Хромое «корыто»
Над теплоходом «Булгария», совершавшим рейс из города Булгар в Казань, оно погасло 10 июля на Куйбышевском водохранилище. Судно затонуло за три минуты. Из более 200 пассажиров-туристов спаслись только 79. Более половины погибших - женщины и дети. Версий много: одна из предварительных - теплоход захлестнула и перевернула боковая волна. А вот как такое произошло с большим мощным судном, не знает пока никто. Старое (выпущено в 1955 году), с креном на правый бок, с неработающим левым двигателем, ломавшееся еще до трагедии несколько раз, и работающее в туриндустрии без лицензии, - это не полный перечень различных высказываний экспертов и свидетелей о причинах трагедии.
Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин возмущены и «по традиции» требуют виновников наказать, а всех, кто занимается любыми транспортными перевозками, тщательно проверить. Кроме того, из госказны семьи погибших получат по 1 млн рублей, а те, кто получил серьезные увечья и ранения средней тяжести - по 400 тыс. рублей.
Как пишут почти все более-менее независимые СМИ, других рецептов по недопущению «хромых булгарий» в России пока не придумано.
Киров от предстоящих проверок сильно не волнуется: все же нет у нас водных просторов, которые могли бы таить в себе такую опасность. «Да, на нас, как стая коршунов, налетели проверяющие, - говорит частный предприниматель Александр Васенин, руководитель пассажирского теплохода «Кировчанка». - Но никаких нарушений у нас нет, да и без приказов президента нас регулярно обследуют». С этим соглашается Владимир Лобанов, начальник Вятского нелинейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора.
- Проверки мы итак проводим каждые два месяца, - говорит Владимир Иванович. - Сейчас на теплоходе «Кировчанка» прошла уже третья проверка с начала навигации. Будут еще. Нарушений нет. И если судовладелец нормальный, вкладывает средства в свое судно, то ничего опасного и не произойдет. Можно же работать и на дырявом корыте, в прямом смысле выколачивая с туристов деньги. Только когда-нибудь потонет и корыто и народ. Что и произошло с «Булгарией». И вообще в целом у нас загублена отрасль речного судостроения, у нас эксплуатируются только старые суда, новые не строятся. Сколько это еще продлится?
Пока же, по сообщению «Интерфакса», спрос на речные круизы в российских компаниях после крушения теплохода «Булгария» снизился в четыре раза. Небольшой спад ожидают и кировские турагентства.
- У нас большие туры проданы уже давно и отказываться от них никто не собирается, только мы сами из соображений элементарной тактичности отменили почти все прогулки на теплоходах на ближайшую неделю, - рассказывает Андрей Зорин, директор турагентства «Мир открытий». - В целом же наша фирма больших потерь не несет, поскольку речные круизы не пользуются в Кирове большой популярностью.
Да и о каких еще потерях может идти речь, когда в стране впервые за 20 лет произошла такая речная трагедия. Только о потере доверия.