Кредит по осени считают
В конце августа одно из крупнейших в Кировской области сельхозпредприятий «Абсолют-Агро» объявило о самоликвидации. Как это часто бывает, ситуация быстро обросла слухами. Руководству предприятия то понимающе сочувствовали, то обвиняли едва ли не в растрате. Масла в огонь подлило и сообщение, что несколько работников «Абсолюта», которых якобы обязали оплатить часть стоимости жилья, построенного для них холдингом, обратились за помощью к правоохранителям.
Однако при детальном рассмотрении ситуации стало ясно, что многое в этой истории оказалось только слухами.
Инструкция по выживанию
Бренд «Абсолют-Агро» хорошо известен в Кировской области и близлежащих регионах. Его знают как успешное предприятие, год от года наращивающее объемы производства, одного из лидеров по уровню реализации нацпроекта «Развитие АПК», руководство которого сумело создать из обычной вятской глубинки «зону опережающего экономического развития». Известно и множество реализованных социальных проектов (общая сумма вложений порядка 500 млн рублей).
Поэтому для многих известие о самоликвидации «Абсолют-Агро» прозвучало как гром среди ясного неба.
В действительности же ситуация в свиноводстве, которым занимается «Абсолют-Агро» и сотни подобных предприятий в стране, неуклонно ухудшалась на протяжении нескольких лет. Негативные последствия непродуманного и крайне невыгодного для российских аграриев вступления в ВТО, повышение себестоимости продукции, рост стоимости услуг естественных монополий и, наконец, три последних засушливых года буквально «высушили» доходы многих российских сельхозпредприятий. Руководители хозяйств откровенно признаются: работать в таких условиях становится просто бессмысленно.
– Конечно, никто не мог просчитать в своих бизнес-планах, что с 2006 года, совпавшего со стартом нацпроекта (национальный проект «Развитие АПК» – прим. авт.), по всей России начнется спекулятивный рост цен на стройматериалы и услуги. Причем по большинству позиций сразу, – рассказывает депутат Государственной Думы Сергей Доронин, основатель группы компаний «Абсолют», возглавлявший ее 17 лет, до 2009 года. – Взять хотя бы цены на кирпич. Когда мы в 2006 году начали строительство свинокомплекса, он стоил порядка 2,6 рублей за штуку. А к вводу объекта в эксплуатацию – почти 12 рублей! Естественно, что наш бизнес-план предусматривал рост цен, и очень существенный: 30-50%. Но ведь никак не 400-500%, как на практике произошло!
Та же история с «коммуналкой». Стоимость услуг естественных монополий с 2006 года увеличилась в разы. В 2,5 раза выросли цены на электроэнергию, в 3 раза на газ, на холодную воду – в 8 раз. Галопирующий рост тарифов буквально «задушил» предприятия.
Нетрудно догадаться, к чему это привело. Небывалый рост затрат вынудил уйти с рынка многие небольшие и средние предприятия.
Расходы на выращивание (т.е. полный цикл производства «от поля до прилавка», реализуемый «Абсолют-Агро») увеличились с 2,5 до 8 раз. По логике, чтобы оправдать вложения и «выйти в плюс», сельхозпроизводитель и переработчики предприятия должны соразмерно увеличить стоимость мяса, изготавливаемых колбас и полуфабрикатов. Но ведь не могут же производители «выставить» покупателям счет по 1600 рублей за килограмм «Докторской».
Вот и получается, цена реализации осталась практически на прежнем уровне, а себестоимость выросла.
В итоге за четыре последних года рентабельность «Абсолют-Агро» с 20% упала до 5%. Соответственно, выросли и сроки окупаемости проекта: с 8 лет «с учетом подушки безопасности» до почти 20 лет. Это внесло существенные коррективы в план развития и финансовую политику предприятия.
– Как человек, много лет отдавший сельхозпроизводству и переработке, с уверенностью могу сказать: такой уровень рентабельности не позволяет в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства по кредитным договорам. Но это не означает, что предприятие становится убыточным. Даже с такой низкой рентабельностью можно найти возможность «гасить» кредит. Другой вопрос – в какие сроки и под какие проценты, – продолжает Сергей Доронин. – Логично, что в такой ситуации банк должен пойти навстречу кредитуемому предприятию и увеличить срок выплаты кредита. В противном случае он сам может стать одним из проигравших. Разорить-то заемщика несложно, но что потом с него получишь?
Увы, в российской практике крупные банки обычно тянут до последнего. Так что я считаю, что позиция банкиров во многом является причиной нынешнего положения дел не только в «Абсолюте», но и в сельском хозяйстве.
Но даже при этом я уверен, что выход будет найден и ситуация стабилизируется. Насколько мне известно, нынешнее руководство предприятия ставит перед собой две основные задачи: сохранить производство и рабочие места.
Очевидно, что к ситуации с «Абсолютом» должен подключиться департамент сельского хозяйства. Некоторые СМИ даже выдали неподтвержденные данные, что «Абсолют-Агро» якобы мог, но почему-то не стал участвовать в программе финансового оздоровления, проводимой департаментом. Однако глава департамента Алексей Котлячков информацию эту не подтвердил.
– По закону участвовать в программе могут только предприятия, имеющие долги по налогам, задолженности по оплате энергоресурсов и т.д. Насколько мне известно, таких долгов у «Абсолюта» нет, а значит и говорить о том, что предприятие тянет с включением в программу, не совсем корректно.
Квартирный вопрос
Важный вопрос: что станет с социальными проектами, реализуемыми в селах Филиппово и Каринка, если «Абсолют-Агро» – одна из сторон трехстороннего соглашения, заключенного между региональным правительством, администрацией Кирово-Чепецкого района и холдингом, не сможет дальше нести социальные обязательства? Будут ли они заморожены?
На деле, по словам Сергея Доронина, курирующего эти проекты в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Социальное развитие села», большинство из них либо уже завершены, либо находятся на завершающих стадиях. Перечень проделанных работ внушает уважение: проведен капремонт дороги, построены детские и спортивные площадки, отремонтированы детские сады и школы, заменены водонапорные башни в поселках, построен новый клуб в селе Каринка, капитально отремонтирован клуб села Филиппово, проложены новые сети в Каринке, подведен газ. Полностью завершено строительство жилых домов для специалистов. Хотя несколько проектов действительно оказались замороженными. Это строительство ипподрома с конкурным полем и физкультурно-оздоровительного комплекса, а также реконструкция храма Вознесения Господня. Но теперь это уже, скорее, вопрос заинтересованности местного, районного, руководства.
Но остановимся подробнее на жилье. Именно оно стало камнем преткновения между холдингом и несколькими его работниками.
Никто не отрицает – строительство благоустроенного жилья в сельской местности удовольствие не из дешевых. Чего стоит только подключение к общим сетям: канализации, водоснабжению, электросетям, газу. А оборудование жилых микрорайонов асфальтовым покрытием со стояночными карманами и пешеходными дорожками? Ну не по грязи же, в самом деле, расхаживать.
Но обо всем по порядку.
Что нам стоит дом построить
Возведение социального жилья началось в 2009 году. Поскольку «Абсолют-Агро» планово наращивал производство, холдингу удалось добиться включения строительства жилья для своих работников в программу «Социальное развитие села».
Если говорить о технических характеристиках такого жилья, все они, включая сметную стоимость, оговорены условиями ФЦП. Согласно ей себестоимость квадратного метра возводимого жилья должна составить порядка 28 тысяч рублей.
– Бытует мнение, что жилье на селе можно построить фактически даром. Если это дом из рубленого бревна без коммуникаций, то скорей всего, это не так дорого. У нас же получалось примерно 729 тысяч на общестроительные работы и еще 175 тысяч – на отделку каждого дома, – рассказывает Сергей Доронин. – Но мы же людям не «коробку», а благоустроенные дома сдавали со всеми коммуникациями. Они на селе стоят дорого, тем более, их нужно к каждому домохозяйству отдельно тянуть. Одно только подключение к электроснабжению и освещению – более 208 тысяч. Плюс водоснабжение, плюс канализация, плюс газ. Помимо этого, необходима инженерия: например, каждый дом оборудован современным газовым котлом для отопления. То же с вентиляцией. А кроме того – юридические расходы, связанные с оформлением. И в завершение – проценты за взятый на строительство кредит. В итоге, с учетом инженерии и коммуникаций, стоимость дома в 73 квадратных метра составляла около 2 млн рублей.
Впоследствии, согласно ФЦП, 70% стоимости дома возмещалось селянам за счет бюджета. Оставшуюся часть они выплачивали самостоятельно.
Однако «Абсолют-Агро» шел навстречу своим работникам, ежемесячно выделяя дополнительные средства на погашение их задолженности по оплате жилья, что позволило большинству семей рассчитаться за дома. Эти выплаты облагались налогом на доходы физических лиц, но поскольку средства шли на оплату дома, люди смогли воспользоваться льготой, и деньги были им возвращены.
После введения в эксплуатацию в этом году последней, второй, очереди домов несколько работников предприятия, получившие сертификаты на жилье, воспользоваться данной схемой уже не успели. Поэтому на собрании учредителей «Абсолют-Агро» было принято решение: предприятие заплатит те самые 30% стоимости дома, которые крестьяне должны «гасить» сами, за них, но разом. Ведь потом такой возможности просто не будет.
Однако поскольку схема выплат изменилась (предприятие платило не крестьянам, а непосредственно за дом), налоговая инспекция выдвинула требование к хозяевам домов: заплатить налог на полученную ими собственность. Речь идет о суммах от 50 до 100 тысяч рублей за дом в зависимости от метража. Например, дом в 73 «квадрата», о котором говорил Сергей Доронин, обошелся бы собственникам в 80 тысяч рублей.
Людей можно понять: платить не хочет никто. Однако надо признать: получить трехкомнатную квартиру в таунхаусе (в чистовой отделке, с отдельным входом, газовым и сантехническим оборудованием и приусадебным участком) хотели бы многие. Поэтому речь идет в любом случае о крайне выгодном приобретении.
Но напрашивается вопрос, а почему бы не вернуться к прежней схеме жилищных выплат, избежав тем самым конфликтной ситуации. Вот только осуществлять эти выплаты на протяжении нескольких лет, как это было ранее, предприятию, находящемуся в стадии ликвидации, невозможно. А значит, работникам пришлось бы выплачивать свои 30%, а это более полумиллиона рублей, самостоятельно.
Получается, что «Абсолют-Агро», выбрав для своих работников наименее безболезненный и менее финансово затратный вариант решения проблемы, по сути, стал жертвой информационных и политических спекуляций. Что, правда, предприятию, понесшему немалый урон в связи с присоединением страны в ВТО, повышением цен на «коммуналку» и блокированием рынка сбыта, уже не навредит.
Что дальше?
Нерешенным остается главный вопрос: что станет с самим предприятием?
– Надеюсь, что холдинг будет работать и дальше, – говорит Сергей Доронин. – Это нужно всем: и области, и работникам предприятия, и банкам. Ведь в свое время, в рамках нацпроекта по развитию АПК, в Сбербанке были взяты инвестиционные кредиты на сумму 756 млн рублей, плюс 213 млн – в Россельхозбанке. На сегодняшний день, по моим данным, часть из них, почти 246 млн рублей, погашена.
Более 607 млн рублей заплачено с 2006 года в качестве процентов: сумма, практически равная полученным кредитам. Банки и так очень неплохо заработали. И могли бы делать это дальше, постепенно вернув все деньги «сторицей».
Однако в июле 2013 года Сбербанк прекратил выдачу «Абсолют-Агро» краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств и отказал в пролонгации инвесткредитов.
То есть банк собственным решением отказался от дальнейшего получения выплат по уже выданным кредитам (а предприятие, как мы помним, может и готово по ним платить), отказавшись от рефинансирования. Почему банкиры блокируют принятие положительных решений по «Абсолюту» и кому выгоден уход с «мясного» рынка такого крупного игрока?
Предпочитает не замечать проблем на предприятии и департамент сельского хозяйства, упрямо рапортующий о росте показателей в отрасли.
Такое противостояние производственников банкирам и чиновникам вышло на федеральный уровень.
– В конце ноября я обратился к губернатору области Никите Юрьевичу Белых. Надо отдать ему должное: он сразу поддержал предприятие, организовав встречу с министром сельского хозяйства РФ. В результате глава Минсельхоза пообещал: ведомство возьмет ситуацию на контроль и она будет рассмотрена на специальной комиссии Министерства, которая занимается проблемными долгами. Принципиально, что в ее работе участвуют сами банки. Проблема ведь именно в том, что региональные представители Сбербанка, которые знают о трудностях на предприятии и хотели бы помочь ему, не допускаются до принятия решений. Все документы направляются сначала в Нижний Новгород, а затем в столицу – на согласование. То есть люди, принимающие окончательные решения о кредитах, самого предприятия и в глаза не видели. Встреча с ними на такой комиссии под патронатом Министерства – это возможность «достучаться» до банка. Так что я надеюсь, что министр поможет расшить сложившуюся ситуацию и ускорить процесс принятия положительного решения по проблемам холдинга, – говорит Сергей Доронин.
Одним словом, если предприятие договорится о реструктуризации, оно сможет работать и дальше: никаких других серьезных проблем, кроме позиции менеджмента Сбербанка, у него сейчас, как мы видим, нет.
Иван Алексеев