Куда пойти, или как музеям стать «местом встреч»
Каким музеям на Руси живется хорошо? После такого вопроса все работники сферы культуры, конечно, скажут, что им хуже всех: помощи от государства нет, денег нет, посетителей тоже нет. На прошлой неделе у музейных работников, чья деятельность в культуре является, пожалуй, самой консервативной, появился ряд советчиков.
Истории успеха
Клуб маркетологов Кировской области решил поделиться с музейными работниками мыслями о том, как сделать их деятельность более популярной и прибыльной. А глава департамента культуры Кировской области Павел Сырцев рекомендовал брать пример с единственного в нашем городе частного музея - «Галереи Прогресса». Музеи, казалось, обвинили в бездеятельности. Но обо всем по порядку.
Сначала о своем опыте рассказал руководитель «Галереи Прогресса» Дмитрий Шиляев. Так, недавно там была организована самая успешная в недолгой истории «Галереи» выставка работ известного художника Пабло Пикассо. Ее посетила почти 1000 человек, а ее оборот составил примерно 146 тыс. рублей.
«Но и это совсем немного, - говорит Дмитрий, - так как 70% нашей прибыли мы должны отдать тому, кто этой экспозицией с нами поделился, а наши ежемесячные затраты на помещение, работников, коммунальные платежи и прочее составляют 120 тыс. рублей. То есть мы в минусе даже и после самой успешной выставки. Но для того, чтобы все изменить, нужны эффективные менеджеры. У меня во Франции живет друг, который рассказывает, что там у людей в выходной не возникает вопроса «куда идти: в кино или на выставку». Они выбирают выставку. И мы к этому тоже должны прийти».
Еще одним очень интересным опытом поделился Антон Касанов, главный специалист Государственного архива Кировской области, организатор одного культурно-исторического проекта этого лета - «Пешком по Вятке». «Суть нашего проекта заключалась в том, что люди собирались в одной из точек города и начинали прогулку по улице, историю которой рассказывал им экскурсовод. Мы не знаем, сколько примерно человек посетило наши экскурсии, но по подсчетам «Вятского края», от 1500 до 2000 человек. Всего мы охватили 6 улиц и провели 31 прогулку».
После своими идеями начали делиться уже маркетологи. Вячеслав Коршунов, представитель кировского Клуба маркетологов, предложил несколько вариантов того, как можно разнообразить музейную деятельность. Помимо традиционных методов, таких, например, как работа с детьми, он предложил устраивать в музеях свадьбы и корпоративы. Если разработать комплекс мероприятий на время между регистрацией и застольем, считают маркетологи, то молодожены будут знать, чем занять своих гостей. Можно провести экскурсию, рассказать о существовавших раньше свадебных обычаях. Если подобное мероприятие устраивать, например, три раза в неделю, то за это время у музея прибавится как минимум 100 посетителей. Каждый руководитель, считают маркетологи, ищут недорогое, но интересное место для проведения корпоратива. И музей вполне бы мог им стать, если бы его работники придумали, например, какую-нибудь викторину. Кроме этого, Коршунов посоветовал музею проводить тематические вечеринки, программы и праздники, приглашать приезжих и гостей города, а также привлекать к проведению экскурсий известных персон города или района. Например, в каком-нибудь районном центре таким экскурсоводом мог бы стать глава администрации района, или директор школы. И, самое главное, чего сегодня не хватает музеям, это самореклама. Им нужно заводить страницы на сайтах районных администраций, в соцсетях, устраивать для потенциальных посетителей прямые рассылки, а также дружить с директорами школ, ЗАГСами и гостиницами. Причем не ждать, когда те придут узнать, что есть в музее, а самим к ним идти.
Меняться
В зале, где присутствовали руководители и кировских, и районных музеев, повисла тишина. Казалось, музейные работники почувствовали несправедливость укоров в свой адрес. Немой вопрос обрел в итоге конкретного автора: "Вы изучали ситуацию в музеях, вы проводили анализ того, кто там сможет так работать?" - спросила Наталья Клементьева, преподаватель ВятГГУ, знакомая с работой в музеях. Ответ держал уже Павел Сырцев.
– Да, работников в музеях очень мало, да, это поколение уже немолодое и им бы хотелось смены, - начал он. - Но сначала мы должны поднять заработную плату, а потом уже говорить о новых энтузиастах Это скоро произойдет. Пока дать рекомендации к действиям — это все, что мы можем сделать. Необходимы новые разработки, чтобы возрастал интерес посетителей к музеям.
Когда руководство выставочного зала, принадлежащего Вятскому художественному музею, выразило недовольство тем, что им поставили план в 1 млн рублей в год, Сырцев сказал: «Вам при ваших площадях я в следующий раз поставлю еще больше. Вот у Шиляева при площади, намного меньшей, чем ваша, оборот в год составляет 3-4 млн рублей. И это при том, что он сам платит за аренду, платит зарплату людям, а за вас все это делает государство. Измените график работы, работайте дольше, придумывайте разные мероприятия. Все в ваших руках». Районным же музеям областная власть посоветовала больше взаимодействовать с местной властью, обновить вывески, чтобы всех было видно, и попробовать увеличить цену посещения выставок с 10 рублей до 100. «Вы сначала попробуйте, а потом говорите, что никто не ходит, - настаивал на смене цены и Дмитрий Шиляев».
Государственным музейным работникам возразить больше особо было нечего, однако вряд ли они при их совершенно другом, скажем так, «совковом» настрое ринутся что-то кардинально менять в своей деятельности. Все-таки они привыкли, что за них все делает государство. Да и на яранскую прялку XVIII века, к примеру, вряд ли кто-то пойдет смотреть несколько раз, да еще и за 100 рублей. Либо новые энтузиасты, либо новые идеи музеям определенно нужны, иначе скоро они превратятся в статичные отголоски прошлых эпох. Советчики уже появились, дело за «малым» – изменить все остальное.
Елена Окатьева