Михаил Делягин.

Не «Титаник»

25.01.2015 20:38:00 2161 0

Экономист Михаил Делягин, несмотря на происходящее в России, видит для нее перспективы.

Вы снова сокращаете своих работников и проводите оптимизацию производства, еще не особо успев отдохнуть от прошлого кризиса? Платежи задерживаются, «оборотка» сокращается. «Бизнес Новости», к сожалению, помочь могут только словом и сегодня это слово Михаила Делягина, известного экономиста, который, несмотря на происходящее, видит перспективы для России. В отличие, кстати, от других развитых стран, билет в которые он сравнивает с билетом на «Титаник».
 
Мы просто позвонили Михаилу Геннадьевичу и он, несмотря на свою занятость, уделил нам немного времени прямо по телефону, чтобы ответить на вопросы, сталкиваться с которыми ему приходится чуть ли не каждый день. Интервью получилось кратким, но емким и что самое главное – не лишенным оптимизма.
 
Какова главная причина возникновения сегодняшнего кризиса — это взаимоотношения нашей страны на внешнеполитической арене? Или вы выделяете что-то другое?
– Первые признаки кризиса появились еще в январе прошлого года, когда у нас началась девальвация. Бегство и угрожающее торможение экономического роста произошло в прошлом году, промышленный спад у нас шел в основном тоже в прошлом году. Главная причина этого — коррупция и произвол монополий, которые просто сломали экономику. Внешнеполитические причины, конечно, сказались, но их роль была совершенно незначительна. Ну, прекратили давать кредиты нашим крупным корпорациям. Но если посмотреть на расходы банка России, он отдал нашему бизнесу значительно больше валюты, чем должен был выплатить по внешним долгам.
 
Если сравнить этот кризис с кризисом 2008 года, то он глубже и болезненнее?
– Он просто другой, потому что кризис 2008 года был целиком вызван внешними обстоятельствами: тем, что резко сжалось внешнее кредитование и сильно упала цена на нефть. Нынешний кризис на 90% вызван внутренними обстоятельствами. И он будет длиться значительно дольше, чем кризис 2008 года, потому что тогда это продолжалось полгода, а сейчас это растянется скорей всего года на два.
 
Вы говорили о том, что в 2015 году удастся избежать срыва в системный кризис. А два года — это еще не система?
– Системный кризис — это утрата государством управляемости всеми значимыми сферами общественной жизни. Его у нас не будет, скорее всего, до ноября 2015 года, а дальше — неизвестно.
 
Почему именно до ноября?
– Просто гарантированного запаса прочности хватит примерно до этого времени.
 
Вы считаете, что ослабление рубля было правильной мерой? Почему?
– Ослабление рубля в принципе как таковое было нужно, потому что это единственный способ подстегнуть экономику, если не заниматься ее развитием. Но произведено это было абсолютно неправильно, потому что девальвация была чрезмерной: для подстегивания экономики нужно было сделать 40 рублей за доллар и не больше. Это во-первых. Во-вторых, она проводилась предельно медленно, в интересах спекулянтов, а не производителей. В-третьих, девальвация не сопровождалась мерами, необходимыми для того, чтобы бизнес мог воспользоваться возможностями, которые она ему дает, то есть не облегчался доступ к инфраструктуре, не ограничивался произвол монополий, кредиты не становились более доступными и т.д.
 
Ослабление рубля будет происходить и дальше? Насколько? 
– Скорей всего оно уже не будет большим, потому что упал рубль очень здорово. Но это будет очень неравномерное движение — периодически он будет укрепляться, периодически слабеть.
 
Среди последствий кризиса вы называли сокращение сельхозпроизводства — для нашего региона это принципиально важный вопрос, поскольку у нас сильно развит аграрный сектор. Насколько возможно сокращение и как можно избежать его плачевных последствий?
– Сокращение производства возможно из-за резкого сжатия кредитования. Наш агропромышленный комплекс привык много кредитоваться, а сейчас работают две встречных тенденции: с одной стороны ослабление рубля создает возможности для наращивания производства с ростом спроса на внутреннем рынке, с другой стороны, чрезмерное «кредитное заражение» сделает это наращивание невозможным.
 
Что вы можете посоветовать аграриям?
– У нас очень разный агропромышленный комплекс и по отраслям и по регионам, поэтому здесь стоит обратиться к узким специалистам.
 
Насколько еще могут вырасти цены в этом году?
– По росту цен официальная инфляция, думаю, составит 15%, а на самом деле, мне кажется, эту цифру нужно умножать на 2-2,5.
 
На какие жесткие меры должны пойти власти, чтобы избежать негативных последствий наступившего кризиса?
– Нужно модернизировать инфраструктуру и удешевить кредиты. Для этого необходимо ограничить коррупцию, произвол монополий и жестко отделить инвестиционные деньги от спекулятивных, чтобы средства, которые идут на развитие производства, не уходили бы на валютные спекуляции. Что касается монополий, то нельзя считать собственность враждебной обществу, нужно считать, что она должна служить обществу. Нельзя путать предпринимательские права с правами одних предпринимателей и в то же время уничтожать других при помощи злоупотребления монопольным положением.
 
Как раз на прошлой неделе Делягин представил аналитический доклад возглавляемого им Института проблем глобализации «Из кризиса и реформ – к развитию», в котором представлены меры по выходу России из кризиса уже в 2015 году. Для того, чтобы преодолеть экономический кризис, государство должно, прежде всего, модернизировать инфраструктуру, говорится в нем. Но для того, чтобы ею заниматься, нужно преодолеть несколько технических и принципиальных проблем, имеющих политическое значение. Кроме того, России необходим разумный протекционизм, применяемый ко всему, что мы делаем руками – нужно усиливать политику по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Также, считает Делягин, необходимо гарантировать гражданам России прожиточный минимум. Даже по самым радикальным прогнозам на это с учетом падения индексов должно выделяться из бюджета не больше триллиона рублей в год, из которых основная часть вернется в бюджеты всех уровней в тот же самый год за счет активизации хозяйственного рынка. Многие из этих мер дадут результат лишь в долгосрочной перспективе, но уже начало их реализации позволит, по мнению Делягина, изжить кризис и выйти из спада в устойчивый экономический рост в первый же год.
 
Сегодняшняя власть, по-вашему, пойдет на эти меры?
– Правительство Медведева и Банк России во главе с Набиуллиной на эти меры пойти не могут.
 
Вы проводите много семинаров и главная тема сегодня — что делать предпринимателям в наступившем 2015 году. Можете ли кратко рассказать о направлениях, по которым им нужно следовать?
– У нас огромное количество ниш и огромное количество возможностей, так что нужно просто искать свежую бизнес-идею, которая бы решала какую-то проблему общества. И вперед. У нас в силу социальной отсталости России просто сильно замылен глаз, а есть еще очень много стандартных для Запада вещей, которые у нас не реализованы. Естественно, нельзя брать кредиты ни при каких обстоятельствах.
 
А как же без них? Многие же предприниматели сегодня неспособны действовать, не занимая у банков?
– Если не способны, пусть уходят с рынка, а кредиты сейчас никто им выдавать и не будет. Нужно набирать у знакомых, у друзей, брать деньги в обмен на долю в проекте и т.д. При этом бизнес, который выживает в условиях кризиса, более жизнеспособен, чем другие.
 
Вы поддерживаете идею освобождения от налогообложения малого бизнеса?
– Только производственную его часть: и не средний, а исключительно малый бизнес. Люди, которые занимаются спекуляциями и которые просто оказывают разные услуги, должны платить налоги.
 
А могут, по-вашему, освободить от налогов производство?
– С экономической точки зрения никаких препятствий для этого нет, с политической же точки зрения - это невозможно. Но борьбы между этими воззрениями пока никакой и нет: государство в принципе не рассматривает меры, которые могут привести к улучшению экономической ситуации в стране. Более того, оно всеми силами усугубляет экономический кризис, повышая налоги, усложняя административные процедуры, а в некоторых местах, как в Москве, например, и прямо уничтожая малый бизнес – так, у нас скоро закроют все киоски и павильоны на улице. Понятно, что это уничтожение и в условиях хорошей конъюнктуры недопустимо, а в условиях плохой конъюнктуры оно многократно усугубляет последствия кризиса.
 
Но уже принят закон, который освободит малый и средний бизнес от налогов. Правда, его отдали на откуп регионам.
– Это хорошо и рационально, потому что многие налоги идут в региональный бюджет, но нужно понимать, что в условиях кризиса большинство регионов на это не пойдет. А если регион на это пойдет, то он может лишиться значимых дотаций Минфина. Так что эта мера очень лукавая. При этом я совершенно не понимаю, с какой стати должны освобождать от всех налогов спекулятивные виды бизнеса. Скажем, я открыл брокерскую контору, или работаю на фондовом рынке, или в консалтинговом бизнесе, я все равно должен платить налоги.
 
В прошлом году в интервью «Свободной прессе» вы сказали, что если поймете, как все безнадежно в России, то уедете, куда глаза глядят? Значит, пока вы здесь, у вас все еще есть надежда?
– Более того, я бы сейчас сказал, что наши перспективы лучше, чем перспективы многих развитых стран. Сейчас перед людьми, которые хотят уезжать, встает вопрос о том, как не купить билет на «Титаник». Достаточно много моих знакомых уехало в начале или в середине 2000-х в Киев: им казалось, что там некий оазис свободы. Сейчас большинство из них вернулось в полном ступоре. Многие также уезжали в Прибалтику и вернулись. Так что это вопрос открытый.
 
Значит ли это, что вы видите вполне оптимистический сценарий развития нашей страны?
– По крайней мере, у нас есть возможность нормального развития, хотя для этого надо тяжело и много поработать. А нормальную возможность развития, скажем, Франции или Италии я не вижу при всем высоком уровне комфорта этих стран.
 
Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
 
Досье:
Михаил Геннадьевич Делягин, российский экономист, публицист и политик, директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации».
Дата и место рождения: Москва, 1968 год.
Образование: выпускник экономического факультета МГУ, доктор экономических наук, действительный член РАЕН. 
Карьера: был советником по экономической безопасности вице-премьера – Министра внутренних дел А. Куликова, первого вице-премьера Б. Немцова, Председателя Координационного Совета избирательного блока «Отечество – Вся Россия» Е. Примакова и др. С марта 2002 г. по август 2003 г. – помощник председателя правительства РФ М. Касьянова. В 1998 году возглавил созданный им Институт проблем глобализации (ИПРОГ). С марта 2002 года является его председателем президиума - научным руководителем, с апреля 2006 года - директором. Председатель идеологического совета партии «Родина» (2004-2006). С января 2012 года по настоящее время – главный редактор журнала «Свободная мысль».
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте