Модернизационные поблажки
Власть намерена облегчить налоговую жизнь тем, кто готов заняться модернизацией.
«Круглый стол»
Участники:
Сергей Вандышев, глава департамента промышленного развития Кировской области
Владимир Сысолятин, гендиректор «Нововятский лыжный комбинат»
Василий Сураев, гендиректор «Кировского молочного комбината», депутат Гордумы
Анатолий Соловьев, советник директора Кировского филиала ОАО «ТГК-5»
Юрий Исупов, вице-президент Вятской ТПП, депутат Заксобрания Кировской области
Региональное правительство в ближайшее время рассмотрит законопроект, дающий налоговую поблажку тем предприятиям, которые готовы провести модернизацию своих производств. Речь идет о снижении налога на прибыль с 18% до 13,5%, предложенный самими кировскими промышленниками. Разумеется, все проблемы эта льгота не решит, но однозначно позволит сделать уже конкретные шаги к обновлению производственных фондов. По крайней мере, участники «круглого стола» в этом абсолютно уверены.
Только для «белых»
Сергей Вандышев:
- Существует мнение, будто инновации ограничиваются разработкой учеными новых технологий и внедрением их в жизнь. Это весьма ограниченный взгляд на проблему. На самом деле, инновация включает в себя комплекс по разработке новых продуктов: от разработки учеными принципиально новых технологий до создания на их основе продуктов, предназначенных для конечного потребителя, и продвижения этих продуктов на рынок. В конкурентной рыночной экономике цена товара очень быстро падает до величины, покрывающей издержки его производства и очень небольшой нормы прибыли. В старых переполненных отраслях иногда норма прибыли падает до нуля или вовсе становится отрицательной. Поэтому единственным способом иметь значительную экономическую прибыль является постоянное внедрение инноваций.
Согласно информации из открытых источников, современное рабочее место в промышленности стоит вместе с необходимой инфраструктурой в пределах 100-150 тыс. долларов. Обычная стоимость пусконаладки – 20% стоимости оборудования, обучение квалифицированных рабочих 7-10 тыс. долларов на человека, цикл всего этого 1,5 -2 года.
Нужна ли такая «модернизационная» нагрузка предпринимателю-промышленнику? Далеко не каждому. Поэтому все развитые страны мира и поддерживают своих производителей, лоббируют их интересы на государственном уровне. Это логично.
Василий Сураев:
- Согласен. Это будет очень хороший законопроект, но лишь для тех, кто уже проводит модернизацию и в то же время работает по полной схеме налогообложения, является надежным налогоплательщиком, не имеет задолженности перед бюджетом. Это очень хорошее начало, даже необходимое, иначе, в дальнейшем, при уже состоявшемся вступлении в ВТО и адекватной конкуренции с зарубежными производителями, многие предприятия могут не выжить.
Анатолий Соловьев:
- Любой закон, снижающий налоговую нагрузку, будет, конечно же, на «Ура!» воспринят всеми субъектами рынка, особенно имеющими высокую рентабельность производства. Но лично для нас актуальность такого закона значительно ниже. Тарифы на производство и передачу тепла, а это регулируемые виды деятельности, включают в себя прямым счетом минимально необходимый уровень прибыли (рентабельность 2%) и налог на прибыль. При снижении налога, поступления в бюджет от компании сократилось бы на малую величину, а тариф для потребителей снизился лишь на 0,1%.
Владимир Сысолятин:
- Небольшая ложка дегтя: 4,5% снижения, конечно, для широкомасштабной модернизации не хватит, но я «за» любое снижение налогового бремени для бизнеса. Эта тема сейчас очень актуальна. А главное, критерий того, что льготы надо давать тем, кто модернизирует - это абсолютно правильный критерий. Мне сложно назвать отрасли, которым бы следовало помочь в первую очередь, а кому - во вторую. Я могу говорить только за лесную отрасль. Как вы понимаете, у тех, кто честно работает, денег много не водится. Тем не менее, у нас лесом занимается достаточно большое количество людей. Лесопереработчикам сегодня необходима помощь, так как плохо мы пока еще «модернизируемся».
Сергей Вандышев:
- Смотрите сами, ставка по налогу на прибыль состоит из двух частей – применяемой для исчисления налога на прибыль в федеральный бюджет (2%) и применяемой для исчисления налога на прибыль в бюджет субъекта России (18%). Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты регионов, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (но, согласно закону, не ниже, чем до 13,5%). Снижение ставки налога должно стимулировать предпринимателей развивать свой бизнес, более эффективно использовать свои средства, сохранив деньги в обороте. Прибыль, сэкономленную при налогообложении, предприятия смогут направлять на модернизацию и расширение производства. Так, снижение налоговых ставок может повлечь за собой как рост числа вновь зарегистрированных экономических субъектов, так и перевод уже существующими компаниями своих основных подразделений в регион с более низкими ставками. Подобная схема стимулирования инвестиций уже действует в ряде субъектов Федерации. Весьма положительный опыт имеется у Пермского края.
Юрий Исупов:
- Стоит отметить, что один из самых главных моментов в данном законопроекте - это то, что он предложен самими промышленниками, а именно руководством комбината «Искож». Вопрос модернизации после вступления России в ВТО стал просто критическим. Если мы ничего не сделаем, то проиграем. Медлить уже просто невозможно. По предварительным данным льгота будет распространяться на обрабатывающие производства, больше всего нуждающиеся в обновлении фондов.
Между 50% и 75%
Владимир Сысолятин:
- Идея модернизация за счет бизнеса провалилась. Как бы мы ни приценивались, деньги у нас, все-таки, стоят значительно дороже, чем на Западе. К тому же, на одни кредитные деньги модернизировать производство достаточно сложно. Уверен, что если бы процентные ставки были ниже, деловая и «модернизационная» активность была бы значительно выше. Это первое. Второе - как бы мы с вами ни сокращали административные барьеры, их становится почему-то все больше и больше. Для того, чтобы получить «зеленый свет» на ту же модернизацию, необходимо столько бумаг собрать, что не каждый на это решится. Это две основные причины, почему переоснастить промышленность только за счет бизнеса не удалось. Законы-то мы, может, и нормальные пишем, а вот все внутриведомственные должностные инструкции - точно не для людей.
Василий Сураев:
- Я не знаю, что думало государство, когда в свое время передавало ряд предприятий в частную собственность. В первую очередь, хотели получить какие-то определенные деньги, продав производства. А во вторую очередь, наверное, хотели, чтобы предприятия работали эффективно: ведь во всем мире частные предприятия показывают большую эффективность и прибыльность, нежели государственные. Но что еще хочу отметить, когда шла приватизация промышленности, существовала льгота по налогу на прибыль в размере 50% для тех, кто в предприятие вкладывал и развивал. А потом ее отменили. Если бы этого не произошло, мы были бы уже лет на 5 были впереди в развитии промышленности, нежели сейчас. По крайней мере, предприятия легкой промышленности, химии и нефтехимии точно. Здесь вопрос в законе. Тот вариант законопроекта, который я видел, возможно, всех и не охватит, но однозначно заденет основные отрасли промышленности. Все будет зависеть от того, какой окажется льгота. Конечно, 4,5% нужды модернизации не закроет, но вполне ощутимо сможет помочь. Здесь уже можно говорить о решении отдельных вопросов: вместо 5 лет часть модернизационных процессов можно будет провести уже, например, за 4,5 года.
Юрий Исупов:
- В действительности, самые большие дебаты вызвал вопрос о том, при каких вложениях в обновление производства давать руководителям предприятий льготу. Называются цифры 30%, 50% и 75% от прибыли. Но сегодня, фактически, все серьезные промышленники уже вкладывают в свое переоснащение не менее 30% получаемой прибыли. Поэтому, если сделать порог в 30%, то все останется на своих местах. А нам необходимо стимулировать обновление фондов, поэтому большинство местных законодателей склоняется к цифрам в 50% или даже 75%.
Сергей Вандышев:
- Здесь стоит уточнить, что на заседании рабочей группы по разработке концептуальных подходов предоставления льгот по налогу на прибыль рассмотрены критерии, определяющие отдельную категорию налогоплательщиков. Ей признаны организации, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Кировской области и удовлетворяющие одновременно следующим требованиям. В частности, речь идет о государственной регистрации на территории Кировской области, отнесение основных видов деятельности (более 70%) к обрабатывающим производствам, отсутствие задолженности по налогам в бюджеты всех уровней и выплаты зарплаты, при этом предприятие не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства, а прибыль отчетного года не направляется на выплату дивидендов.
Анатолий Соловьев:
- От себя еще хочу добавить, что льготы по налогу на прибыль целесообразно предоставлять предприятиям, представившим конкретные планы модернизации и расчеты роста рентабельности и конкурентоспособности производства, а на этой основе и, в перспективе, налогооблагаемой базы. Для нас, повторюсь, снижение налога на прибыль может дать небольшую экономию, что вряд ли сможет оказать значительного влияния на модернизацию ТЭЦ, так как теплоэнергетика - капиталоемкое производство. Но точно позволит провести обновления, не требующие больших вложений.
Подготовила
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Информация
Думали по-другому
Кстати, еще совсем недавно региональные власти о налоговых льготах даже не помышляли. В октябре 2011 года Никита Белых, отвергая введение льготы по налогу на прибыль, предложил оказывать помощь «точечно» и помогать отдельным предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, патронажным сертификатом. Экономический совет, состоящий из руководителей крупных предприятий и глав экономических и финансовых подразделений правительства, такую позицию поддержал.