Козырь в перспективе
В Кировской области с 1 января начали выдавать универсальные электронные карты. Плюсы и минусы УЭК обсудили эксперты «Бизнес новостей».
Круглый стол
Участники:
Багир Шарифов, коммерческий директор ООО «Интеройл»
Николай Голиков, главный редактор «Вятской особой газеты»
Алексей Федоров, глава департамента информационных технологий и связи Кировской области
Анатолий Салтыков, начальник отдела обслуживания и продаж частным клиентам Кировского отделения Сбербанка
Михаил Курашин, заместитель председателя Законодательного собрания Кировской области
В Кировской области с 1 января начали выдавать универсальные электронные карты. Власти утверждают, что УЭК - единый безопасный и удобный инструмент, открывающий доступ к государственным, муниципальным и коммерческим услугам. Однако граждане не спешат писать заявления на получение универсального «пластика»: пока подано всего около 200 заявлений. Плюсы и минусы электронных карт обсудили эксперты «Бизнес новостей».
Поверить в универсал
Алексей Федоров:
В Кировской области сегодня параллельно идут два проекта: развитие предоставления услуг в электронном виде и универсальная электронная карта. И УЭК – это облегчение доступа к этим услугам. Карта выступает как единая идентификация при получении любой услуги. Сейчас как все происходит? К примеру, вы заходите на один портал, там регистрируетесь. На другом портале – уже другая регистрация. И так на трех десятках порталов, на которые вы заходите для получения каких-либо услуг. Можно уже с собой списки с паролями носить. А их можно и потерять. Что касается УЭК, задача поставлена такая: любое государственное приложение должно воспринимать эту карту. Сегодня наша важнейшая цель, чтобы все приложения, которые разрабатываются, разрабатывались с учетом того, что там будет использоваться УЭК. А те приложения, которые существуют, должны модернизироваться, чтобы также воспринимать УЭК. Пришли вы, например, на прием к врачу, предъявили универсальную электронную карту – получили идентификацию. Также УЭК можно будет использовать в сфере образования, ЖКХ, транспорта и многих других.
Правительством России поставлена задача, чтобы с 1 апреля мы уже начали тестовую эксплуатацию транспортного приложения универсальной электронной карты. То есть мы начнем УЭК использовать как еще одну транспортную карту. Речь пока идет о городском общественном транспорте. Кроме того, в 2013 году мы также должны интегрировать УЭК с медицинскими информационными системами. Это две первостепенные задачи.
Николай Голиков:
Сама тема использования УЭК, безусловно, хороша. Я всегда завидовал американцам, у которых в кармане один документ – водительские права. Это круто! А у нас, когда тебе нужно куда-либо пойти, перед этим надо садиться за копировальный аппарат, делать кипу копий разных документов. Простой поход за какой-нибудь справкой оборачивается сегодня безумной затратой времени. Поэтому сама идея универсальной электронной карты, которая будет полностью идентифицировать человека, она великолепна. Но вот когда все это будет, тогда, наверное, этот «пластик» и будет пользоваться спросом. Если бы изначально к этой карте прикладывался минимальный набор услуг, о которых говорится, было бы другое дело.
Михаил Курашин:
Когда человек сталкивается с чем-то новым, которое он не знает достаточно глубоко, то первая его реакция – не связываться. Достаточно вспомнить, как тяжело велось внедрение пластиковых банковских карт или возможность для граждан пользоваться электронными государственными и муниципальными услугами. Дело не в нашей «дремучести», а в осторожности отношения к таким инновациям, которые не имеют ярко выраженной актуальности для человека. Я думаю, нужно еще 2-3 года, пока кировчане начнут доверять УЭК и увидят, пусть на примере других регионов или отдельных представителях нашего, что это просто, доступно и полезно для него.
Анатолий Салтыков:
Я думаю, что кировчане пока не очень активно пишут заявления на получение УЭК потому, что это пока еще недостаточно раскрученный продукт. Не стоит забывать, что мы находимся на начальном этапе внедрения универсальной электронной карты. Действительно, на сегодня это по сути банковская карта с возможностью получения ряда муниципальных и государственных услуг. Когда к ней добавится расширенный список государственных и муниципальных приложений на уровне Кировской области, когда люди поймут, что она действительно делает повседневную жизнь комфортнее, уверен, интерес жителей региона возрастет. А почувствовать удобства от использования УЭК можно будет уже через какое-то определенное время. Вспомните развитие рынка банковских карт. Прошло некоторое время пока граждане осознали их преимущества.
Алексей Федоров:
Сегодня даже пожилые люди пользуются сотовым телефоном. Но ведь их никто не заставлял! Просто сотовым телефоном пользуются их дети. Старшее поколение обратило внимание, отметило, что это удобно, и попросило младших научить звонить по «мобильнику». У моей супруги мама живет в Минске. Ей за 70. Освоила скайп. Потому что это удобно. Это естественные примеры. Так и УЭК. Мы, в первую очередь, делаем ставку на активное поколение, которому надо просто рассказать старшим об удобствах универсальной электронной карты. Второе направление информационной работы – обучающие семинары. Многие организации в Кировской области ведут проекты для пожилых, а также социально незащищенных граждан. Уверен, когда люди поймут, что УЭК – это дополнительная возможность сделать жизнь более комфортной с точки зрения получения услуг, желающих стать обладателем карты станет гораздо больше.
В чьих руках топор
Багир Шарифов:
Лично мне универсальная электронная карта представляется довольно удобной. Отмечу, что ее нужно адаптировать к российской действительности, усовершенствовать. Но сам принцип карты имеет здравый смысл. На мой взгляд, в карту можно интегрировать заграничный паспорт. Но нужно посмотреть, как этот вопрос реализуется в мировом масштабе. В мире уже есть практика, которую мы можем использовать. Я имею в виду практику позитивную, потому что есть и отрицательный опыт. Есть такая фраза, которую я применительно к многим процессам употребляю: «Собрать, проанализировать ведущий мировой эффективный опыт, адаптировать его и внедрить». Зачастую у нас в стране все внедряется по аналогу, а для России нужно адаптировать.
Что же касается опасений, у русского человека сложился стереотип восприятия любых инициатив правительства. Люди подозревают власть в том, что она предлагает то, что ей выгодно. Это вопрос доверия общества к власти. Многие законы сегодня вносятся уже с подтекстом корысти либо выгоды для их разработчиков. Менталитет русского человека таков, что мы продумываем многие вещи до их широкого появления. Не стоит забывать, что есть мошенники, которые изучат все слабые места нововведения. Современные технологии настолько эффективны, что их можно использовать как во благо, так и во вред. Топором можно рубить и голову, и церковь. Все зависит от того, в чьих руках топор. Поэтому очень важно грамотно рассчитывать уровни защиты универсальной электронной карты.
Михаил Курашин:
Совершенно верно. Многие смотрят телевизор, читают газеты и знают, как несовершенна система, связанная с использование виртуальных ресурсов. В первую очередь, я говорю о тех примерах, когда мошенники воруют средства с банковских карт или когда используются персональные данные человека в преступных целях...
Багир Шарифов:
Есть опасения, что персональными данными на карте может воспользоваться третье лицо. Поэтому важно проработать режим блокировки карточки в случае утери. Многие сегодня пользуются айфонами. На них есть система «Облако». Первая функция позволяет стереть все данные, а вторая — их восстановить. Они находятся на резервном информационном просторе. Подобную практику хорошо было бы использовать при утере универсальной электронной карты. Если человек потеряет УЭК, важно, чтобы он имел возможность оперативно заблокировать карту, а также восстановить ее.
Алексей Федоров:
В случае утери универсальной электронной карты ее можно сразу же заблокировать. Есть номер телефона, который известен в каждом пункте выдачи УЭК.
Подчеркну, что на универсальной электронной карте будут только те персональные данные, которые на ней напечатаны. У вас в кармане есть паспорт? Потеряв его, вы тоже теряете персональные данные. Чем рискует человек при потере УЭК? Тем, что кто-то увидит твою фотографию, прочитает фамилию, имя, отчество, номер счёта. Механизмы построены таким образом, что карта дает доступ к услугам. Есть, к примеру, медицинская информационная система, в которой находятся ваши иные персональные данные. А с помощью УЭК вы получаете доступ к тем самым данным. А работает по принципу банковской карты: необходимо вводить PIN-код. Вообще, наверное, к любым документам надо относиться внимательнее.
Николай Голиков:
Наши персональные данные распространены до такой степени, что сваливать их утечку на эту карту, на мой взгляд, глупо. Этот «пластик» станет еще одним пунктом из нескольких десятков, где хранится ваша личная информация.
Анатолий Салтыков:
Не совсем так. УЭК – это не хранитель данных. Это лишь ключ для получения информации, которая хранится в соответствующих базах. Кроме того, универсальная электронная карта оснащена чипом, магнитной полосой и обладает всеми степенями защиты, которые существуют на данный момент в банковской системе.
Николай Голиков:
Важное достоинство любого платежного инструмента – то, чтобы он действовал везде и всюду. Люди сегодня немало времени проводят за границей, и для них главное – не то, каким образом заплатить за коммунальные услуги, не как проехать на общественном транспорте. Людям важно, чтобы четыре раза в год выезжая за пределы России, у них не было кипы лишних бумаг. А сейчас в любом случае они предпочтут банковскую карту, которая будет работать за рубежом. Она им нужна. А универсальная электронная карта нужна, скорее всего, другой категории населения, которая пока еще не вовлечена в безналичный оборот. И эта категория населения пока испытывает больше неудобств с «пластиком». Идет человек в магазин, пытается расплатиться банковской картой, а там то банкомат не работает, то объявление «По картам расчеты временно не принимаются». Поэтому люди предпочитают наличные в кармане.
Багир Шарифов:
Лично я напишу заявление на получение УЭК, когда увижу, что она максимально эффективна, когда увижу такую практику.
Михаил Курашин:
Пока, наверное, тоже подожду, чтобы увидеть реально, как работает карта.
Подготовил Александр Грислис
grislis@mail.ru
Цифры:
3 млн рублей - потратит областной бюджет в 2013 году на реализацию проекта УЭК.
300 рублей - стоит выпуск одной универсальной карты.
1900 заготовок бесплатно выделено Кировской области в рамках федеральной программы.
20 дней до «пластика»
Универсальную электронную карту могут получить все граждане РФ от 18 лет по личному заявлению. На весь процесс от подачи заявки до получения карты уходит 20 рабочих дней. Получить универсальную электронную карту в Кирове можно по адресам:
Многофункциональный центр (МФЦ): К.Маркса, 54.
Отделения Сбербанка: ул.Дерендяева, 25; ул. Правды, 4; Октябрьский пр-т, 155.