Либо ты, либо тебя
И второй городской театр распахнул двери. Театр на Спасской подготовил ядерную смесь голливудского блокбастера и анимэ с монологом-рефлексией.
И второй городской театр распахнул двери. Театр на Спасской подготовил ядерную смесь голливудского блокбастера и анимэ с монологом-рефлексией. На сцене – пьеса современного драматурга Юрия Клавдиева в исполнении знакомого Кирову режиссера Антона Безъязыкова – «Собаки-якудза».
В феврале этого года во время режиссерской лаборатории в Кирове под руководством художественного директора фестиваля «Реальный театр» Олега Лоевского Безъязыков показал Кирову эскиз спектакля по рассказу американского писателя И. Зингера. В жанре мелодрамы. Для своего настоящего первого дебюта в нашем городе он выбрал совершенно другую работу. И не прогадал. Спектакль получился в духе Театра на Спасской: смелым, экспрессивным, с обязательным погружением в человеческое нутро.
На сцене, наверное, впервые так пусто. И она огромна – ее видно всю вплоть до стен. Так, благодаря приглушенному свету создается впечатление, будто театр переходит в улицу, где уже не видно горизонта. Из всего антуража - только перекатывающиеся по сцене конструкции из металлических балок и постоянно вертящиеся в руках героев такие же палки - самурайские мечи. На эту жуткую улицу попадает главный герой – ирландский сеттер Свен, которого хозяин выбрасывает на улицу из теплого дома. Здесь среди бродячих собак давно установлена своя иерархия: распределены помойки, есть предводители стай, за то, чтобы спокойно спать, нужно заплатить. Но Свен хитрее и сильнее остальных, и мириться с несправедливостью не собирается. Он хочет выжить и проучить «плохих парней».
Дальше все как в лучших голливудских блокбастерах – драки в заброшенных подвалах, хитрые ходы главных героев, старый гуру Дед Собак, романтическая рефлексия…. И Свену, как главному герою, приходится убивать. Без этого никак – либо ему перегрызают глотку, либо он остается жив благодаря тому, что делает это сам. Но когда смотришь голливудский боевик, кажется, что все убийства плохих хорошими оправданы, а здесь – театр, и перед убийством возникает вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». Можно ли пойти на это или лучше подчиняться общепринятым правилам? Свен решает, что можно. При этом, как и в любой подобной истории, жалко его, а не его врагов.
В финале он и его друзья думают, кто же сейчас будет в парке главным. Дед Собак, кажется, берет на себя эту миссию, но это вовсе не значит, что, как в любом западном экшне, наступает хэппи-энд. После спектакля нет того послевкусия, которое возникает лет в 13, когда главный герой любимого фильма, какой-нибудь Стивен Сигал или Брюс Уиллис, побеждает всех врагов и спасает планету. Здесь повисает вопрос: а что дальше? Не станет ли Свен, так же, как и бывшие предводители стай, «строить» улицу? Ведь придут другие собаки.
В театр же придут подростки, и язык этого спектакля, думается, окажется для них очень близким. Главное, чтобы они поняли, как говорится, главную мысль, а не только запомнили сюжет. Но это уже зависит от воспитания.