Молочные границы
Прошло четыре месяца с того момента, как правительственная амбициозная программа «Миллион тонн молока» оказалась под большим вопросом.
Сырья достаточно, даже слишком. Но продавать его по существующим ценам нашим аграриям все еще невыгодно.
В ноль, а то и в убыток
В январе этого года, напомним, в Кировской области, как и в ряде регионов России, резко снизились закупочные цены на молоко. По данным аграриев, падение составило около 30%. Свою ценовую политику в основном изменили производители из других регионов. Так, в Нижегородской области литр молока стал стоить на 7,5% меньше (18 рублей), а такие переработчики как «Вимм Билль Данн» и «Данон» снизили стоимость одного литра на 4%. По словам сельхозпроизводителей, основная причина произошедшего — большой объем дешевого фальсифицированного молока на нашем рынке, а также контрабанда продукции из Белоруссии (каждый день оттуда поступает около 3 млн тонн молока).
Две недели назад министр сельского хозяйства и продовольствия, зампред правительства Кировской области Алексей Котлячков сказал, что, по предварительным подсчетам, из-за этого наши аграрии недополучили 250 млн рублей. На выставке «АгроВятка», которая прошла в начале апреля, он отметил, что рынок должен восстановиться не раньше, чем через несколько месяцев. «Правительство страны занимается этим вопросом, - сказал тогда Котлячков. - На рынок запустили большое количество сухого молока. Думаю, месяца 3-4 пройдет, пока он восстановится. Это мое видение, точно говорить не могу. Сегодня все работы и механизмы контроля, которые есть у государства, включены»
А на прошлой неделе перед депутатами Заксобрания на аграрном комитете выступил Евгений Софронов, заместитель министра сельского хозяйств и продовольствия
- Падение закупочных цен на молоко наблюдается с ноября прошлого года, - сказал он. - Основные причины этого: снижение покупательской способности населения, недобросовестная конкуренция, выраженная в фальсификации продукции, значительные остатки молочной продукции с длительными сроками хранения (сухое молоко, сыр, масло). Также проблема заключается в том, что слишком много продукции отправляется из Белоруссии транзитом через нашу страну, но почему-то из России молоко никуда не выходит. Недавно состоялась встреча руководства федерального Минсельхоза с представителями власти республики Беларусь. Там с нашими доводами согласились. Так, первый замминистра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов сказал, что Белоруссия определит единого оператора, с которым будет работать Россия. То есть в нашу страну будет поставляться ограниченное количество молочной продукции — не более заранее оговоренной цифры.
По данным на 24 апреля, в Кировской области средняя закупочная цена на молоко высшего сорта составляла 20,42 рубля. Это на 13,2% ниже уровня апреля прошлого года. По сравнению с предыдущей неделей цифра упала на 1,5%. Самая низкая закупочная цена за литр молока высшего сорта была равна 15 рублям при его себестоимости 17,8 рублей.
Законами по фальсификату
В то время как аграриям сложно реализовать сырье, у переработчиков на складах скопились тонны невостребованного уже готового товара. Так, по данным на середину минувшей недели там залежалось 463 тонны масла, 173 тонны сыра, 522 тонны сухого обезжиренного молока, 43 тонны сухой сыворотки. По словам производителей, реализация продукции возможна, но для этого ее придется продать по цене ниже себестоимости. В итоге получатся одни убытки.
— Наше предприятие перерабатывает около 300 тонн молока в сутки, - рассказал Анатолий Маликов, генеральный директор ОАО «Молоко» (г. Шахунья), - и если 100-120 тонн — это продукция с коротким сроком реализации, и цены на нее можно не снижать, то в остальных случаях приходится это делать. Масло, например, у нас стоило 400 рублей за килограмм, а стало 270, сухое молоко было 180, теперь - 115. Если бы нам предоставили какие-либо льготные кредиты, мы могли бы передержать продукцию и подождать, когда цена на нее поднимется. Кроме того, я продаю молоко, например, по 32 рубля за литр в Москву. Но если из этой суммы вычесть НДС, логистику и упаковку, то останется всего 19 рублей — никакого задатка для переработчика нет. Поэтому могу сказать, что нам было бы лучше, если бы белорусов «закрыли» полностью.
Но этого власти, конечно, обещать не могут. Зато на федеральном уровне предполагается решить вопрос о большом наличии на рынке фальсифицированной продукции. В частности, готовится несколько законов, которые будут рассматриваться уже на весенней сессии.
— Мы изучили опыт работы по этому вопросу в других регионах, - рассказал Евгений Софронов. - Так, в Нижегородской и Владимирской областях из бюджета специально выделяется сумма, которая тратится на контроль госзакупок в социально значимых учреждениях (детских садах, школах, больницах и т.д.). За счет этого в лаборатории проводится анализ покупаемых продуктов, и если выявляется фальсификат, то они возвращаются переработчику, а контракт с ним аннулируется. Все это прописано и в техзаданиях по госзакупкам.
Замминистра дополнил Маликов, сказав, что в Нижегородской области выпускается специальный бюллетень по закупкам, благодаря которому максимальное количество продукции поступает именно от местных переработчиков. Тему прокомментировал и Федор Сураев, заместитель генерального директора Кировского молкомбината.
— В регионе создан «Вятский молочный союз», который занимается выявлением фальсификата в торговых сетях, - отметил он. - Однако у него нет доступа в государственные учреждения. Было бы интересно проработать подобный механизм и в Кировской области.
— Мы будем рассматривать этот вопрос, - ответил Алексей Котлячков. - Но сначала новые правила нужно разработать и утвердить. Однозначно могу сказать, что в этом году уже ничего изменить не удастся. Но если подобный закон будет принят, мы сможем заложить средства на подобные проверки в бюджет следующего года.
Также аграриев интересовало, будут ли им выделены субсидии и какие, и возможна ли помощь со стороны властей в сотрудничестве с торговыми сетями, которые постоянно занижают цены. Котлячков ответил, что губернатор региона вопрос о субсидиях рассматривает. «Торговые сети действуют в рамках закона, и мы никак не можем на них повлиять и заставить их что-то у вас купить», - подытожил министр.
Мнения
Алексей Котлячков, министр сельского хозяйства и продовольствия, зампред правительства Кировской области:
- То, что происходит сейчас с закупочными ценами на молоко, всех очень сильно взволновало. На данный момент ведутся переговоры с Белоруссией, Госдума будет рассматривать несколько законов по борьбе с фальсификацией, в частности об этикетках многих продуктов, где пишется неверное название («сыр» вместо «сырный продукт», к примеру). На основании всех этих изменений и мы будем выстраивать свою дальнейшую политику.
Аграрии предлагают нам пока направить деньги на создание так называемого резервного фонда по молоку. Но мы делали так уже однажды, и бюджет от этого только проиграл: мы тратили средства на обслуживание запасов зерна, а потом, когда цена на рынке выросла, они оказались просто не нужны. Поэтому и сейчас мы лучше напрямую отдадим деньги крестьянам.
Анатолий Маликов, депутат Заксобрания Кировской области, генеральный директор ОАО «Молоко», г. Шахунья:
- Мы все время сосредотачиваем наше внимание только на селянах. Но у переработчиков также огромные проблемы: падает наша доходность, кто-то работает в ноль, а кто-то - даже в минус. Нам дают кредиты на авансирование закупок молока, мяса или зерна, но денег на то, чтобы передержать остаток продукции, у нас нет. И если предприятие перерабатывает молоко только ради короткой продукции (сметаны, кефира и т.д.), то оно может не снижать цены.
Мы же испытываем большие затруднения. Кроме того, крупные торговые сети постоянно говорят о снижении цен, и с ними невозможно договориться. А мелкий бизнес в виде маленьких магазинчиков все сокращается и сокращается. Нам также некуда поставлять свою продукцию.