Не про царя, а про любовь
29.10.2017 15:30:00
1268
0
При входе в кинотеатр вас встречает полиция: стоит металлоискатель, проверяют сумки. И если бы виной тому был терроризм, с которым наши власти активно борются. Нет, это всего лишь отечественный фильм о любви - «Матильда» Алексея Учителя. (16+)
Для непосвященных (если таковые еще остались) — российский режиссер с 2010 года снимал картину о любовных отношениях известной балерины Матильды Кшесинской и наследника престола Николая Александровича (будущего Николая II) в начале XX века. Часть современного общества восприняла этот факт очень болезненно: поскольку царь и его семья были причислены РПЦ к лику святых, многие посчитали фильм оскорблением чувств верующих.
Самым ярым противником «Матильды» стала депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она в своих выступлениях защищала именно религиозных людей. Епископ Тихон Шевкунов (которого, к слову, приглашали к работе над фильмом в качестве консультанта) говорил об недостоверности картины. Его мнение разделяет и ряд историков. Однако в августе этого года министерство культуры России выдало «Матильде» прокатное удостоверение категории 16+. А глава ведомства Владимир Мединский заявил, что необходимости создавать общественный совет для обсуждения возможности выхода фильма в прокат нет.
И вот, премьера состоялась на прошлой неделе, 26 октября. От этого отказались только в Ингушетии, а также некоторые кинопрокатчики в Кемеровской и Тверской областях, Татарстане и Кабардино-Балкарии. В Кирове фильм можно увидеть в двух кинотеатрах. На один из них - на «Колизей» - было даже совершено нападение: разбили стекла входных дверей. Мужчина, сделавший это, сказал, что таким образом он защищал святого Николая II.
Это случилось утром, а на вечерней премьере в «Колизее» был почти полный зал. Показ прошел тихо, без эксцессов. Зрители ничего не жевали, не кашляли и даже, казалось, не дышали. Зал ловил каждое слово и следил за каждым кадром.
Итак, «Матильда» — это прекрасная историческая мелодрама о любви с шикарными костюмами и невероятно талантливой операторской работой. Каждая сцена фильма снята так вкусно: легкий поцелуй наследника престола и балерины, репетиция Матильдой 32-х фуэте, падающие стулья и ноги в кровь, сама сцена с танцовщицами и прекрасный русский балет — хочется смаковать эту картину как вкусное вино многолетней выдержки.
Возможно, сами диалоги и сюжетная линия несколько проигрывают перечисленным плюсам «Матильды»: критиками отмечаются речевые обороты, не соответствующие духу времени, наличие персонажей, которых никогда не существовало и которые выглядят несколько нелепо (например, влюбленный в Матильду князь Воронцов), а некоторые сцены введены явно для обогащения картины экшн-эффектами (например, пожар на пароме и прыжок балерины в воду прямо во время взрыва).
Но Учитель и не претендовал на историческую достоверность. «Матильда» — это история о долге и любви, оформленная декорациями прошлого века. Еще это один из редких качественных примеров российского киноискусства. Его ценителей и ждут кинотеатры.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru