Хлеба и развлечений
В гору ожидаемо пошел рост «экономической» и «пьяной» преступности. Об этом доложил депутатам областного Заксобрания начальник УМВД по Кировской области Константин Селянин.
При этом, подавляющее большинство остальных видов преступности ушло «в минус». Судя по всему, пока одна часть россиян всеми правдами (и иногда неправдами) пытается удержать привычный уровень потребления, другая — просто старается отвлечься от действительности. Парадоксально, но такая разнонаправленная деятельность иногда приводит к одинаковому результату.
Если бы не пили
В общем и целом это все не ново. Прямую зависимость между ухудшающимися экономическими условиями и ростом «экономических» преступлений (краж, мошенничеств, грабежей, хищений и т.д.) отмечали еще несколько столетий назад. Некая часть общества не готова смириться с сокращающимися возможностями потребления и готова удерживать его любыми средствами. Другая часть — вполне в национальном духе — предпочитает от травмирующей реальности отвлекаться любыми способами, и в итоге, рост в прошлом году показала не только «экономика», но и количество преступлений, связанных с оборотом наркотиков и преступления, совершенные на почве алкогольного опьянения.
Впрочем, по словам Константина Селянина, кардинальных изменений в структуре преступности он не увидел. Всего в регионе за 2015 год было зарегистрировано 23,7 тыс. преступлений. Рост составил 18,5%. Из них раскрыто 60% (для сравнения в ПФО – 57,8%, по России в целом – 54,7%). Много это или мало? Автору материала, как простому обывателю (как впрочем, и ряду экспертов — противников прошедших сокращений в органах правопорядка) кажется, что немного. По сути, чуть больше половины. Однако, учитывая, что наша область имеет лидирующие позиции по раскрываемости убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, грабежей и краж, а также тот факт (а мы все же предпочитаем опираться на факты), что по итогам 2015 года кировское УМВД заняло 5-ое место в стране по комплексной оценке деятельности МВД России, то можно сделать вывод, что это действительно хорошие показатели. Особенно это касается насильственных преступлений против личности.
Так, в частности, в 2015 году профилактические меры позволили на треть снизить количество убийств и причинений тяжкого вреда здоровью на бытовой почве, а также на 18% снизить преступность несовершеннолетних. Но в то же время, эти же меры не принесли снижения числа преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами (их количество увеличилось на 5,7%).
Большое внимание глава кировской полиции уделил «пьяной» преступности. Ситуация с ней такова, что даже сложно подобрать эпитет. И дело даже не росте (он в 2015-м составил 8,7%), а в том, что она «тащит» за собой все остальное.
Так, лицами, находящимися в нетрезвом виде, совершена половина (!) зарегистрированных преступлений. На их долю приходится 87% всех совершенных убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 73% грабежей и разбоев, 45% краж. В 16 районах области удельный вес преступности в состоянии опьянения превышает 60%.
Проще говоря, какие бы кировчане были хорошие и законопослушные, если бы не пили.
Много экономики
Самой большой головной болью правоохранителей стало противодействие экономической преступности и коррупции. Хотя бы потому, что о ней не всегда заявляют.
В прошедшем году на учёт поставлено более тысячи преступлений, выявленных в сфере экономики (+7%), а к уголовной ответственности привлечено 438 лиц за совершение экономических преступлений (+4%). При этом, вопреки всему, растет и количество взяточников — 250 в 2015-м против 224-х в 2014-м, и это только из выявленных. Увеличился и средний размер взятки — с 17 до 74 тыс. рублей.
Привел для народных избранников Константин Селянин и примеры. Так, 180-тысячная взятка для инженера-лесопатолога «Кировлесцентра» Ануфриева за фиктивные акты проверки санитарного состояния лесных участков «вылилась» в уголовное дело и штраф 3,5 млн рублей. Глава Лесниковского сельского поселения за 30-тысячную взятку (обещал решить вопрос о продаже земельного участка по заниженной цене) получил 7 лет колонии и штраф 12 млн рублей.
«Мне кажется, что не только кризис провоцирует людей на разного рода «экономические» преступления, но и наглядная картинка: когда люди, укравшие миллиарды, сидят в итоге под домашним арестом и это видит вся страна, - считает член Общественной палаты Кировской области и президент КРО «Полицейской ассоциации» Николай Кощеев.
Весьма сильно портят статистику так называемые «дистанционные» преступления, когда преступники из других регионов и даже других стран списывают денежные средства с банковских карт кировчан, либо обманным путем провоцируют это сделать добровольно. Так, в 2015 году было зарегистрировано более 1,4 тыс таких преступлений, более половины (57%) из них совершены непосредственно в Кирове – 821, а раскрыто оказалось всего 19 (!) преступлений данного вида.
«Раскрываются такие преступления очень тяжело, поэтому большое значение мы придаем профилактическим мерам», - заявил по этому поводу Константин Селянин.
Оценивают как эффективную
Прибыло за год и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: с 1,1 до 1,2 тыс (+8,8%). Для сравнения: в ПФО этот показатель упал на 10%, в России - на 5,8%. К уголовной ответственности привлечено 398 лиц (+38%), из которых 33 сбытчика наркотиков (+43%).
Впрочем, например, Николай Кощеев считает, что эти цифры вовсе не свидетельствуют о том, что рост наркопреступлений вырос:
- Надо понимать, что наркопреступность — это латентная преступность, - говорит Николай Витальевич. - Не исключено, что ее уровень остался на прежнем уровне, просто раскрываемость стала выше.
В копилку со знаком «плюс» записали себе кировские правоохранители «дело Прокопа», которое позволило возобновить производство по 7 уголовным делам, возбужденным по фактам «заказных» убийств, совершенных с 1996-го по 2000 год.
В общем и целом можно отметить, что опасения многих экспертов о том, что после сокращения численности полиции (например, кировские полицейские не досчитались после этого 500 человек) «на улицы нельзя будет выйти», не оправдались. По крайней мере, статистика говорит о другом.
Константин Селянин уверен, что кроме грамотного распределения сил, это удалось и за счет развития различных форм участия граждан в охране общественного порядка, таких как народные дружины, «Народный контроль», «Казачий патруль», «Ночной патруль». Их численность увеличилась и составляет сейчас 5,9 тыс. человек.
«За счёт привлечения дополнительных сил добровольных народных дружин, в целом по области пресечено более 13 тысяч правонарушений и раскрыто 16 преступлений, - заявил Константин Селянин. - Снизилось количество совершённых на улицах умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбоев, побоев, истязаний, вымогательств, угонов и краж автотранспорта».
Стоит отметить, что одним из критиков уровня работы МВД после реформ выступает президент России Владимир Путин. На минувшей неделе, он публично заявил, что Министерство внутренних дел пока не вышло на качественно новый уровень работы.
«Базовая задача, о которой мы говорили на коллегии в прошлом году, пока не решена — это выход на качественно новый уровень работы всей системы МВД, обеспечение кардинального перелома ситуации с преступностью. Ведь именно этого ждут от вас граждане страны», — уточнил Путин.Также он добавил, что необходима перегруппировка сил, совершенствование работы дежурных нарядов, более широкое использование технических средств и общественности.
Приведем еще несколько цифр (самых любопытных). Согласно последнему опросу УМВД России по Кировской области, 74% граждан уверены в защищённости своих интересов от преступных посягательств, еще
79% доверяют ОВД в обеспечении личной и имущественной безопасности, а
81% оценивает деятельность полиции, как эффективную. Дай Бог, чтобы это действительно было так.
Светлана Муравьёва
Murraviova@yandex.ru