Мода со смыслом
Дизайнер Елизавета Быкова сшила первую коллекцию одежды в русском стиле в 18 лет, вдохновившись экспонатами краеведческого музея.
Поработав с известными дизайнерами, в 21 год она решила открыть собственное дело, а в 25 лет получила приглашение на Неделю моды в Милане.
- Как пришли к тому, чтобы основать ателье? Это мечта детства?
- На дне открытых дверей в Кировском технологическом колледже я увидела, как девочки в 16-18 лет сами отшивают шикарные коллекции, у меня был шок. В 14 лет я поступила в колледж по специальности модельер-конструктор с углубленным изучением дизайна костюмов. После этого я переехала в Питер, там училась и работала в модном доме Владислава Аксенова художником по костюмам. Для меня это был хороший опыт: платили там очень мало, но Дом закупал очень дорогие ткани Armani, Versache, Dolce & Gabana, первое время было страшно их резать. Многие известные дизайнеры в модных домах сами не рисуют коллекции, они приходят и говорят своей команде: «Девочки, сегодня тема космос, рисуем». И ты придумываешь, это очень хорошая школа...
- Но из Петербурга решили вернуться в Киров...
- Да, отработала здесь год на предприятии главным конструктором-модельером и решила, что не хочу работать на дядю, хочу свое дело. Мне тогда было 21, я еще не закончила «вышку». Родители меня морально поддержали. После Питера у меня были накопления, на эту сумму я закупила оборудование, все необходимое и сняла помещение. Так и открыла свое ателье. Мы тогда шили все: детские вещи, и мужские костюмы, и женскую одежду.
- Как пришли к русскому стилю в одежде?
- На последнем курсе колледжа всем студентам предоставляется возможность представить свою коллекцию на художественном совете. Я сделала коллекцию в русском стиле — это были демисезонные пальто. Ее отшивали за счет бюджета учебного заведения. Кому-то может показаться, что русский стиль — это пережитки прошлого. Для глобального проникновения в эту тему я отправилась в фонды краеведческого музея в Кирове. Три дня я там с утра до вечера работала, перерывала сундуки, запасники. Когда я прикоснулась к этим сарафанам, вышивкам, всему, что сделано вручную, меня что называется зацепило. В различных источниках я искала, что означают знаки на одежде, как невесты вышивали рубашки своим женихам... Я и сейчас, когда шью свои изделия, стараюсь такой энергетикой их зарядить. С коллекцией демисезонных пальто я стала призёром и лауреатом многих Международных и всероссийских конкурсов среди дизайнеров одежды, таких как «Губернский стиль», «Русский силуэт», «INTERNATIONAL FASHION», «Волжская палитра» и многие др. С ней у Вячеслава Зайцева заняла первое место. В 2017 году я стала победителем федеральной программы «Ты — предприниматель» с проектом «Vyatka fashion». Три года назад у меня был показ коллекции в русском стиле, и уже тогда у меня все раскупили, причем половину платьев еще до показа.
- Кто ваша целевая аудитория?
- Начиналось все с подружек, родственников, потом начали приходить клиенты с улицы. Сработало сарафанное радио. Раньше мы шили все. Например, приходит девушка и говорит: «Я - подружка невесты, давайте придумаем платье». И мы креативили. Сейчас я хочу немного сузить свой профиль, у меня такое внутреннее ощущение, что моя миссия-это возрождение русской культуры через современный костюм. Целевая аудитория русского стиля — это девушки от 25 до 45 лет, проживающие по всей России с достатком выше среднего — от 80 -100 тысяч рублей. Патриотки своей родины, яркие личности, которым надоели безликие платья в масс-маркете из синтетических материалов.
- Сколько человек у вас работает?
- У меня работает две швеи. У них сдельная оплата труда. Недавно я прошла обучение и вижу некоторые свои ошибки: я — ремесленник, очень много делаю сама. Если клиент приходит, я лично консультирую, рисую эскиз, по цветотипу подбираем ткань, снимаю мерки, строю конструкцию, крою и уже потом передаю швеям. Сама провожу примерки, занимаюсь рекламой, провожу фотосессии, всё это занимает очень много времени, по этому в ближайшее время буду искать опытные кадры и стараться больше делегировать.
- Есть трудности с подбором персонала?
- Да, у меня сменилось 4 швеи. Мы шьем разную одежду — на мужчин и женщин. Работать нужно качественно: если девушки уделяют больше внимания внешнему виду вещи, то мужчинам нужен функционал, поэтому подход тщательный.
- Вы говорили про Инстаграм — это основной канал продвижения в мире моды?
- Да. Я еще планирую запустить Youtube-канал. После анализа конкурентов, поняла, что большой поток трафика идет с этой площадки.
- Это ваш первый бизнес-проект? С какими трудностями столкнулись?
- Да. Когда мы открывались в 2012 году, сильных финансовых трудностей не почувствовали, зато в 2014-м люди стали экономить и стало больше заказов по ремонту одежды. Для них было легче отремонтировать пальто за тысячу, чем сшить за 7 тысяч. Сейчас много федеральных программ для тех, кто хочет начать. Я трижды принимала участие в программе «Ты — предприниматель», выиграла в этом году. Раньше за первое место приз составлял 300 тысяч рублей, в этом году финансирование урезали и дали лишь статуэтку и сертификаты от партнёров. У меня не было цели победить, была цель научиться выстраивать бизнес-план, победа в федеральной программе стала для меня приятной неожиданностью.
- Вы как победитель этой программы участвовали в Петербургском международном экономическом форуме. Что вам это дало?
- В моей жизни это знаковое событие. Это площадка, где ты можешь подойти к любому человеку и пообщаться. Я познакомилась со многими известными людьми, Тиной Канделаки, Константином Эрнстом, Владимиром Познером, с акулами в сфере бизнеса — с Олегом Тиньковым, Аязом Шабутдиновым (создатель холдинга Like - прим. «БН»). В обеденный перерыв удалось взять у Аяза обратную связь по своему бизнес-плану, сейчас шью для него одежду на заказ.
- Индивидуальный пошив не может стоить дёшево. Тяжело конкурировать на рынке?
- Прежде чем составить свой прайс-лист я сделала маркетинговое исследование. В нашем городе на 2012 год было 300 ателье. Я ездила по местам с разной ценовой политикой, смотрела прайсы, делала сравнительный анализ, выводила среднее. Сейчас постоянные клиенты знают качество моих изделий и понимают, за что платят. У тех, кто приходит с помощью сарафанного радио, вопросов по цене не возникает. Я не считаю стоимость изделий завышенной.
- А отголоски недавно прошедшего кризиса ощущаете?
- Сейчас стало чуть лучше. Не скажу, что произошел резкий рывок, но люди стали готовы инвестировать в себя. В последнее время наблюдается тенденция «все индивидуально».
- Расскажите про Milan Fashion Week, куда вас пригласили.
- Я проходила обучение у Аяза Шабутдинова. Там была инвестсессия — презентация перед потенциальными инвесторами. После выступления со своим инвестиционным спичем меня окружили люди, которые находились в зале, я раздала все свои визитки и приняла 7 заказов на пошив. Люди стояли в очередь, чтобы я сняла с них мерки. Хорошо, что я взяла с собой сантиметровую ленту! (смеется) Ко мне подошло три инвестора, сейчас ведем переговоры. Эти люди не связаны с фэшн-индустрией, их просто привлекла идея возрождения русских традиций.
После сессии ко мне подходит девушка и говорит: «Я — правая рука Александра Могилева, это хореограф проекта «Танцы» на ТНТ». Он ставит авторский спектакль - постановку в русском стиле. Она предложила мне быть их костюмером. И в этот же вечер мне приходит сообщение от директора Московского конкурса молодых модельеров. Она пригласила меня поучаствовать в Неделе моды в Милане. По ее словам, после Чемпионата мира русский стиль стал очень популярен. На эти цели надо было срочно найти 300 тысяч. Я поговорила с организаторами, с модельерами, которые уже участвовали, и решила ехать в следующем году. Чтобы поездка была удачной, необходим маркетинговый план, нужно настроить таргетированную рекламу на Милан, и продумать маркетинг. На таких модных показах сидят байеры (профессиональные покупатели, которые приобретают товары для магазинов или предприятий, - прим. «БН»). После показа, если им понравился товар, они заключают с тобой договор на сотрудничество на европейских онлайн и оффлайн площадках. По сути на следующий день после показа ты должен быть готов отгрузить 1,5 тысячи экземпляров своей продукции. У меня сейчас такой возможности нет, но мне очень приятно, что меня заметили.
- Чем еще вдохновляетесь?
- Года три назад я начала осознавать, что хочу, чтобы людей, которые носят русский стиль, стало больше, чтобы у каждого россиянина была в гардеробе хотя бы одна вещь с элементом наших традиций. Когда я гуляю по улицам, то вижу девчонок, которые носят футболки с американским флагом. Зачем? Когда у нас есть богатая культура. Конечно, моя одежда не для всех. Она для людей, которые хотят выделиться из толпы. У меня была коллекция вечерних платьев в русском стиле, теперь я хочу выпустить линейку в стиле casual – для повседневной носки. Мне очень нравится то, что наша дымковская роспись становится популярной. Есть идея вышить кокошники навеянные узорами дымковской игрушки.
Ольга Кутергина
mail@bnkirov.ru