Эксперты сошлись во мнении, что митинги явились лишь следствием падения рынка, но никак не его причиной.

Минусовая стабильность

19.12.2011 00:04:00 1301 0

Митинги оппозиции «уронили» российский фондовый рынок.

Круглый стол

Участники:
Сергей Яворский, руководитель консалтинговой компании «Академия финансов», независимый финансовый советник
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ
Михаил Рябов, директор брокерской компании «Открытие», кировский филиал
Алексей Мусихин, заместитель председателя правления банка «Хлынов»
Владимир Журавлев, директор завода «Киби»

Прошедшие против фальсификации выборов митинги  принесли не только удовлетворение от адекватного ответа действующей власти, но и негативный прогноз на фондовом рынке. Российский рынок акций завершил неделю падением ниже рубежа 1400 пунктов по индексу ММВБ из-за политической напряженности в стране после парламентских выборов, констатируют эксперты. По этой причине заметно ослабел к ведущим мировым валютам и рубль. Вероятно, что акции протеста, если и прекратятся, то только временно - страна уже вступила в кампанию по выборам президента. Все это не лучшим образом влияет на настроения инвесторов, которые и без того последние месяцы активно выводят капиталы за рубеж.

Новая реальность

Сергей Алексашенко:

- Падение российского фондового рынка лишь в не значительной степени связано с протестными настроениями. Мне кажется, главным фактором, повлиявшим на поведение инвесторов, стали те масштабные фальсификации, которые случились на выборах в думу и подсчете голосов. Почему? Ответ очень прост. Такой масштаб делает российский парламент нелегитимным. К тому же, президентские выборы построены таким образом, что выдвигать кандидатов могут только партии, победившие на парламентских выборах, прошедшие в Госдуму.  Это косвенным образом ставит под сомнение и легитимность президентских выборов. И вряд ли Центризбирком изменит характер своей работы в марте, так же как вряд ли государственное телевидение предоставит всем кандидатам равные возможности. Реакция фондового рынка и инвесторов – не на митинги, а на нелегитимность парламента.

Алексей Мусихин:
- По-моему, митинги связаны даже не столько с недовольством результатами выборов, сколько с желанием людей показать, что их не все устраивает в существующем режиме. Посмотрите, кто участвует в этих выступлениях - это не просто «рабочие» и «служащие», недовольные своими зарплатами, это, скорее, так называемый «средний класс», то есть люди, которые, как правило, имеют хорошее образование и финансовую независимость, кроме того, они в большинстве своем поездили по миру. И вот эти люди смотрят вокруг и понимают, что перемены необходимы. В то же время, я не думаю, что все эти митинги способны привести к каким-то кардинальным изменениям в нашей политической системе, хотя внести некоторые коррективы в текущее состояние дел они, конечно, могут.

Владимир Журавлев:
- Думаю, да. В Кирове снова произошло то же самое протестное голосование. И голосовали ведь не против «Единой России», голосовали против действующей власти. Хотя Никита Юрьевич и не член ЕР, но голосовали против его политики на уровне области. Потому что еще раз хочу спросить: зачем ЕР проводила праймериз? Московский ЦК партии простых членов и обычных граждан просто «кинул». Если Сураев был второй, а первый был Игошин, который потом уехал во Владимирскую область, то Сураев должен был стать первым в списке. Валенчук был шестой, и он никак не мог оказаться на втором-третьем месте: он должен быть шестым.

Михаил Рябов:
- Я, вообще, считаю, что митинги на Театральной и на Болотной показали, что ситуация в государстве кардинально поменялась... Практически мы неожиданно оказались у точки бифуркации дальнейшего исторического развития России. Сейчас могут реализоваться самые полярные сценарии от жесткого авторитаризма  до либеральной «оранжевой»  революции.  Но с экономической точки зрения принципиален не исторический выбор, а резко возросшая неопределенность. А ведь необходимым условием роста финансовых рынков всегда являлась стабильность. Это особенно важно для иностранных инвесторов, а пока именно они делают погоду на российском рынке. Впервые с 2000 года политические риски стали закладывать в оценку российских ценных бумаг. Поэтому рынки так быстро и сильно упали.

Сергей Алексашенко:
- Не со всем соглашусь. Реакция фондового рынка – это «реакция одного дня», она происходит на сиюминутные события. Отток капитала – вещь более долгосрочная. Инвесторы оценивают случившееся однозначно: политическая стабильность, которая была характерной чертой России последние десять лет, резко ослабла. А это значит, привлекательность российских активов снижается.

Сергей Яворский:
- А я советую задуматься над вопросом, кто устраивает эти митинги? У России всегда были и есть геополитические враги, которые не столько хотят уничтожить нас, как нацию, сколько борются за обладание нашими ресурсами. С 1991 года все стратегические силы страны были уничтожены, либо переданы путем незаконной приватизации в частные руки, через которые постепенно ушли западным компаниям. Сегодня наши деньги за ЖКХ уходят за границу, так как естественными монополиями управляет западный менеджмент... Кто заинтересован в том, чтобы поколебать нашу власть? Вспомните 1917-й год. К нему тоже готовились. Все революционные массы сегодня в России (и не только) создаются Западом для того, чтобы вызвать дестабилизацию, и в конце концов завладеть ресурсами. Песня наших геополитических врагов одна и та же: «хватит кормить Кавказ», «Зачем нам Южная Осетия» и т.д. Принцип «разделяй и властвуй» еще никто не отменял.

Владимир Журавлев:
- Не хочу наговаривать на Америку, но очень многие инструменты, которые ей же и созданы, обслуживают интересы финансовой олигархии американского общества. Это спекуляция. Надо понять природу денег Америки. Согласен в том. что все сегодняшние «нервные» движения российского фондового рынка - это передергивания американцев, а никак не протесты оппозиции. Надо сказать, что ситуация в России во многом непонятна. Нам не нужна была такая приватизация, это была грубейшая ошибка руководства страны - создание олигархии. Путин во время своей «прямой линии», наконец-то, впервые это признал. Мы могли могли бы пойти по тому же пути, по которому пошел Китай, только с большим успехом. Помню в 90-х годах, я как раз закончил институт. Помню, какой был тогда оптимизм, как люди хотели работать. А потом грянула эта идиотская приватизация: все раздали, никакой экономики не стало. Развал СССР - это тоже ошибка. Европа пытается создать единую территорию, а у нас это уже все было. Вы заметили, что государство стало обратно входить в предприятия? Это процесс медленный, закулисный, о нем почти никто не говорит, но человек, который разбирается в финансах, это замечает.

Алексей Мусихин:
- Здесь еще стоит добавить, что для крупного бизнеса смена политического курса может обернуться негативно, поскольку в нашей стране, чем крупнее бизнес, тем сильнее он сращивается с властью. Среднему и малому бизнесу, на мой взгляд, не стоит обращать внимание на политические игры. Эффективность для таких компаний связана, прежде всего, с внутренним спросом, который, в свою очередь, зависит от таких факторов, как размер государственных расходов и цена на нефть. В любом случае, какой бы ни был политический расклад, без модернизации и оптимизации производства сегодня невозможно выиграть в конкурентной борьбе. И здесь топтание на месте даже полгода-год может обернуться тем, что кто-то займет твою нишу.

Сергей Яворский:
- Главное, что нужно понять – инвестор никогда не руководствуется патриотическими чувствами, но сугубо практическими. Если он видит рынок, на котором можно зарабатывать, он приходит туда. Нам нужны нормальные финансовые законы, без бюрократической системы. Деньги будут приходить тогда, когда будет развитие экономики, а рубль станет твердой национальной валютой.

Вкладывать в акции

Михаил Рябов:
- Я не думаю, что кто-то всерьез верит в революцию. Это крайний сценарий. Если вы в это верите, то в зависимости от размера кошелька или пакуйте чемоданы, или идите на площадь. Как вести себя инвестору в крайне нестабильной ситуации в стране и в мире? Здесь нет идеального рецепта. Не стоит забывать, что любой кризис - это возможность. Немецкий рынок потерял более 30% своей стоимости, некоторые компании в Еврозоне с отличными финансовыми показателями можно купить на 50% дешевле, чем в начале года. Покупка акций крупных предприятий (лучше не российских) - не только один из способов пересидеть смутные времена в реальных активах, но, пожалуй, и единственно дающий на этом кризисе заработать. Экономическая ситуация  в России не такая уж и драматичная и уж точно не менее неопределенная, чем в Европе. Главная причина отсутствия инвестиционной активности, на мой взгляд, – это практически полная незащищенность собственности в нашей стране. Быть богатым и успешным в России крайне опасно.

Алексей Мусихин:
- Разумеется. Недаром есть хорошая поговорка - «деньги любят тишину». Значительная часть иностранного капитала в нашей стране является спекулятивной, и при появлении какой-либо негативной информации сразу выводится из страны. В тоже время риски политической нестабильности несколько переоценены. По моим ощущениям, отток капитала сейчас связан не с политической ситуацией в стране, а с финансовыми проблемами в мире. Отток возник не в декабре после выборов, а продолжается уже весь год. Из-за долгового кризиса европейские страны сами испытывают необходимость в финансовых ресурсах, поэтому они вынуждены сокращать иностранные инвестиции, в том числе в Россию.

Михаил Рябов:
- Это лишь одна точка зрения. В действительности, оценить риски с достаточной степенью вероятности сегодня не может ни один эксперт. Так что говорить можно все что угодно в зависимости от своей убежденности. Но моя точка зрения относительна оттока капитала пессимистична. Галопирующий отток капитала начался не сегодня, а с начала 2011 года. Повысившиеся политические риски не сильно влияют на его динамику. Определяющими являются иные факторы. Говоря экономическим языком издержки ведения бизнеса в России слишком велики. Это не только экономические издержки, как, например, высокая стоимость капитала, но и косвенные  издержки, связанные с несовершенством судебной системы, повсеместной коррупцией и так далее.

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru


Информация
Эксперты не исключают, что дестабилизация политической ситуации в России усилит отток капитала из страны. У иностранных инвесторов, как, впрочем, и у отечественного бизнеса, может возобладать стремление уйти от рискованных активов. Негативный тренд сохраняется с начала текущего года. На прошлой неделе и.о. главы Минфина Антон Силуанов заявил, что отток капитала из России по итогам года может превысить 85 млрд долларов. Однако с учетом новых реалий, полагают аналитики, этот показатель может быть превышен.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте