучают наши дети. Сегодня они в должном объеме не учат физику, химию, математику. А еще Ломоносов говорил, что математика ум в порядок приводит! И эти пробелы сегодня чувствуют преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений, и им приходится устранять эти пробелы.
По словам эксперта, заводу также приходится доучивать специалистов.
Меньше пачки электродов
Вторая проблема, которую озвучил Коновалов — большой разрыв между материальными базами предприятий и учебных заведений. А о какой современной материально-технической базе можно говорить, зная финансирвоание наших учебных заведений?
Маргарита Казакова, директор Вятского электромашиностроительного техникума, рассказала, что на обучение сварщиков (их в техникуме сегодня 105 человек) государство выделяет 150 рублей в день.
— А пачка электродов сегодня стоит от 500 рублей, - сообщила она. - А есть еще и другие составляющие, расходные материалы. В частности, металл, который мы не можем себе позволить не приобрести для обучения наших студентов. Для решения кадровых проблем, инновационного развития промышленности Кировской области нам необходима большая программа, которая, в общем-то, и предложена уже Агентством стратегических инициатив. И если такая программа будет, наверное, какие-то вопросы нормативных взаимоотношений, нормативной базы можно будет решать не на уровне личных контактов, а на уровне нашего региона.
Пока же предпрития и учебные заведения взаимодействуют, как могут. Это , например, организация производственных практик на заводах. На этих практиках мастера замечают толковых специалистов, которые зачастую приходят работать на завод, где практиковались. Но возьмут, естественно, далеко не всех студентов.
На ряде кировских предприятий распространен институт наставничества.
Так, директор по персоналу «Кировского шинного завода» Станислав Сапрыкин рассказал о «кадровом» нововведении на «КШЗ» — освобожденных наставниках производственного обучения.
— Лучшие и наиболее опытные рабочие освобождены от производственной деятельности и полностью заняты обучением молодых рабочих, - сообщил Сапрыкин.
Ориентир на профессию
Представители бизнеса рассказали о профориентационной работе, которые ведут их предприятия. В основном, это традиционные формы: экскурсии на заводы для школьников и студентов, участие в бизнес-играх и другие.
Например, замдиректора филиала по персоналу ОХК «УРАЛХИМ» Елена Перминова рассказала о профориентационной работе, которую ведет ее предприятие. Программа рассчитана на работу со школьниками 8-11 классов и их родителями, развивает познавательный интерес и ориентирует выпускников на поступление именно в технические учебные заведения.
Эдуард Носков, генеральный директор «Кировского машиностроительного предприятия», озвучил идею создания детских технических парков.
— За период создания нашего нового предприятия (за 5 лет) вопрос обеспечения персоналом для нас был одним из важнейших, - рассказал Носков. - Грамотная и своевременная подготовка персонала — важнейший элемент эффективности любого производства. Мы прошли все, что можно: взаимодействовали со службой занятости населения, с учебными заведениями и, естественно, со школами. Наверное, надо что-то смотреть в дошкольном образовании.
По мнению гендиректора «КМП», в средней школе состояние профориентационной работы не только среди школьников, но и среди педагогов, требует кардинального улучшения.
— И такое направление, как создание школами совместно со средними техническими образовательными учреждениями и предприятиями сети детских технических парков, наверное, будет эффективно, - констатировал Эдуард Носков.
Участники конференции в резолюции предложили рассмотреть вопрос о создании коллегиального органа при главе региона, так как области предстоит участвовать в реализации национального проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий».
А еще в очередной раз отметили необходимость популяризации рабочих специальностей. Но поднимут ли престиж Человека труда фильмы, выставки и экскурсии, если базовые ценности у большинства сегодняшних школьников, а главное, их родителей, совершенно иные?
Александр Грислис
grislis@mail.ru
Мнения
Эдуард Носков, генеральный директор «Кировского машиностроительного предприятия»:
— Да, конечно, сегодня профориентационной работе уделяется больше внимания на федеральном уровне. Но проблема еще далека даже до начала ее решения. Отмечу, что основную часть бюджета, которая у нас была запланирована на подготовку кадров, мы направили на обучение в корпоративных центрах профессиональной подготовки. Потому что это быстро, вовремя, точно. Это тот набор профессий и специальностей, который нужен сегодня корпорации. Безусловно, мы с интересом взаимодействуем с высшими и средними профессиональными учреждениями города Кирова. Создаем новые программы обучения, направляем туда наших специалистов. Тем не менее, факт таков: наилучшим образом свои потребности мы закрываем, создавая собственный сегмент профессиональной подготовки.
Геннадий Коновалов, директор по управлению персоналом завода «Лепсе»:
- У нас на предприятии студенты и учащиеся 10 учебных заведений среднего профессионального и высшего образования проходят практику. Это порядка 350 человек в год. У завода, естественно, нет потребности привлекать такое количество специалистов. Но мы идем на это сознательно, потому что организация практики такого количества молодых людей дает свои результаты. Мы выбираем наиболее склонных к освоению профессии практикантов, показывающих хорошие знания. И уже с 3-4 курса многие работают у нас. Тем самым они лучше узнают завод и профессию, с которой впоследствии связывают свою жизнь.