Лагерь анти-«Платон»
16.04.2017 13:39:00
2075
0
Репортаж «БН» из протестного лагеря дальнобойщиков.
За последний месяц кировским грузоперевозчикам удалось наделать столько шуму, что они привлекли к себе внимание и законодательной, и исполнительной власти, причем самых первых лиц. А всю прошлую неделю они прожили в протестном лагере.
Больше десятка фур выстроились в ряд вдоль улицы Луганской и стояли там несколько дней и ночей. «Всех зовем к себе в гости», - письма с таким призывом разослали грузоперевозчики СМИ. Конечно, «БН» тоже почтили лагерь своим присутствием. И, как оказалось, сразу после главы региона.
«Это же не дело – решать серьезные вопросы на парковке», - сказал врио губернатора Игорь Васильев и пригласил перевозчиков к себе в кабинет. И на следующий день данная встреча состоялась. Но о ней чуть позже. Сначала – репортаж из лагеря.
– Что вы тут делаете – прямо на улице у машин? – спрашиваю я.
– А вот сейчас нам привезли мясо, рис, скоро мы будем варить плов в казане, - рассказывают, улыбаясь, дальнобойщики.
Машины стоят в ряд, на кабинах висят флаги – так, чтобы их было видно с дороги. Грузовые фургоны сняты – для экономии пространства. Но не все – в одном из них развернулся мини-стол – с чаем и сухпайком. Как на пикнике. Жаль, что на Луганской весьма пыльно и грязно. Кто-то, пока есть время, занимается ремонтом машины.
– А полиция к вам приезжала, законен ли ваш лагерь?
– Да, вчера устроили нам что-то типа «маски-шоу», приехали с мигалками, постояли рядом, попросили убрать флаги и уехали. Правоохранительные органы в целом к нам лояльны.
От моментов «развлекательного» характера переходим к насущным вопросам. Союз грузоперевозчиков Кировской области «Вятка» требует отмены системы «Платон» (или реорганизации ее под транзитный транспорт с передачей контроля государству). Кроме того, перевозчики хотят отмены и транспортного налога, а также изменения режима труда и отдыха под реалии нашей страны, наведения порядка на весовом контроле для фур и предоставления обоснованных расчетов размера акциза на топливо.
– Наше положение с каждым днем все больше ухудшается, - говорит индивидуальный предприниматель Сергей Вшивцев. – Как и экономическая ситуация по всей стране. Мы отменили все заказы, чтобы принять участие в этой всероссийской акции протеста. Такие лагеря разбиты по всей стране.
«Платон» забирает в среднем у грузоперевозчика 35-40% дохода. Это около 150-200 тысяч в год. А с 15 апреля эта плата повышена с 1,5 до 1,9 рублей за каждый пройденный километр федеральной трассы (к счастью для бизнеса, не до 3 рублей, как планировалось ранее). Многие говорят о том, что с такими поборами работать стало просто невозможно – рентабельность бизнеса упала в разы.
– У нас нет выбора, поэтому приходится стоять таким лагерем, - рассказывает индивидуальный предприниматель Андрей Желудков. – Мы не зарабатываем необходимые нам деньги. У многих ипотеки, кредиты. А в таких условиях долго работать невозможно. Мы «изъездили» свои машины и нам уже не на что их ремонтировать.
Также предприниматели говорят о том, что, к примеру, в Кировской области, не создано никаких условий для того, чтобы дальнобойщикам можно было соблюдать режим труда и отдыха, предписанный законом. Когда везешь миллионный груз, возле леса не остановишься, а охраняемых стоянок у нас очень мало. Кроме того, есть претензии к работе автоматических весов, которые должны проверять вес и размер фур. «У машины при замере тент ветром надуло, а через месяц пришел штраф в 300 тысяч рублей, - показывает распечатку предприниматель, – и к кому теперь бежать обжаловать его?» По их заверениям, машины стоят чуть дороже подобных штрафов.
– А самый главный вопрос – куда уходят деньги, которые мы платим? - возмущается Сергей Вшивцев. – Почему у федеральной трассы М-7 (от Кирова до Чебоксар) состояние, как у проспекта Строителей? Там фуры колеса оставляют. И после этого приходится ремонтировать машины. Нам сказали, что на деньги, собранные в прошлом году, были отремонтированы дороги в 48 регионах. Но почему их тратят на региональные или даже городские дороги, когда они должны идти на федеральные трассы?
Председатель союза «Вятка» Валерий Сояк отмечает, что грузоперевозчики не имеют никакой возможности для того, чтобы как-то контролировать эти денежные поступления. В системе «Платон» нет никакой прозрачности. А хуже того то, что это не налог и контролирует его сбор не государство, а частная компания. «Когда у вас дома прорвало трубу, вы ее ремонтируете, а наше государство, наоборот, - увеличивает напор воды, - приводит пример Сояк. - Ему не важны утечки: нужен лишь общий итог».
На следующий день после того, как в лагерь приехал Игорь Васильев, грузоперевозчики пришли к нему в правительство. Там также присутствовали сотрудники минтранса, которые сказали, что по специальной программе в регионе обустраиваются стоянки для грузового транспорта. Кроме того, будет поднят вопрос о создании специальной большой территории вблизи Кирова, чтобы дальнобойщикам не приходилось заезжать в город и портить тем самым дороги.
– Также мы говорили о возможности снижения или полной отмены транспортного налога, который сегодня является самым большим в нашем регионе, - рассказал Сояк. – Васильев ответил, что над этим вопросом нужно поразмыслить. Конечно, мы понимаем, что «Платон» находится не в компетенции региональной власти. Но и наши чиновники могут подать какие-то сигналы.
Также на встрече говорили о возможностях поддержки местных грузоперевозчиков. Дело в том, что на наш рынок зашло много федеральных игроков, которые демпингуют цены, поэтому помощь местных властей в данном вопросе кировским дальнобойщикам очень важна.
Еще раньше, напомним, состоялась встреча представителей союза и с Владимиром Быковым, спикером областного Заксобрания. Он обещал направить предложения предпринимателей федералам. Также Быков отметил, что строительство Западного обхода Кирова (на который изначально планировалось отправить деньги, собранные от «Платона») уже включено в федеральную программу по развитию транспортной системы.
И сама федеральная власть в лице главы Совфеда Валентины Матвиенко уже успела отреагировать на «всероссийскую стачку» грузоперевозчиков. На прошлой неделе она потребовала проанализировать обоснованность и эффективность системы «Платон». «Дать поручение комитету по экономической политике, комитету по бюджету и финансовым рынкам рассмотреть заявление нашего коллеги Вячеслава Мархаева, разобраться в этом и проинформировать палату», - сказала Матвиенко на заседании Совета Федерации в среду.
По словам сенатора Мархаева, система «Платон» вызывает сегодня огромное количество вопросов, на которые ни правительство, ни Минтранс не отвечают. Игнорировать предпринимателей больше нельзя. Он признал, что деньги от «Платона» направляются на ремонт дорог, которые и не были рассчитаны на эксплуатацию фурами. То есть вместо того, чтобы строить нормальные новые дороги, мы закапываем деньги, собранные от дальнобойщиков, в ремонты, которые им никак не помогают.
А еще в декабре 2015 года Матвиенко заявляла, что отменять «Платон» нельзя – систему нужно только совершенствовать. Сегодня она, конечно, не утверждает обратное, но, возможно, лед все же тронулся.
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru