Не салом единым
02.03.2014 00:08:00
1414
0
Казалось бы, какое отношение имеет Киров к Украине, а особенно к событиям на Украине? Ровным счетом никаких. Однако, на какое мероприятие в Кирове сегодня ни приди, все обсуждают «евромайдан», а не предстоящую повестку. Причем, слово «майдан» уже стало нарицательным (как правило, в контексте «не надо устраивать здесь майдан»).
«БН» не могли остаться в стороне от «украинского тренда». Правда, мы решили абстрагироваться от политики (украинцы должны сами прийти к единому мнению, как и с кем им жить) и разобраться с экономикой. Опыт наших соседей из серии «как в погоне за европейскими свободами не поставить собственную страну на колени» может оказаться очень полезен.
Третья рецессия
Думаю, никто не будет спорить с тем, что сильная экономика - залог устойчивого развития страны. С экономикой на Украине сейчас полных швах. Из-за всех произошедших событий кредитный рейтинг страны понижен до преддефолтного уровня, а избранный Верховной Радой и.о. президента Александр Турчинов прямо заявил, что денег в казне нет даже на текущие платежи (в том числе и пенсионные). Правда, до сих пор не понятно, их уже не было при исчезнувшем из поля зрения общественности Викторе Януковиче, или предусмотрительная украинская элита, перед тем, как покинуть пределы страны, перевела их в более «безопасные» места. Так или иначе, на сегодняшний день принято решение приостановить все платежи между министерствами, кроме выплаты заработной платы.
На днях и.о. министра финансов страны Юрий Колобов заявил, что до 2015 года Украине может потребоваться помощь в сумме 35 млрд долларов. Кто окажет ее, пока неизвестно. Но в любом случае, уже понятно, что помощь придет только на условиях той стороны, которая ее предоставит. Можно ли считать это вожделенной «европеизацией», вопрос.
Между тем международные резервы страны за январь сократились до 17,8 млрд долл. против 20,4 млрд в декабре, а без внешнего финансирования к концу года они могут ужаться и до 10 млрд. По оценкам экономиста Morgan Stanley Алины Слюсарчук, внешний долг Украины с учетом частного сектора — около 137 млрд долл., из которых 35 млрд — краткосрочный, включая 23 млрд торговых кредитов.
Здесь стоит отметить, что экономика Украины переживает уже третью рецессию с 2008 года. А с начала 2014 года экономический спад только углубился: промышленное производство в январе упало на 5% в годовом измерении вслед за снижением на 4,3% в 2013 году.
«Главная проблема — это структурная недореформированность, - говорит Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ. - На постсоветском пространстве кроме Украины осталось только две страны — Армения и Беларусь, которые не перешли на рыночные цены на газ для населения. Огромный объем субсидий корежит очень многое в экономике: начиная с платежного баланса, который не дает возможности перейти к рыночному курсу гривны, и заканчивая необходимостью постоянных заимствований, при том что наращивание долга не может длиться бесконечно. Вторая проблема — она едина и для России, и для Украины — коррупционно-кумовской характер экономики. Третья — это серьезнейшее недоинвестирование в инфраструктуру: авто- и железные дороги, аэропорты, порты, транспортные развязки и прочее. И здесь вопрос даже не в том, что масштабные проекты создают рабочие места и поддерживают рост ВВП, а скорее в том, что без современной инфраструктуры замедляется деловая активность. Расходы времени и затраты на логистику товаров и людей в Украине очень высоки».
Текущая ситуация, по мнению Алексашенко, усугубляется многолетним отсутствием экономической политики. «Любая политика — это набор решений и последовательных действий, которые с высокой долей вероятности приведут к определенной цели. Но, анализируя действия украинского правительства, я не понимаю, какая у него цель, куда Украина хочет прийти. Разговоры о том, что мы сейчас бедные и больные, а хотим быть здоровыми и богатыми, — это не политика. Чтобы перейти из одного состояния в другое, надо много и тяжело работать», - говорит он.
Нужно железное правительство
Необходимые для оздоровления экономики деньги новая украинская власть надеется получить на Западе, после того как Россия заморозила пакет финансовой помощи, согласованный с бывшим правительством Виктора Януковича. Главный вопрос состоит в том, сможет ли Украина быстро сформировать надежное правительство, которое возьмет на себя смелость проведения болезненных экономических реформ в обмен на международные кредиты. А в том, что требования МВФ будут жесткими, не сомневается никто.
Какие конкретные условия может поставить МВФ Украине в обмен на кредиты? Экономисты IIF (The Institute of International Finance) полагают, что Фонд может потребовать значительного сокращения бюджетного дефицита (в эквиваленте 4-5% от ВВП), дальнейшей девальвации гривны (в сумме - на 30%), а впоследствии - перехода к свободному валютному курсу. Газовые тарифы могут быть повышены на 80-100%. Наконец, Украине понадобится направить часть средств на рекапитализацию банковского сектора, пострадавшего от падения гривны, оттока депозитов и значительного объема просроченных кредитов.
По идее, правительство, которое согласится на эти реформы, должно быть сильным, единым и максимально свободным от коррупции, а в это верится с трудом. И нет никаких гарантий того, что привыкшие к революциям украинские граждане не применят испытанное оружие - Майдан - в случае недовольства реформами, «навязанными из Вашингтона».
«Счастье никогда не приходит само, - говорит другой российский экономист Михаил Хазин. - Кто-то должен за него расплачиваться. Когда, например, на Украине установилось процветание в 1960-1970-х годах, было понятно: это весь СССР работал. И часть получала Украина. Кроме того, Украина была очень важной частью того, что называется воспроизводственным контуром СССР. Там было очень много металлургии, угольной промышленности и всего того, что создает продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Но особенно было много машиностроения. И в этой ситуации она, естественно, получала свой кусок. Кто сегодня даст что-то Украине, я себе даже представить не могу. Единственный ее шанс состоит в том, что нужно - пока еще продукция ее машиностроительного комплекса востребована в России - пытаться максимально увеличить поставки в Россию. И за счет заработанных денег заниматься восстановлением производства на современной основе. Никаких других источников нет».
Кстати, в июне 2014-го Украине предстоит погашение евробондов на 1 млрд долл., а всего в этом году страна должна будет вернуть 9 млрд долл. внешней задолженности, подсчитали в IIF. Из них 2,7 млрд Киев должен Международному валютному фонду и 3,3 млрд — российскому «Газпрому» за поставки газа.
Также в четверг стало известно, что Китай потребовал от Киева 3 млрд долл. за сорванные поставки зерна и собирается взыскивать их через Лондонский арбитраж. То, что Пекин решил взыскать долг именно в тот момент, когда казна Украины пуста и страна просит финансовой помощи, по мнению экспертов, случайность, и есть шансы, что Лондон будет благосклонен к молодой демократии. Другой вопрос, насколько политический кризис на Украине отразится на российской экономике.
«Пока делать какие-то долгосрочные прогнозы преждевремено, - говорит Константин Кропанев, исполнительный директор ФК «Ажио». - На Украине есть серьезные интересы у российских телекоммуникационных компаний (МТС, Вымпелком ), у крупных банков (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк), а также в металлургическом секторе.
Пожалуй, самые серьезные последствия от политического кризиса на Украине в виде недополученной прибыли будут у «Газпрома», для которого Украина не только крупный потребитель газа, но и стратегический партнер по транзиту газа в Европу. Если все же к власти на Украине придут прагматичные политики, то, думаю, большинство экономических вопросов будет благополучно урегулировано».
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru