Начало новой жизни
21 августа ОАО «Машзавод 1 мая» отмечает 117 лет со дня основания, то есть с того дня, когда по указу его императорского величества Николая II открылись Главные железнодорожные мастерские Пермь-Котласской дороги при Вятском вокзале. Надо сказать, что на тот момент это было самое крупное промышленное, а точнее машиностроительное производство Вятки. Мастерские были рассчитаны на ремонт 200-250 вагонов и 7-8 паровозов в год. На конец 1899 года численность рабочих и служащих составляла 350 человек.
Сегодня на заводе трудится в два раза больше работников разных специальностей. Но это не лучший его показатель, так как в советские времена «машинка» была родным домом для более, чем 5000 человек. И вообще в последнее время машзавод сотрясают кризисы, скандалы и прочие прелести современной экономики, о чем неоднократно писали региональные СМИ.
Однако совсем недавно картина начала меняться с приходом нового главного акционера, который не позволил кредиторам довести ситуацию до конкурсного управления, а проще говоря – распродать завод по частям. Более того, по нашей информации, акционеры намерены в ближайшие годы не только восстановить докризисный уровень производства, когда в бюджеты разных уровней предприятие направляло более 500 миллионов налоговых и иных отчислений, но и в разы превзойти все предыдущие показатели, выйти на новые рынки сбыта, изменить структуру социального сектора завода, а также прилегающей к нему территории города. В связи с этим, как нам кажется, региональные власти должны самым пристальным образом присмотреться к данному АО.
Пока, к сожалению, мы не располагаем полными данными по всем вопросам жизни и деятельности машзавода. Но кое-что известно.
После длительного простоя завод постепенно возвращается к нормальному трудовому режиму, хотя в силу разных причин продолжает испытывать некоторые трудности с обеспечением производства материалами и комплектующими изделиями.
В этих условиях, считают специалисты, заводу как никогда нужен новый мощный проект, который смог бы не только вытянуть предприятие из сложившейся экономической ситуации, но и дать задел на годы вперед. Инженеры и сотрудники на самом предприятии соглашаются с этой позицией и добавляют, что таковым вполне мог бы стать, например, проект модернизации ж/д кранов ЕДК-1000 для Департамента безопасности ОАО «РЖД» или строительство нового крана КЖ-1473, по своим характеристикам конкурирующий с немецкими кранами типа KRC. Что для этого уже сделано и делается?
На сегодня отделом краностроения разработан проект по модернизации ЕДК. Он предусматривает использование в конструкции стрелы многогранного сечения из КНР, комплекта гидроцилиндров из Италии, гидравлику из Германии.
Для выпуска крана КЖ-1473 необходимо спроектировать новую ходовую раму и новые малогабаритные тележки.
Новый менеджмент завода справедливо видит возможный быстрый технологический прорыв в кооперации с ведущими предприятиями и производственными объединениями России, что, несомненно, способствовало бы и снижению доли импортных комплектующих в составе крана, то есть тому самому импортозамещению, о котором много говорят, но мало что видят.
Именно с этой целью в июле этого года делегация машзавода посетила АО «Корпорация «Уралвагонзавод». На совещании речь шла о трех перечисленных выше позициях: стрела, гидроцилиндры, ходовые тележки.
Для технических специалистов УВЗ кировчане провели презентацию своего завода и его продукции, в частности, нового проекта КЖ-1473. Для более детальной проработки вопроса коллегам было передано большое количество исходной информации для оценки возможности изготовления необходимых нам узлов на УВЗ.
По итогам этой рабочей встречи стороны подписали протокол о намерениях. Специалисты УВЗ в ближайшее время рассмотрят предоставленную им информацию и дадут свои предложения о сотрудничестве.
Словом, есть надежды, что 118 годовщину завод будет встречать уже куда более широко, открыто и с хорошими показателями, которые порадуют не только машиностроителей, но и власти региона в целом. Но для этого и тем, и других очень много еще предстоит сделать.