Между двух Америк

02.07.2017 16:08:00 1693 0

Эта страна – не мечта туриста. Ее нельзя назвать необычайно красивой и интересной. Но есть в ней то, что привлекает и завораживает. Панама – это настоящий край света. Она разделяет два континента – Южную и Северную Америку. И уже только одно это заставляет взглянуть на нее по-другому.

Столица Панамы – Панама. Главный сувенир из Панамы – панама. Главная достопримечательность Панамы – Панамский канал. Кажется, все очень просто. Но в этом городе так много контрастов, как, наверное, ни в каком другом.
Так, несмотря на то, что ты прилетаешь в Центральную Америку, тебя встречает вполне приличный европейский аэропорт. На паспортном контроле, правда, в обязательном порядке берут отпечатки пальцев. С обеих рук. По дороге в центр города ты попадаешь в трущобы и заросли кустов. Где же те небоскребы, которые ты видел, когда кружил над городом на самолете? И вдруг…. Из этой зелени вырастают огромные каменные джунгли из высоких небоскребов, закрывающих друг друга и весь белый свет, появляются широкие дороги, модерновые развязки, множество машин, метро, торговые центры, банки, людская суета. «Да здесь как в Майами», - замечает моя подруга, недавно посетившая эту курортную столицу США.
Не хватает, разве что, легендарных американских пляжей. На береговой линии Тихого океана, где расположилась Панама, есть лишь набережная. К слову, и сам океан выглядит здесь весьма грустно – повсюду гавани для кораблей, в которых, к тому же, в данное время, еще и нет воды (она, судя по всему, спущена). Красивых видов крайне мало. И к самой воде нам пришлось пробираться явно незаконным образом – через заграждения. Но когда они останавливали русских туристов?
К счастью, более приятной картиной можно было насладиться в районе старого города. Такой присутствует почти в каждой столице  Центральной Америки. Испанцы настроили их в свое время в большом количестве, когда присваивали себе данные земли в качестве колоний. Старый город Каско Вьехо в Панаме был заложен в 1517 году. Он стал первым населенным пунктом Центральной Америки, созданным в европейском стиле. Сейчас он входит в список наследия ЮНЕСКО и активно восстанавливается. И это пока не играет ему на руку. Старый город выглядит совсем как новый – вылизанный, выкрашенный, блестящий. Разве что те здания, которые еще ждут своей очереди и глядят только одной фронтальной стеной без стекол на улицу, и нравятся любителям старины. Мостовая же совсем современная, церковь выбеленная, а внутри нее уже стоят модные сейчас электронные свечи: 2 евро – и зажигается огонек. Конечно, это более рационально. Но как же традиции?

Возникает вопрос: откуда у государства бедной Центральной Америки  взялись деньги на реконструкцию старого города и строительство новых небоскребов? Во-первых, Панама – это одна из самых известных оффшорных зон. Да, именно здесь любой желающий может легко зарегистрировать свою фирму и платить низкие налоги. Большое их количество и способствует экономическому росту этой маленькой страны. Во-вторых – примерно треть бюджета страны составляет прибыль от Панамского канала. Но о нем чуть позже.
Все эти доходы, как это часто бывает, никак не сказываются на кармане обычного жителя страны. Так, средняя зарплата в Панаме составляет от 600 до 1000 долларов. При этом, если вам необходимо снять жилье, придется раскошелиться на 500 долларов в месяц. Покупка же недвижимости обойдется минимум в 100 тысяч долларов. Цена может доходить и до 800 тысяч (основная валюта в Панаме – доллары). В основном люди здесь работают в сфере строительства и торговли. Огромный небоскреб может быть построен за очень короткий срок – всего за 2 месяца. Богатыми же в стране население считает только политиков (кажется, где-то все точно также). Цены в центре города вполне европейские – за доллар можно купить разве что хлеб. Даже туристические магнитики стоят в среднем 4 доллара.
Но это не касается трущоб, которыми окружена Панама. Часть из них все еще весьма нецивилизованна и даже опасна. Таксист, который вез нас на Панамский канал через такой район, сказал, что белому туристу здесь делать нечего – могут убить. Правда, полиция в таких случаях работает очень активно и сразу пресекает попытки европейцев зайти в подобные районы.
Сегодня в Панаме много венесуэльских беженцев. Там, как известно, идет война, и люди оттуда в большом количестве переселяются на берег океана в Панаму. Снимают одно жилье на несколько семей, пытаются заработать. Они, как и другие жители с низким уровнем образования, не чураются никакой деятельности: продают овощи и фрукты, жонглируют прямо на дорогах, просят деньги у туристов за простое фото.

Только в конце нашего путешествия мы добрались до главного пункта назначения этой страны – Панамского канала. Для тех, кто не знал, или забыл, вся информация о данном сооружении найдется в Википедии. Напомню лишь в двух словах. Панамский канал – это один из крупнейших и сложнейших строительных проектов, когда-либо осуществленных человеком. Мысль о его возведении возникла еще в XVI веке. Началась же великая стройка только в XIX веке – с развитием торговли. Канал разъединяет Южную и Северную Америку и позволяет судам, стремящимся попасть из Атлантического океана в Тихий или обратно, сэкономить деньги и время и не огибать всю Южную Америку. Первое судно прошло по каналу в 1914 году, а официальное его открытие состоялось в 1920 году. До 1999 году Панамский канал контролировался США и только недавно был передан правительству Панамы. Сейчас это госучреждение. И туристический объект.

Туристам предлагают самые разные варианты просмотра канала – на вертолете, корабле, пешком. Но самый дешевый способ – приехать туда самому на такси (благо оно в Панаме не дорогое – мы заплатили 10 долларов примерно за 20 км пути из центра города) и купить билет (15 долларов). Сделав все это, вы попадаете на смотровую площадку. Конечно, кроме вас там еще сотни туристов и чтобы увидеть то, что происходит внизу, надо пробиваться через толпу. Нам повезло – за тот час, что мы были на канале, его проходил огромный танкер (в среднем на пересечение канала у корабля уходит 4-9 часов).  К слову, максимальная пропускная способность сооружения – 48 судов в сутки, а стоимость прохода зависит от размера судна.
Поначалу зрелище кажется совсем не увлекательным: несколько железных тяжелых машин тащат корабль через узкий проход, наполненный грязной водой. Самое главное место канала, на самом деле, очень маленькое (его ширина всего 150 метров) – помещается в один кадр. Но когда осознаешь весь масштаб происходящего, когда вспоминаешь, что стоишь на одном краю материка, а видишь другой, представляешь сколько людей погибло, чтобы построить данное сооружение (только официально – 25 тысяч человек) и что ради этого сегодня практически все судостроительные заводы мира подгоняют под канал размеры кораблей (есть даже специально принятый термин - панамакс), сердце замирает. Как и от всей Панамы. Это происходит не сразу. А когда, например, понимаешь, что только в этой стране ты можешь быть в двух Америках сразу, или ты можешь попробовать рыбу одновременно из двух океанов. Здесь же можно за пять минут попасть из трущоб к небоскребам, купить вышивку индейцев куна и одеться по последней моде. Панама – это уже не Центральная Америка и еще не цивилизованная западная страна. Это страна контрастов. И это настоящий край света.

 Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте