Наталья Шедько: «Власти не нужна «ручная» Общественная палата»

09.06.2019 19:15:00 1618 0

Для властей Общественная палата Кировской области - «пятое колесо», с которым необходимо считаться по закону. Для обычных жителей — инструмент помощи в решении их проблем. Для тех и других это связующее звено, которое одновременно выполняет часть функций государства и работает в интересах гражданского общества.

Об этом в интервью «Бизнес Новостям» рассказала председатель ОПКО Наталья Шедько.

- Наталья Ивановна, сегодня ОПКО многие называют «ручным» инструментом органов власти. Как вы относитесь к подобным высказываниям?

- Мне часто приходится такое слышать. И где-то с этим можно согласиться, но нужно разобраться, что вкладывается в понятие «ручное управление». Общественная палата — институт гражданского общества, встроенный в систему государственного управления, то есть часть функций государственной власти возложены на палату. С этой точки зрения «управление» действительно есть, и оно необходимо для погружения в проблему и принятия конструктивных решений.

Другое, когда говорят: нашими процессами и решениями руководят чиновники из «серого дома». Я второй месяц возглавляю Общественную палату, поверьте, никакого «ручного руководства» не ощущаю. Сейчас проводим много встреч с представителями власти разных уровней. Они прямо заявляют: «Нам не нужна «удобная» палата. Нужна палата-партнер, помощник при решении вопросов, в том числе острых».

Впрочем, в заявлениях о ручном формате все-таки здравое зерно есть. Некоторые члены палаты пассивны, для них попасть в список и получить статус члена Общественной палаты важнее, чем отстаивать общественные позиции. Вот и получается, что пассивность превращается в лояльность и формирует мнение о том, что палата «ручная».

- Возникали ли за последнее время ситуации, когда сами чиновники просят вас инициировать рассмотрение острого вопроса?

- Да, возникают. На днях попросили обсудить работу общественного совета при «Куприте», который еще ни разу собирался, и взять тему на контроль. На площадку палаты попросили вынести темы лицензирования управляющих компаний Кирова, нехватки детских садов и их доступности.

- А такие: палата хочет инициировать вопрос, правительство - запрещает?

- Я пока с таким не сталкивалась, этого и не должно происходить. Палата имеет право рассмотреть любой вопрос, который считает актуальным. Он может быть инициирован как членом палаты, так и любым жителей области. Такого, чтобы наложили табу... Такого нет и уверена не будет.

- Кто и с какими вопросами чаще всего обращается в ОПКО?

- Есть несколько направлений по выявлению проблематики. По первому — поступает обращения от жителей или организаций. Основная тематика - действия или бездействия властей различных уровней. Работать с такими обращениями тяжело, не скрою, но «дорогу осилит идущий».

Второе направление для выявления тем и вопросов — активность самих членов палаты. В рамках своей деятельности они встречаются и общаются с большим количеством людей, выносят их вопросы и проблемы на обсуждение палаты.

И то, и другое — это механизмы работы гражданского общества, которые крайне важны и нужны, так как жители видят в Общественной палате силу, способную влиять на власть, на принятие решений, и инструмент помощи в решении их проблем. Подчеркну: палата дает и формулирует экспертное общественное мнение по ключевым вопросам.

- Палата чаще затрагивает вопросы города, при этом является региональной. Планируется ли что-то менять в этом плане?

-- «Перекос» в сторону городских вопросов очевиден, и этому есть ряд объяснений. Во-первых, основная часть членов палаты — жители Кирова. Во-вторых, сегодня о проблемах и темах, которые есть на местах, если честно, известно немного. Есть отдельные блогеры в районах, которые периодически поднимают проблемные вопросы, есть официальная информация о событиях в малых городах и селах. Вот, собственно, и все каналы информации.

Я регулярно выезжаю в районы в рамках деятельности общества «Знание» и ресурсного центра. Вижу активных людей и проблемы, которые не решаются по субъективным причинам. Мы их могли бы выносить на обсуждение через палату и помогать в решении, используя возможности работы с региональной властью, депутатами и органами местного самоуправления.

В муниципалитетах очень много хороших социальных инициатив, в реализации которых палата могла бы помочь, в том числе и с поиском финансовых средств, привлечением бизнеса, СМИ. Если мы не будем развивать наши территории, о каком развитии региона может идти речь?

В своей программе (перед выборами на пост председателя палаты — прим. «БН») я также заявляла о необходимости выезжать в районы. Нужно видеть ситуацию изнутри, внедрять новые формы взаимодействия с гражданами. Сейчас продумываем форматы, возможно, с главами муниципальных образований создадим общественные приемные. Есть много интересных форматов таких выездов, главное, чтобы жители районов видели в палате еще одну площадку для решения своих проблем и задач.

- Хватает ли палате полномочий для работы?

- Полномочий хватает. На мой взгляд, Общественная палата наделена главным полномочием — правом законодательной инициативы. Другое дело, что мы этот механизм мало применяем. Сейчас, в основном, пользуемся правом для изменения законодательства, касающегося работы самой палаты.

Я не питаю иллюзий, что продвижение законодательной инициативы — процесс легкий и простой. Среди членов палаты трудятся бывшие чиновники, депутаты, и они знают, как непросто провести законодательную инициативу, сколько для этого надо затратить сил, времени и нервов. Столкнулась с тем, что на какое-либо предложение члены палаты реагируют: «Это не пройдет, это не поддержат». Не надо бояться! Без этого не наработаем опыт.

- Палата хотела выйти с законодательной инициативой об инициативном бюджетировании...

- Работа над документов ведется более двух лет. Законопроект разработан — с привлечением очень большого числа экспертов. На последнем совете палаты принято решение вновь инициировать тему, и обсудить в рамках рабочей встречи с представителями министерств. Камень преткновения - в одной цифре: какой процент от бюджета закладывать на реализацию тех же проектов ППМИ или «Народного бюджета». Если прописать конкретную цифру в законе — министерство финансов обязано будет ее выполнять. Надо принять решение, которое устроит всех, а добиться этого — самое сложное. Такие законы приняты в ряде регионов, причем во многих почва для их реализации слабо развита. У нас для этого все есть, только нужно отрегулировать законодательно. Будем вновь поднять вопрос.

- ОПКО полгода назад активно обсуждала и тему социального предпринимательства. Сейчас об этом не слышно.

- Мы буквально сегодня (4 июня — прим. «БН») говорили об этом с министром экономического развития Натальей Кряжевой, решили еще раз поднять тему на площадке палаты. В Кировской области есть некоммерческие организации, которые готовы оказывать услуги и встать в разряд социальных предпринимателей. Проблема в том, что эта сфера на отрегулирована на уровне федерального законодательства. Нет ясности, кто же такой социальный предприниматель. Важно активно включится в работу над законопроектом.

- Вы много работаете с некоммерческим сектором. Государство активно занялось поддержкой НКО. На ваш взгляд, это дает результаты? Становится ли эта сфера интересная для бизнес-сообщества?

- Я бы сказала, что государство уже не может не обращать внимания на НКО. Еще 5-7 лет назад некоммерческий сектор Кировской области воспринимался лишь набором политических партий и крупных сетевых общественных организаций (советы ветеранов, общество инвалидов и т. п.) И, наверное, поэтому никто не замечал, что только по данным Минюста на территории региона зарегистрировано около 1,5 тысячи НКО. Напомню, что несколько лет назад исчез и наш региональный конкурс по поддержке социальных инициатив, как инструмент поддержки социально-ориентированных НКО.

Изменения начали происходить с 2017 года, когда прошел первый реорганизованный конкурс президентских грантов, и в регионе увидели его победителей, представляющих разные направления социальной политики. Вдобавок в 2018 году Президент России акцентировал внимание на некоммерческий сектор и поставил задачу региональной власти на его поддержку. Вот тогда ситуация начала меняться, и сегодня видно, что все эти действия в этом направлении заметны и дают результаты.

Отмечу три, на мой взгляд, важных результата работы власти в направлении поддержки НКО. В структуре министерства внутренней политики области существует отдел по работе с НКО и развитию гражданского общества. Даже при реформировании структуры органов власти это направление осталось в числе приоритетных.

В 2018 году, после заключения соглашения между региональным правительством и нашим обществом «Знание», был создан региональный ресурсный центр поддержки социально-ориентированных НКО. Речь о его создании шла еще в 2017 году на встрече губернатора Игоря Васильева с представителями гражданского общества, и при определении формы и базы ресурсного центра учитывалось мнение самих общественников.

Сейчас идет проектирование регионального грантового конкурса. На всех уровнях уже заявлено, что в 2020 году в Кировской области возродится свой грантовый конкурс по поддержке социальных инициатив. Он будет хорошим дополнением к успешно реализующемуся конкурсу ППМИ, но будет отличаться по составу участников и содержанию инициатив. И сегодня при форировании модели нового конкурса министерство внутренней политики начинает с уровня обсуждения с представителями НКО. Очень верю, что к началу осени региональный грантовый конкурс уже будет презентован - с понятной моделью и утвержденным грантовым фондом.

Что касается результатов работы власти по поддержке НКО, то наиболее явными являются показатели участия кировских организаций в различных конкурсах. По данным ресурсного центра поддержки СОНКО, всего за 2018 год и начало 2019-го кировские общественники приняли участие в более 10 общероссийских, межрегиональных, региональных и других конкурсах. В общей сложности было подано около 500 заявок, более 100 из них стали победителями. Это 25%, или каждый четвертый. Можно посчитать и в деньгах, сколько было привлечено кировскими общественниками дополнительных средств в социальную сферу региона . Поверьте, речь пойдет о десятках миллионов рублей.

Но не все измеряется деньгами. Успешность одних организаций в конкурсах становится хорошим стимулом для других. Хорошую активность проявляют районные и местные бюджетные учреждения, которые, по сути, такие же социально-ориентированные НКО. Появляются и социальные предприниматели, которые готовы участвовать и создают необходимые условия для участия в решении социальных задач конкретных территорий.

Есть пример и более серьезного участия бизнеса. В начале года был проведен региональный грантовый конкурс депутатом Госдумы Рахимом Азимовым. Конкурс прошел успешно и вызвал большой интерес у небольших организаций и инициативных граждан. Как результат, уже летом Рахим Азизбоевич при партнерской поддержке Общественной палаты планирует провести еще один грантовый конкурс с более серьезным грантовым фондом. Очень надеюсь, что этот пример вызовет интерес и мотивацию для других наших депутатов и представителей бизнеса, ведь территория нашей области и жители — общие для всех.

- Какова ситуация с финансированием деятельности палаты? Некоторые считают, что это отдельное ведомство, которое «кормится» из бюджета.

- Мне тоже так раньше казалось, сейчас знаю ситуацию изнутри. Это не так. Прямого финансирования деятельности Общественной палаты нет, члены ОПКО трудятся на безвозмездной основе. Есть косвенное финансирование. Во-первых, средства выделяются на содержание сотрудников аппарата. Во-вторых, это незначительные коммунальные расходы, т.к. пока мы находимся в здании правительства. Собственно, и все.

Конечно, финансирование необходимо. Не нужно оплачивать какие-то банкеты-фуршеты, праздничные мероприятия, презентации и так далее. Дополнительное финансирование необходимо, чтобы активнее работать с районами, изучать опыт коллег из других регионов (поверьте, там есть чему поучиться), делиться своим, привлекать для работы экспертов из других городов (им элементарно надо оплатить проезд и проживание).

У нас, к примеру, практически все мероприятия Гражданского форума финансируются за счет средств и поддержки самих членов палаты. Но в них должна быть заинтересована и власть всех уровней. Для власти это прямой диалог с жителями, с гражданским обществом. И если власть заявляет о своей открытости и готовности «слышать», то ей необходимо активнее принимать участие в подобных мероприятиях.

В этом году исполняется 10 лет с момента создания Общественной палаты. Верю, что этот первый серьезный рубеж - время, когда пора и необходимо менять формат работы палаты.

- Во время формирования нового созыва палаты шла речь о вашем возможном переезде в Дом Витберга. Когда люди смогут заходить на заседания не через пропускную правительственную систему, а свободно?

- Тема переезда в Дом Витберга на сегодняшний день «ушла», там уже расположились другие структуры. Время упущено. Мы сами упустили время. А помещение палате необходимо: вы сами знаете, что существующее маловато, на заседаниях некоторых комиссий не знаем, куда людей рассадить. Правительство обещает помочь с поиском. У всех есть понимание, что новое помещение необходимо с точки зрения доступности для жителей. Появление своего помещения попросторнее удобно и для коллег по Общественной палате: появится больше возможностей проводить более крупные и массовые мероприятия.

- Почему вы приняли решение выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя палаты? Это же серьезная общественная нагрузка?

- Я сама себе часто этот вопрос задавала, сейчас не задаю. По основному месту работы нагрузки действительно и так хватает, еще и на пятерых. Когда появилась информация о том, что Александр Александрович Галицких покидает пост, внутри палаты началось обсуждение о возможных кандидатах. Я заметила, что многие на эту тему рассуждают, но сами не стремятся выдвигать свою кандидатуру. Если честно, мне не понятна такая позиция.

С другой стороны, при принятии решения исходила из принципов: «кому это больше надо» и «кто, если не я?» У нас в рамках общества «Знание» реализуется очень много интересных крупных, в том числе федеральных проектов, времени не хватает на сон и на еду. Эта работа живая и приносит результаты, поэтому я получаю от нее удовольствие. Меня иногда спрашивают: ты 20 лет здесь работаешь, не пора ли что-то поменять? Я меняю не работу, а ее содержание, внутри нахожу какие-то новые проекты, направления, скучно не бывает. Этой нагрузки вполне хватало. Но правительство предложило нам создать ресурсный центр и заниматься вопросами поддержки и развития некоммерческого сектора. Многие вопросы в рамках «Знания» решать становится сложно, а статус председателя палаты открывает для этого дополнительные возможности. Работая в Общественной палате, я могу сделать больше для нас для всех.

Для меня избрание — это показатель доверия, в какой-то степени моей зрелости. Время покажет. По крайней мере, у меня есть желание, есть силы, и, что немаловажно, помощники и команда в лице членов палаты.

- Как выстраивается отношения с членами палаты? Особенно с гвардией старожилов, которые переходят из созыва в созыв?

- Я членов палаты не разделяю на "молодых" и "старожилов". Многие говорят о необходимости привлекать исключительно молодежь, я считаю эту позицию неправильной. Всегда нужно оценивать профессионализм, опыт работы, активность человека, а не «долго или недолго сидят». Многие члены палаты работают не один созыв и очень много успели сделать и продолжают делать.

Среди них много моих учителей. На таких людей я опираюсь, как на своих помощников для «погружения», спрашиваю совета и всегда нахожу поддержку. Впрочем, помощников чувствую во всех членах палаты. В этом году ее состав обновился. Состав 4 созыва палаты считаю очень компетентным. Да, есть те, кто, как говорится «выгорел» в палате и уже не столь активен и деятелен. Очень надеюсь, что появление новых форматов работы, новых содержательных идей позволит «зажечь искры» в их глазах.

Досье:

Шедько Наталья Ивановна, председатель Общественной палаты Кировской области, председатель правления Кировской областной общественной просветительско-ей организация «Знание», директор филиала Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» в Кировской области.

Дата рождения: 27 июля 1976 года в г. Уржум Кировской области.

Образование: высшее. Окончила Вятский государственный педагогический университет (специальность «учитель химии, школьный психолог»).

Карьера: 1991 — 1993 годы - оплетчица в цехе спорттоваров Уржумского деревообрабатывающего комбината, затем получала высшее образование.

С 1993 года — работа в «Знании» Начинала с методиста, затем стала директором образовательных программ;

с апреля 2003 — наст. вр . - председатель правления Кировской областной общественной просветительско-обучающей организации «Знание»;

с июня 2016 г. - настр. вр. - директор.

25 апреля 2019 года избрана председателем Общественной палаты Кировской области IV cозыва.

Замужем, воспитывает двух детей.

Блиц:

- На что не жаль потратить деньги?

- На детей и для друзей!

- Что цените в людях?

- Честность, открытость и ум!

- Вы позитивный человек?

- Всегда! Иногда мои близкие люди отмечают мой чрезмерный позитивный взгляд на жизненные ситуации.

- В чем для вас смысл жизни?

- В самой жизни! Я ценю и люблю во всех её проявлениях и сюрпризах

- Жизненное кредо?

- Будь сама собой, будь верна своим принципам и надейся только на себя!

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте