Химическая империя
О каждом ли купце с гордостью и восхищением писал Дмитрий Менделеев? Вряд ли. А елабужский купец Петр Ушков такой чести удостоился. Завод, построенный его отцом - Капитоном Яковлевичем Ушковым — стал отправной точкой для создания химической промышленности в Прикамье. Петр Ушков и его потомки развили дело отца в целую «химическую империю», которая поразила даже самого Менделеева.
«Такими-то и сильна Россия!»
В январе 1898 года в редакцию газеты «Новое время» пришло письмо. «Сейчас узнал из вашей газеты о кончине Петра Капитоновича Ушкова и не могу выразить, каким прискорбием поразило меня это известие, - сообщал химик Дмитрий Иванович Менделеев. - Еще не очень давно я видел этого скромного передового и симпатичного деятеля русской химической промышленности полным сил и новых планов... Тогда скончался его отец, и он принял наследство неоплатных долгов и начатых сложных дел, решившись покрыть первые целиком, упростить последние и из начатков сделать готовое, большое русское дело. Расшаталось здоровье, но для России получилось небывалое: где-то там, на Каме, в Елабуге. Мне пришлось лет пять тому назад видеть на месте эти заводы П.К. Ушкова и я, знавший немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но во многом превосходить иноземное. Сода, препараты глинозема, белильная известь и серная кислота так делаются на заводах П.К. Ушкова, что будь это на Западе, о том писались бы томы. А только местные жители, пользующиеся громадными новыми заработками, школами, больницами и т. п., разводят руками и дивятся, откуда что берется и куда что уходит. Мир праху такого деятеля! Такими-то и сильна Россия, хотя именно их мало кто знает».
В письме Менделеев писал о елабужском купце Петре Ушкове, при котором «империя Ушковых» приобрела громадные размеры. А между тем, предок Петра Капитоновича Егор Ушков начинал завоевывать место под солнцем для своих потомков, будучи простым крестьянином.
«Империя» Ушковых
Как пишет историк Нелли Лигенко, Егор Ушков - государственный крестьянин д. Старая Бондюга Елабужского уезда Вятской губернии слыл «крепким мужиком». Его большая семья занималась сельским хозяйством и промыслами. В первой четверти XIX века Ушковы каждую зиму уезжали на Урал красить для крестьян пряжу и домотканые холсты. Сын Егора Ушкова, Яков Егорович, в начале 1840-х годов приумножил недвижимость за счет скупки лесных угодий и пахотных земель, в том числе в Вятско-Камском крае. До сих пор, кстати, кое-где народ ездит по «ушковским дорогам» в «ушковский лес» и промышляет на «ушковском озере». Привыкли.
В 1844 году семейство Ушковых переселилось в Елабугу Вятской губернии и купило купеческое свидетельство. Занимались торговлей скупленного хлеба, чая, сахара, вина, в том числе через собственные магазины и лавки. А вскоре решили вложить средства в промышленное производство. На паях, как члены кооперации, они участвовали в производстве спиртных напитков на двух винокуренных заводах.
После кончины Якова Егоровича, хозяйство по наследству перешло его сыну, Капитону Яковлевичу (1813–1868 гг.). От известных в торговом мире московских купцов Малютиных, Капитон узнал, что краска хромпик, остро необходимая отечественной мануфактурной промышленности, вырабатывается только в Англии, и в Россию ввозится по довольно высокой цене — 15 руб. серебром за пуд. Тогда Ушков решил рискнуть - обратить все свои накопления на строительство химического завода. Однако удовольствие это было дорогостоящее, поэтому Ушков пригласил «в компанию» 1-й гильдии купца Малютина. Кокшанский химический завод был «учрежден с разрешением Вятского губернского правления» 28 сентября 1850 года. Первоначально это было мануфактурное производство, оснащенное механическим двигателем, приводимым в действие водой или лошадьми. Всеми работами руководил «химик из французско-подданных».
Завод сразу же приобрел общероссийское значение. А через 12 лет после открытия завода окончательно рассчитался с Малютиными. Тогда же, в 1862 году Ушков (к тому времени уже купец 1-й гильдии) был удостоен золотой медали департамента мануфактур, в 1866 году получил право пользования государственным гербом как печатью, а еще через год удостоен серебряной медали на Парижской всемирной выставке.
К закату жизни Капитона Ушкова в его «империю» входили помимо химического предприятия стекольный и поташный заводы, мукомольная мельница, кроме того, он по-прежнему состоял на паях в торгово-промышленной фирме, владевшей двумя винокуренными заводами, вел обширную торговлю и даже занимался разработкой золотых приисков.
В 1868 году Капитон Яковлевич Ушков, еще в сравнительно молодом возрасте, 55 лет от роду, скончался.
Заводы и пароходы
После кончины Ушкова дела принял на себя его старший 28-летний сын Петр Капитонович Ушков (1840–1898), о котором впоследствии напишет в газету Менделеев. Скромное образование в елабужской городской школе Петр дополнял многочисленными путешествиями по России и за границей. Петр Капитонович основал в 30 верстах от Елабуги Бондюжский химический завод, который в августе 1868 года выдал первую продукцию - серную кислоту. На двух заводах Ушков выпускал купоросное масло, сульфаты, соляную и азотную кислоту, каустическую соду,хлор и хлорную известь, сернокислый глинозем, медный и железный купорос. Для собственных заводских потребностей здесь производили обыкновенный огнеупорный кирпич, обжигали известь, выпускали чугунные и другие отливки, а в больших механических мастерских и на мельницах измельчали сырьевые минеральные материалы.
Купцы Ушковы были поставщиками знаменитой кокшанской керамической плитки, изразцов, стеклянной лабораторной посуды. В Елабуге плиткой Ушковских заводов выложены полы Спасского собора, епархиального училища, в Ижевске полы собора Александра Невского. Более того, ушковское клеймо стояло на плитках полов здания Казанского вокзала в Москве и даже главного вокзала столицы Австро-Венгрии — Вены.
В 1883 году Петр Капитонович создает «Товарищество химических заводов П.К. Ушкова и К». Правление товарищества располагалось в Москве.
В 1898 году Петр Капитонович Ушков, в довольно молодом возрасте, как и его отец, скончался. Оба, отец и сын, жили в основном, при заводах, в экологически неблагоприятной среде. Как вспоминает Евдокия Ивановна Медовых, старожил города Менделеевска, Петр Капитонович в последние годы жил, в основном в Москве, где он и скончался, сидя на стуле, как это нередко бывает, в день своего рождения. «Тело покойного до Вятской губернии было привезено поездом,— рассказывает Евдокия Ивановна, — а по уезду Елабужскому до Бондюга несли на руках».
«Товариществом химических заводов Петра Капитоновича Ушкова и К” под руководством потомков Петра Ушкова и его брата Константина Капитоновича работало вплоть до 1918 года. На заводах трудилось 2 000 рабочих. Собственный флот (пароходы и баржи) товарищества доставлял готовую продукцию в Москву, Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Пермь. В этих городах располагались конторы и склады «Ушковской империи». Кроме химических заводов в Вятской, Казанской и Самарской губерниях, фирме Ушковых принадлежали меловой завод в Симбирской губернии, кирпичный и гончарный заводы в Вятской губернии. А сегодня по всей стране разбросаны прекрасные особняки, которые достались в наследство потомкам от купцов Ушковых.
Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
По материалам Н. П. Лигенко (Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН),
Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника