«Мужицкий» фотограф
За то, что он умел «писать крестьянские души», ему 105 лет назад (в 1908 году) была присуждена золотая медаль за портреты, выставленные на Московской международной выставке фотографии.
Самого известного и почти самого первого вятского фотографа Сергея Александровича Лобовикова именно сегодня можно лицезреть в Кировской Диораме и на страницах «Бизнес Новостей».
Биографы Лобовикова рассказывают: однажды Сергей Александрович шёл по вятской улице с фотокамерой в руках.
– Ты художник? – неожиданно спросил его прохожий. – А сможешь ты срисовать мою душу?
А именно их и умел «срисовывать» фотохудожник Лобовиков, раскрывая в своих работах чистый человеческий характер, внутренний настрой, психологическое состояние. «Каких усилий, труда стоило мне это! Ведь я ничего не имел, кроме рук, головы да моей настойчивости. Мне хотелось быть полезным для общества, мне хотелось трудиться, мне хотелось жить для других». Так и было.
И по тогдашним, да и по современным меркам Лобовиков слыл недоучкой: провёл несколько лет в сельской школе, затем поступил в духовное училище, откуда пришлось уйти по болезни (кстати, чтобы победить болезнь, он стал купаться в реке в любое время года – и «затянулось» это состязание-ныряние на всю жизнь, изрядно укрепив здоровье). Вскоре умерли его родители, и 13-летний Сергей был отправлен в Вятку, отдан «за харчи и жильё» учеником владельцу фотоателье, первому своему наставнику в фотографии купцу П. Тихонову: пришлось испытать роль «мальчика на побегушках», исполняя всю чёрную домашнюю работу. Тогда и заметил Тихонов, что малец-работник с интересом присматривается к фотоделу. Через много лет он скажет о своем бывшем ученике: «Он потому так выбился на дорогу, что у него воля недюжинной силы».
Потом были армия, жизнь в Петербурге – учёба у прославленного русского фотографа Буллы, главы знаменитой фотографической династии, знакомство с нижегородским художником-фотографом А. Карелиным. В 1894 году Сергей Александрович вернулся в Вятку и открыл своё фотоателье. «Фотография – искусство, а не простое щёлканье аппаратом, необходимо поэтому смотреть на аппарат как на орудие, подобное карандашу в руках художника». – К такому выводу пришёл начинающий мастер. Но надо было в этом ещё и убедить всех остальных. И тут начались неприятности, козни, подсиживания со стороны его собратьев по фотоделу: не хотели они пускать Лобовикова в свой мир, порочили перед жителями Вятки. Всё испытал молодой парень: безденежье, голод, вражду и непонимание нововведений.
Лобовиков не сдавался, работал и учился, много читал – книги по истории, философии, анатомии, психологии, истории и теории искусства. Ездил по российским городам, за границу (1900 – 1903), бывал на фотовыставках, впитывал фотонауку у великих мастеров. Но вскоре наблюдательный Лобовиков вынужден был признать: «Из профессиональной фотографии я ничего не вынес – всюду заглаженные лица, иногда до потери настоящих форм. Они меня больше раздражали: это не искусство, это ремесло, лубочность, что ли, как угодно называйте защищённое ретушью лицо».
И вдруг тихую сонную Вятку облетела необыкновенная новость, сродни бухнувшему с неба аэроплану: Сергей Александрович Лобовиков получил золотую медаль на Международной фотовыставке в Дрездене! (1909 г.) Всполошились жители, фотографы-профессионалы и любители: как? за что? почему Лобовиков? Ещё больше удивились они, когда узнали, что, оказывается, Лобовиков уже 10 лет участвовал в российских и зарубежных конкурсах, имеет награды Петроградской, Киевской, Парижской выставок (1900 г.)! А получил он их за то, что выставлял фотоработы, отражающие российскую жизнь, – быт и труд крестьян, русскую природу. Вот это было самым непостижимым! «Я – фотограф мужицкий, – утверждал Лобовиков – Мой объект – мужик. Быт его меня интересует со всех сторон».
«Снимки Лобовикова отличаются всегда, кроме красоты и изящества передачи, ещё и внутренним содержанием. Психологическая сторона и составляет главное их преимущество, главное достоинство» (из зарубежной прессы). «Мне всегда, когда я отображаю быт, хочется переживать всё, что переживает объект моей работы. Хочется войти в его психологию, понять его душу, лирически прочувствовать и передать правдиво, глубоко». – Лобовиков хорошо знал русскую жизнь, русского человека, несказанно любил всё русское. Неделями жил в крестьянских избах, вникал в психологию взрослых и детей. Оттого его работы, картины так жизненны, проникновенны, наполнены искреннего сочувствия людям. «Нужно искать правду, – говорил Лобовиков. – Главное внимание обращать на простоту и естественность, на глубину содержания. Внешняя же отделка отнюдь не должна резать глаз, должна отличаться простотой, ласкать глаз».
Он работал постоянно: за 38 лет сделал свыше 60000 портретных, жанровых, пейзажных снимков. Кроме этого, он был ещё председателем вятского фотографического общества, председателем художественного кружка, одним из создателей Вятского художественного музея: это по его просьбе Васнецов, Поленов, Суриков, Коровин, Нестеров подарили музею свои произведения – Лобовиков чрезвычайно много сделал для пропаганды изобразительного искусства в Вятском крае, организовывая удивительные художественные выставки.
Его энергии хватало на то, чтобы инспектировать школы родной вятской губернии, принимать участие в реконструкции Александровского сада, будучи его общественным попечителем, преподавать фотографию в Вятском пединституте (кафедры физики и биологии), иллюстрировать первый в России специализированный журнал «Рыболов-охотник» (1909 – 1918), печатать статьи в газетах, выступать с лекциями об искусстве.
Лобовиков отдал искусству светописи больше тридцати лет, затем отошёл от него. Правда, он не простился с делом жизни, а занялся научной и прикладной фотографией. Конец тридцатых – время подъёма молодой советской документалистики, а снимки Лобовикова обращены в прошлое… Попытки же заняться репортажно-жанровой стилистикой оказались малоудачными. Только единичные работы экспонировались теперь на выставках, и Сергей Александрович принял решение: до конца дней «мужицкий фотограф» служит науке. Под конец жизни он трудился в ленинградской кинолаборатории Академии наук СССР, выполняя макро- и микрофотосъемки по заказам Ботанического института и иных научно-исследовательских институтов АН СССР, оставив значительный след в научно-прикладной фотографии.
Он погиб в годы Великой Отечественной войны, в Ленинграде, в тяжкую пору блокады – 71-летний Сергей Александрович Лобовиков был убит взрывной волной на Большом проспекте, близ дома №106. Заново, по достоинству, его художническая деятельность оценена в 50-е годы, с общим подъёмом жанровой фотографии.
Подготовила Елена Окатьева
По материалам издания «Сергей Лобовиков. Русский мастер художественной фотографии». (Издание 1996 г., г. Киров. Текст и редакция Ганса Путниса. Дополнительные тексты Т.С.Лобовикова и Н.П.Мартыновой. Перевод с немецкого Е. и Д.Маруфовых).