Не испугались
Неделю назад, после крымского референдума и вхождения полуострова в состав РФ, США и Евросоюз ввели против России индивидуальные санкции: заморозку активов и запрет на выдачу виз в отношении ряда политических деятелей и бизнесменов. Разговоры о более серьезных экономических санкциях в ЕС идут уже несколько недель, однако решения пока не последовало. И пока «прагматичная и меркантильная» Европа взвешивает все последствия такого решения, российские эксперты почти единодушны в том, что «мы всегда найдем, чем заменить Евросоюз». Кировчане, кстати, тоже.
Вопросы:
1) Насколько вероятны, на ваш взгляд, массовые экономические санкции ЕС и США в отношении России в свете последних событий?
2) Насколько они могут стать губительны для нашей экономики?
3) Как они, на ваш взгляд, могут отразиться на рядовом россиянине и российском бизнесе?
4) Какие ответные санкции мы можем противопоставить? И стоит ли это делать?
Екатерина Тарловская, депутат Кировской городской Думы 5 созыва, эксперт Общественной Палаты Кировской области:
1. Нет, так нельзя сказать. С одной стороны, казалось бы, оказались «заморожены» активы и ограничен въезд только нескольким людям, но если посмотреть в целом, то мы увидим, что также оказались понижены инвестиционные рейтинги России и инвестиционные рейтинги российских банков. То есть, санкции уже сейчас сложно назвать какими-то «единичными». Ведь что такое понижение рейтинга? Это возможность для страны получать «дешевые» деньги под низкие проценты, это инвестиции зарубежных компаний и строительство предприятий в России, ведение бизнеса в нашей стране, в конце концов.
2. Я не экономист и мне сложно сказать, насколько могут быть губительными последствия. Но это в любом случае плохо. Это все равно ущемление чьих-то прав и интересов.
3. Мне кажется, санкции, в первую очередь, отразятся именно на рядовом россиянине. Не будет повышения зарплат, будет и уже снижено финансирование системы здравоохранения, не будет увеличено финансирование научных исследований, образования и так далее. Я не думаю, что пострадают какие-то высокопоставленные люди. Рубль будет дешеветь, бензин — дорожать... Кто от этого пострадает в первую очередь? Рядовой россиянин. Процесс уже идет, как говорится.
4. Нет, я не думаю, что нам нужно применять какие-либо ответные санкции. Мы не сможем противопоставить Европе и США какие-то адекватные санкции, а если они не будут действительно симметричными — это значит, мы потеряем лицо. Гораздо более выгодная позиция, на мой взгляд, это просто не отвечать.
Владимир Журавлев, депутат Гордумы, преподаватель кафедры экономики в КГМА:
1. Весь этот конфликт на Украине — геополитическая игра между США, Европой и Россией, которая впервые за долгое время заявила, что у нее есть свои интересы. На самом деле, пока нет никаких реальных экономических санкций. Считайте, это нас просто пожурили. Вы же знаете, что Россию нельзя наказывать: у нас сразу народ объединяется. Например, только что пришла новость, что до начала лета в России появится собственная платежная система в противовес MasterCard и Visa. Обама ввел санкции, а в итоге экономически они ударили по этим двум компаниям. Мне, вообще, кажется, что санкции больше направлены против Европы, нежели против нас. Нам это надо понимать и соответственно отвечать. Следующий шаг: я бы отказался от доллара США. Тогда эти санкции для нас будут вообще несущественны. Мы можем спокойно перейти на евро, тем более, наш основной партнер — это Европа.
2. Я не вижу не то, что «губительных последствий». Я не вижу здесь даже какого-либо наказания. Только политические декларации и ничего более. Они же (Ред. - ЕС и США) не могут оставить это без внимания, и я их с одной стороны даже понимаю.
3. Ну, во-первых, поездки россиян в Европу выгодны самой Европе. Сегодня все взаимосвязано. Например, Германия имеет семь заводов в России. Какие санкции они в этом случае могут поддерживать? Это, в первую очередь, по ним ударит. Мы поставляем в Европу только нефть и газ, а они нам — кучу товаров. И они откажутся от этого? Вряд ли. Европа — меркантильна и прагматична.
4. Большой плюс в том, что у России сейчас развязаны руки. Мы спокойно можем развернуться в сторону Азии. Мы сможем более свободно вести себя по Сирии, по Ирану, те же комплексы С-300 можем поставлять в два десятка стран. Плюс у нас укрепляются отношения со странами БРИКС. А, между прочим, страны БРИКС — это 40% населения Земли.
Международное право предполагает зеркальное отражение санкций. Но Владимир Путин поступил мудрее: он не стал отвечать. Понимаете, есть политика, а есть экономика. Очень часто политики ведут себя крайне безответственно с точки зрения экономики. Сегодня ввод санкций, в первую очередь, ударит по тем, кто их вводит. Представьте, мы сократим поставки в Европу нефти и газа на 50%. Это значит, что бюджет недополучит серьезной доли доходов.
Единственное, что меня радует, как экономиста, так это то, что эта шумиха с санкциями сподвигнет нас развивать российскую экономику.
Сергей Шаров, гендиректор ХК «Торговый дом», вице-президент ВТПП:
1. Я думаю, санкции, в том числе и экономические, примененные к отдельным людям в России, в целом вряд ли как-то скажутся на всех остальных жителях страны. Нас просто попугали, так скажем. Ну или «предупредили» - как вам нравится.
2. Мы сегодня очень взаимозависимы. Я имею виду Россию и остальные страны мира. В идеале, надо сесть и просчитать, насколько мы сегодня на самом деле взаимозависимы, в какой сфере и есть ли у нас из всего этого выход. Но, вы знаете, я предприниматель и я четко знаю, что из любого безвыходного положения есть, как минимум, три выхода. Поэтому, сказать, что какая-то санкция может нас взять и посадить «в лужу», это вряд ли. То, что это может создать определенные проблемы на определенном отрезке времени — да.
3. Что же касается Крыма, то ничего особого не произошло. К России просто вернулась часть ее территории. Нас поставили в безвыходное положение и, я считаю, что страна нашла правильный выход. Я это всецело поддерживаю.
4. Любое мое прогнозирование будет из области философии и домыслов. Но тем не менее. Думаю, что все равно на ком-то что-то скажется, будут кому-то какие-либо неудобства.... Мы знаем, что у нас на сегодняшний день есть 40-60-процентная продовольственная зависимость от Запада. Опасно? Конечно, опасно, но на коротком временном отрезке. Даже если они применят какую-то санкцию из «продовольственной» серии, то, может быть, хотя бы она сможет нас развернуть лицом к земле и заставит уделять своему сельскому хозяйству больше времени. Деньги в России есть. Их грамотное вложение в АПК позволит через год-два поставить в продовольственную зависимость уже Запад. Нет худа без добра. Мы имеем людей и все виды ресурсов. Остается только начать работать.
Я думаю, в качестве санкции мы должны заставить платить наших зарубежных партнеров полную цену за те ресурсы, которые мы им поставляем. А в целом, думаю, не стоит уходить в какую-либо «холодную войну». Лучше будем дружить с Китаем, Индией и другими странами.
Сергей Штин, директор компании «Силворлд-Стрижи»:
1. Я думаю, что это абсолютно невероятно. Сегодня в бизнесе настолько велика интеграция и взаимодействие, что любые санкции будут смертельными не только для нас, но и для тех, кто их вводит.
2. Абсолютный коллапс вряд ли возникнет. Но, во-первых, замедлится развитие, потому что все новое оборудование, связанное с переоснащением и т.д. разрабатывается в международном сотрудничестве, и тем или иным образом имеет отношение к европейским или американским производителям. Соответственно, чтобы перейти на других разработчиков и поставщиков, выстроить новые отношения с той же Азией, потребуется время. И это, как минимум, год-полтора. Если говорить с точки зрения обывателя и простого потребителя, то чуть меньше на прилавках станет импортных товаров. Все, что сейчас поставляется из Европы, в течение нескольких месяцев может быть поставлено из других источников (Азия, Китай, Тайвань, Индия, Латинская Америка). Всегда найдутся серьезные поставщики, которые достаточно спокойно относятся к текущей политической ситуации и категорически против введения различных экономических санкций. Здесь, я думаю, серьезных проблем не будет. Гораздо серьезней будут обстоять дела с поставками с Украины. На наших прилавках достаточно украинских товаров, которые мы никогда и не пытались чем-либо заместить.
3. Санкции без сомнения отражаются на российском предпринимателе. Точнее, даже не сами санкции, а то пугало, которое сейчас выставили. Некоторые банки увеличили процентные ставки за те риски, которые сейчас есть у любого бизнеса в России. Также изменился курс евро и курс доллара, а это дополнительная серьезная нагрузка на предпринимателей, особенно на тех, кто занимался развитием бизнеса (брал кредиты под строительство, оборудование и модернизацию). Ну, и иностранные партнеры, хоть и поддерживают активно мысль о том, что не будет никаких санкций, тем не менее, не могут не обращать внимания на риторику своих политических руководителей и вынуждены каким-то образом на это реагировать.
4. Вводить ответные санкции — это самая большая глупость, которая может быть. Недавно шел по улице и увидел надпись на стене: «этот дом запрещено фотографировать Бараку Обаме. Это ответные санкции с нашей стороны». Вот такой зоопарк, в итоге, с этими ответными санкциями и будет. Создать какие-то серьезные проблемы для американцев и европейцев, не создавая при этом таких же серьезных проблем для себя, в сегодняшнем мире невозможно.
Подготовила Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru