«Лучше быть союзниками»
Стремительное преобразование медицины Кировской области стимулирует развитие конкуренции на рынке со стороны как госучреждений, так и частных клиник. Своим экспертным мнением о ситуации внутри отрасли с «БН» поделился директор сети клиник «Афло-центр», к.м.н. Владимир Жуков.
Стремительное преобразование медицины Кировской области стимулирует развитие конкуренции на рынке со стороны как госучреждений, так и частных клиник. Выигрывают все, в первую очередь пациент, так считает директор сети клиник «Афло-центр», к.м.н. Владимир Жуков. Своим видением ситуации в отрасли эксперт поделился с «БН».
Составляющая конкуренции
- Владимир Николаевич, как эксперт, оцените уровень развития государственной и частной медицины Кировской области.
– На мой взгляд, в последнее время происходит активное развитие как того, так и другого направления. Намного динамичнее, чем 5 или 10 лет назад. Подход, ориентированный на пациента, проявляют большинство медицинских учреждений. Существенно расширяет возможности – и для врача, и для пациента – внедрение современных информационных технологий. За последние несколько лет отлажена электронная запись в государственные и крупные частные медицинские учреждения, внедрена лабораторная информационная система. Если еще несколько лет назад для записи в медицинское учреждение необходимо было звонить или приходить лично, сейчас все это делается дистанционно. К примеру, зайдя на сайт «Афло-центра», можно выбрать из нашей сети клиник конкретный медицинский центр, услугу и время. Подтверждение записи придет в виде смс. Посмотреть и распечатать результаты анализов тоже можно дистанционно – в «личном кабинете», размещенном на официальном сайте afflow.ru.
- По вашему мнению, государственная и частная медицина – это конкуренты или все-таки союзники? Насколько конструктивно частные и государственные лечебные учреждения взаимодействуют на рынке?
– У нас сложился положительный опыт взаимодействия с государственными медицинскими учреждениями. И сейчас у организаций в сфере медицинских услуг есть понимание: лучше быть союзниками, так как заложниками недопонимания всегда становятся пациенты. Уровень взаимодействия между медицинскими учреждениями разный. Наш центр за почти 10 лет своей работы на рынке сотрудничал практически со всеми медицинскими госучреждениями, находящимися в Кирове, – как в качестве поставщика услуг, так и в качестве потребителя.
- Какие основные тенденции в сфере оказания частных медицинских услуг вы бы особенно выделили?
– Я бы выделил определенное разграничение по охвату работ. Сегодня многие медицинские центры стараются работать по узким направлениям. Особенно интересны такие, как гинекология, урология и косметология. В то же время на рынке есть крупные игроки, которые способны предложить в своих стенах весьма полный набор услуг. Так, «Афло-центр» располагает 3 большими корпусами в разных частях города, где есть широкий спектр услуг для детей и взрослых, имеется полный набор специалистов для медосмотра.
Много позитивных изменений происходит и в государственной медицине. В государственные больницы приходит все больше молодых амбициозных руководителей. Кстати, два постоянных сотрудника «Афло-центра» недавно стали главными врачами областных учреждений.
За последние два года – несмотря на непростые экономические условия – произошли существенные изменения в госполиклиниках. Они преобразились, в них появляется много современного дорогостоящего оборудования. В выигрыше – пациент, потому что такая ситуация дает ему возможность выбрать, куда обратиться за медицинской помощью.
- Рынок медицинских услуг Кирова переполнен, или еще есть возможности для появления новых игроков?
– Психологически люди сейчас охотнее тратят деньги на свое здоровье, чем еще 5 лет назад. По статистике, доля взрослых россиян, пользующихся услугами частных центров, выросла: с 30% в 2011 году до 40% в 2016-м. С каждым годом растет рынок медицинских услуг, в связи с этим и Кировская область становится все привлекательнее для крупных федеральных медицинских центров. В регионе созданы благоприятные условия для появления новых медицинских центров и расширения существующих. С одной стороны, это стимулирует развитие конкуренции на рынке, с другой – является основой для создания новых рабочих мест, появления дополнительных отчислений в бюджет и расширения возможностей для оказания доступной медицинской помощи жителям и гостям региона.
В 4D режиме
- «Афло-центр» – достаточно крупный по меркам Кирова частный медицинский центр. На рынке работает десятый год. В 2016 году журнал «Здравоохранение России» (16+) внес его в ТОП-50 крупнейших медицинских центров Поволжья. Основными критериями оценки стали квалификация персонала и широта услуг. Расскажите об основных направлениях деятельности компании.
– Во-первых, мы проводим медицинские осмотры и выдаем справки (в ГИБДД, на оружие, на работу, учебу, госслужбу, медицинские книжки, санаторно-курортные карты, психиатрическое освидетельствование).
Во-вторых, ведем консультативный прием для детей и взрослых. В нашем центре работают врачи всех основных специализаций.
Третье направление – диагностические процедуры. Мы, к примеру, проводим весь спектр УЗИ исследований, включая чреспищеводное УЗИ, маммографию, в том числе методами, которые не облучают человека, бронхофонографию, которая позволяет обследовать органы дыхания у ребенка, и многое другое.
В нашем центре также можно посетить физиотерапевтические процедуры, как в санатории. Поэтому нас еще называют «городской санаторий». У нас же можно пройти практически все виды лабораторной диагностики. Разработаны программы обследования и лечения, для которых достаточно одного посещения – например, программа «Здоровье сердце», «Легкое дыхание», «Женское здоровье». Проводятся малоинвазивные операции одного дня на ЛОР-органах, когда проблемы с носом и горлом, мучавшие годами, решаются одномоментно.
- А как с точки зрения оснащения оборудованием? Сегодня это является одним из основных конкурентных преимуществ на рынке оказания медуслуг.
– Только за последний год закупили цифровой маммограф, позволяющий получать снимки высокого качества и выявить рак молочной железы на ранних стадиях. Приобрели ультразвуковой аппарат премиум класса, который показывает сердце в 4D режиме, что позволяет врачу полноценно оценить работу сердца. Подобного оборудования, насколько я знаю, нет в Кировской области. У нас в филиале на Некрасова, 16а установлен современный цифровой рентген. Его удобно посетить тем, кто живет у автовокзала, в микрорайоне у Дворца пионеров и Дружбы, а также жителям области.
Дополнительная соцгарантия
- Какие услуги оказываете предприятиям города и области?
– Мы со многими предприятиями Кирова и области работаем по проведению медицинских осмотров на территории заказчика. На многих территориях – особенно в сельской местности – непросто пройти всех специалистов за один раз. Представьте, что значит – комбайнера во время посевной несколько раз отправлять в город для посещения врачей? Сегодня закон позволяет выехать на территорию и оказывать услуги с использованием мобильных медицинских комплексов. Наши мобильные бригады по договоренности могут выехать и в выходной день. В составе группы выездного мобильного комплекса можно включить любого специалиста.
На сегодняшний день наши мобильные медицинские комплексы своими выездами охватывают все 39 районов области, обеспечивая медицинским обслуживанием сотни предприятий Кировской области. Для их работы в распоряжении «Афло-центра» имеется 6 единиц транспорта.
Создаем здравпункты на территории предприятий. В ближайшее время появятся еще минимум 6, в том числе на промышленных предприятиях Кирова.
- Вы упомянули про районы. Работодатели «на местах» сейчас больше внимание уделяют здоровью пациентов?
– Да, они и по закону обязаны проводить медосмотры, но это можно расценивать не с точки зрения «ты обязан», а с человеческой. Работодателя, который организует для своих сотрудников максимально полный и качественный медицинский осмотр, больше начинают ценить в коллективе. Они понимают, что руководство заботится о людях и дорожит их здоровьем. Сотрудники у такого работодателя выше ценят свое рабочее место, потому что понимают: кроме заработной платы, получают социальные льготы.
Еще момент. Сегодня государство компенсирует часть стоимости медицинских осмотров за счет средств Фонда социального страхования. По сути, государство возвращает деньги, потраченные работодателем на медосмотры для сотрудников. В таком случае зачем выбирать дешевый и некачественный вариант, если есть возможность получить высококвалифицированную помощь, при этом государство вернет деньги?
- А по полису дополнительного медстрахования работаете?
– Да. Полис ОМС (обязательного медстрахования – прим. ред.) – это одно. Но сегодня – в большинстве своем крупные предприятия – приобретают для своих сотрудников полис дополнительного медицинского страхования. Это одна из составляющих дополнительной социальной гарантии. По нему сотрудник может обратиться в медицинское учрежение и получить бесплатную медпомощь, в том числе стоматологические услуги, стационарное лечение, полный набор поликлинических услуг. Сейчас мы ведем активную работу со страховыми компаниями (ПАО «Росгосстрах», ОАО «РОСНО-МС», ОАО «Согаз» и др.) в плане работы по полису ДМС.
Думать на перспективу
- Присутствуют ли на рынке оказания частных медицинских услуг нечистоплотные компании и фирмы-однодневки? Как обычному потребителю это понять?
– Присутствуют. Достаточно вспомнить нашумевшую недавно ситуацию с компанией «ЗдравМед», которая под маркой медицинского центра оказывала абсолютно немедицинские услуги. Рядовые граждане обмануты на миллионы! У нее не было лицензии, информацию о квалификации специалистов нельзя было найти ни на сайте, ни в самом центре. На эти моменты при выборе медучреждения необходимо обращать внимание. Нужно смотреть, как давно на рынке медицинский центр, почитать отзывы о нем. Впрочем, Интернету порой не стоит доверять: конкуренция не всегда бывает честной. Мы с этим сталкивались как потерпевшая сторона, когда против нас писали и заказные статьи, и отзывы.
При выборе медицинского центра необходимо обратить внимание на то, какой спектр услуг в нем оказывается и на одной ли территории, чтобы не произошло так: здесь ты смог получить лишь консультацию, сдавать анализы едешь в другое место, делать ЭКГ – в третье и т.д. Клиенту всегда удобнее, когда максимальный набор услуг оказывается в одном месте. Еще очень важный момент – наличие постоянного штата врачей: постоянные сотрудники держатся за рабочее место, работодатель вкладывается в их квалификацию.
С точки зрения комфорта стоит обратить внимание на систему лояльности, внедренную в центре. Сегодня многие дают дисконтные карты, карты лояльности. Мы такие тоже даем. Участвуем в программе «Дисконтная карта профсоюзов Кировской области». Недавно заключили договор с одной крупной страховой компанией о том, что люди могут обращаться к нам по полису ОМС и получать скидку на услуги.
- Есть ли излишнее давление со стороны контрольно-надзорных органов?
– Я так не считаю. Мы со многими контрольно-надзорными органами работаем в рамках договорных отношений, к примеру, с Роспотребнадзором, Центром гигиены и эпидемиологии, налоговой. Сотрудничаем с прокуратурой, муниципальными образованиями. При этом понимаем, что это не снимает с нас ответственности, и ведем свою деятельность честно, стараемся чаще советоваться.
- Это через систему госзакупок? Как в целом оцениваете систему торгов – для кого хорошо, а для кого не очень?
– У каждого свои возможности. Если говорить конкретно про профилактические осмотры, в 2013 году мы одни выходили на конкурсы. Сегодня на рынке присутствует достаточно много участников. Многие могут оказывать такие услуги, но здесь – вопрос полноты и качества оказания услуги. К примеру, в рамках техзадания заказчику необходимо провести анализ крови. На каком аппарате проводится исследование – решает исполнитель. Мы в прошлом году закупили 5-дифовый гематологический анализатор, который используем для проведения анализов в рамках гос- и муниципальных контрактов. Он позволяет сделать исследование крови по 28 параметрам, а простой анализатор – по 18-ти. Себестоимость первого в разы дороже, но в итоге заказчик получает больший объем информации о здоровье за те же деньги.
В этом году большой контракт был заключен на проведение профилактических осмотров для педагогов Кирова. Мы постарались оптимально составить расписание, логистически распределить людей по нашим площадкам, выбрать удобное время для посещения врачей, чтобы они смогли пройти осмотры в весьма комфортных условиях. Стоимость контракта, если рассчитывать в переводе на каждого педагога, невысока, но мы всегда смотрим на перспективу. Первое впечатление от посещения медицинского центра для пациента играет большую роль в его дальнейших отношениях с заведением. К нам многие педагоги сначала пришли просто на профосмотр, после этого начали посещать наши филиалы регулярно. Идут не только они, но и ведут с собой своих детей, советуют друзьям. Сарафанное радио сегодня по-прежнему остается одним из действенных инструментов для привлечения клиентов. Это пример того, как где-то немного потеряв сегодня, в несколько раз больше получишь завтра.