Лучше, чем в Эфиопии
Кадровый вопрос решают в регионе не первый год. Хорошие специалисты Кировскую область рано или поздно покидают, а новые почему-то не вырастают, как грибы после дождя. Причин этому несколько, многие из них в правительстве региона вкупе с бизнесом и образовательными учреждениями обсуждаются уже, повторимся, много лет, но серьезных подвижек нет.
В первую очередь, потому, что даже бизнес в регионе и сам не может сказать, кого и сколько ему нужно будет в перспективе. А пока же мы имеем парадоксальную, по словам зампреда правительства Александра Галицких, ситуацию, когда «система образования сама себе заказывает специалистов, сама их готовит и сама трудоустраивает».
Профессии пенсионеров
Очередная дискуссия об интеграции образования и производства состоялась на минувшей неделе в стенах и по инициативе ВГСХА. Кардинально новым в ней было то, что проректор вуза Михаил Поярков презентовал собравшимся и общественности «Атлас новых профессий», разработанный Ассоциацией стратегических инициатив и московской школой управления «Сколково» еще в 2014 году (который, к слову, ВГСХА уже активно применяет в своей работе).
Вещь очень любопытная. То, что для его составления проведена большая работа и серьезные исследования — не вызывает сомнения. Собственно «Атлас» поделен на 2 части: в первой — список профессий, которые скоро исчезнут, во второй — список профессий (и навыков), которые в ближайшем будущем (до 2030 года) появятся. Сделано это для того, чтобы, по словам Михаила Сергеевича, школьники не выбирали себе «профессию пенсионера, которая скоро исчезнет» или «профессию, которая будет актуальна максимум десятилетие».
Кроме зампреда Александра Галицких и руководителя группы советников губернатора Георгия Мачехина на круглый стол собрались представители образовательных учреждений и бизнеса.
Выступление Александра Галицких получилось весьма неожиданным.
«Я со вчерашнего вечера испытывал дискомфорт при мысли о том, что нужно идти на этот круглый стол, - заявил присутсвующим Александр Аленксандрович. - И даже пытался поискать причину, чтобы не ходить сюда. Почему? Потому что я считаю абсолютно бесперспективным обсуждение всех этих вопросов. Я очень много участвовал в подобных мероприятиях, причем, в совершенно разных форматах. Когда встает вопрос «кого надо готовить и как надо готовить для производства?», то информация поступает совершенно разная. Когда собираются руководители промышленности — разговор в одну сторону идет, когда руководители сельскохозяйственных предприятий — в другую. А вот объединиться никто не может. Дело в том, что долгие годы система образования сама себе заказывала специалистов. Сами заказывали, сами готовили и сами отвечали за их трудоустройство. И это абсолютно абсурдная ситуация».
Галицких также рассказал, что несколько лет назад руководство региона пыталось переломить негативную кадровую ситуацию. Для этого был создан Координационный совет, который возглавил зампред правительства. Отвечающий за промышленность, а не за образование (как было раньше). Члены Совета собирали мнения работодателей и в соответствии с их пожеланиями формировали цифры приема в учебные заведения. Но эта тактика в итоге не дала ожидаемого эффекта. Причина одна: промышленники и сами не знают, кто им будет нужен в перспективе. Они кадровыми перспективами на 5-10 лет просто не живут.
«Я совершенно ответственно говорю о том, что почти никто из промышленников не может сказать, кто им будет нужен в перспективе, - говорит Александр Галицких. - Я не видел ни одного серьезного прогноза от предприятия, где было бы сказано, что ему через 5 лет нужны такие-то специалисты и в таком-то объеме, а потом каждый год еще вот по столько. Хотя, нет, был у меня один такой серьезный руководитель - Александр Волосков с Омутнинского металлургического завода. Он полтора года приезжал в правительство области и требовал себе кадры. У него расширяется и модернизируется производство, и он нам на 10 лет перспективу нарисовал, какие инженеры ему будут нужны. В итоге мы сориентировали на его предприятие техникум в Омутнинске, а также местный филиал Вятского госуниверситета».
Вспомнил зампред и про другой заказ — от обанкротившегося сегодня Треста «Ямалстройгаздобыча», руководство которого просило подготовить 1000 газосварщиков в виду выигранного крупного государственного тендера. В правительстве пошли навстречу и дали добро на набор большего количества групп по данной специальности. Однако, через год Трест скатился в процедуру банкротства. К счастью, эту 1000 специалистов не успели подготовить, а те, кто были подготовлены — оказались востребованы рынком труда.
Не та профессия
«Недавно аналогичный круглый стол, но по предприятиям сельского хозяйства мы собирали на базе Куменского аграрного техникума, - также рассказал присутствующим Александр Александрович. - Из всей этой встречи я понял только то, что самая востребованная специальность сегодня — это осеменитель. Кроме шуток. Когда мне недавно один депутат и по совместительству руководитель крупного хозяйства в области назвал зарплату осеменителя, я понял, что не о том образовании я думал в свое время! Поэтому обсуждать кадровую проблему можно сколько угодно, но ситуация от этого кардинальным образом не изменится. Бизнес всегда будет говорить, что в кадровом дефиците в области виноват вуз, техникум, школа».
Через полчаса к дискуссии вокруг кадровой ситуации подключился в режиме онлайн и Дмитрий Судаков, ведущий образовательных программ (МШУ «СКОЛКОВО») и эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах
(Москва) — один из авторов проекта «Атласа новых профессий». Кроме непосредственного рассказа про собственно атлас, он отметил, что «РФ в отношении рабочих мест чувствует себя гораздо лучше, чем Китай и Эфиопия, но тем не менее, 2/3 рабочих мест в стране находятся под угрозой вытеснения».
- Однако, стоит отметить, что сегодня люди не работают по одной профессии всю жизнь. А значит, у них всегда есть шанс на переподготовку, - заключил эксперт.
Атлас оценили и кировские чиновники, отметив, что «над ним явно трудились серьезные специалисты».
Я вспомнил, что еще лет 10 назад читал серьезное европейское исследование, где указывалось, какие профессии отомрут, - рассказал по этому поводу Александр Галицких. - Я тогда читал и не верил, а потом столько раз вспоминал эту статью. В числе первых профессий, которые отомрут, назывались «журналист» и «туроператор». И что мы видим сегодня? Журналистики как таковой нет: просто ищут новости в Интернете и перепечатывают их. Если мы хотим куда-то поехать, то через тот же Интернет бронируем себе гостиницу и трансфер, и вот мы сами себе туроператоры. Я вижу только один выход: пока руководители сами не пойдут в школы рассказывать о своей работе, к ним никто не придет».
Последнее, кстати, маловероятно. К сожалению, руководители-практики слишком занятые люди, особенно в кризис, чтобы ходить по школам или преподавать в вузах. Но именно они больше всего ощущают кадровый кризис на рынке труда. Замкнутый круг получается.
В свою очередь, сенатор Олег Казаковцев считает, что нужно работать, в первую очередь, с родителями, так как ожидания от будущего формирует именно семья:
«Мы имеем постоянный конфликт между образовательными учреждениями и реальными сектором. У выпускников высокие ожидания, но нет мотивации работать на результат. Поэтому сегодня мы и видим больше желание «служить», работать в какой-нибудь госкорпорации, нежели заниматься бизнесом».
С ним полностью согласился и Сергей Торхов, начальник теруправления по Ленинскому району города Кирова.
В свою очередь, Игорь Веснин, президент некоммерческой организации «Ассоциация учреждений профессионального образования Кировской области», отвечая на упрек в устаревшей материальной базе вузов и ССУЗов, напомнил о том, что «70% кадров в Германии готовят непосредственно на фирмах, а раньше такая практика была и в СССР»:
- Если профессиональные учебные заведения будут подстраиваться под нужды каждого вида бизнеса, то мы просто размоем материально-техническую базу и не достигнем результата. Не говоря уж о том, что на подобное просто не хватит средств.
Однако большинство участников дискуссии сошлись во мнении: профотбор нужно начинать уже со средней школы. Как позже отметил Георгий Мачехин, более 80% школьников Кировской области посещают учреждения дополнительного образования, но только 5% носят техническую направленность.
«Очень важен профотбор на уровне школ, - говорит старший вице-президент ВТПП Леонид Перминов (кстати, сам Леонид Иванович по профессии инженер с 30-летним опытом работы в промышленности). - Потому что инженера за 5 лет не подготовить. Могу сказать из своей практики: те подростки, которые в школе занимались в каких-либо технических кружках, что-то делали своими руками — в итоге все стали очень серьезными людьми. Однако что бы ни говорили о новых специальностях, но базовая подготовка — это «вечная» тема. Что за инженер, если он не знает законов Ома, не знает основ сопромата?
Мои рекомендации заключаются в следующем: есть смысл при вузах организовывать дополнительные факультативы и курсы переподготовки. Отдельная тема — это организация практики. Я заметил: те, кому платили денежку на практике — становились хорошими специалистами, потому что у студентов таким образом появлялась серьезная мотивация».
Надо отметить, что, к сожалению, очень мало было высказано предложений со стороны присутствующих представителей бизнеса и промышленности. «Отдуваться» в итоге за всех пришлось гендиректору «Кировского молочного комбината» Василию Сураеву. Василий Куприянович поделился своим опытом взаимодействия с образовательными учреждениями, а также отметил, что иногда у студентов нет желания приобретать практические навыки:
«У нас были случаи, когда к нам направляли список из 18 студентов, которые должны прийти на практику, мы этот список согласовывали, но ни один из студентов в итоге на практику не пришел, - рассказал он. - Хотя, чтобы у студента действительно была мотивация, мы стараемся принимать на практику с предоставлением рабочего места и оплатой».
Также он посетовал на новые стандарты подготовки специалистов, разработанные Минтруда РФ:
Мне кажется, в министерстве не до конца понимают ситуацию, когда на отдельные специальности, например, мастер производства, требуют только профессиональное обучение. Минтруда думает таким образом уменьшить затраты на образование? А ведь толковым маслоделом человек сможет стать только через 5 лет, а сыроделом — через 10. И это - после окончания хорошего техникума и соответствующей практики. У меня это вызывает недоумение.
Мероприятие закончилось подписанием резолюции о создании рабочей группы по разработке модели взаимодействия образования и предприятий, определении ВГСХА, как переговорной площадки для встречи ее членов. Однако хочется отметить, что любые меры будут бесполезны, пока сами промышленники четко и конкретно не сформулируют «кадровые» запросы к вузам и техникумам (это-то как раз и является сейчас самым уязвимым местом любой модели взаимодействия), и не будут нести ответственность за эти запросы. В конце концов, очень сложно помочь тому, кто пока сам себе помогать не хочет.