Немцы на «Вятиче»
Из конфиденциального источника мы узнали о том, что заводом «Вятич» интересуются немцы.
Нам удалось взять интервью у Геррета Блюмельхубера, технолога института Дёманс из Мюнхена, который провел несколько дней на производстве в Кирове с целью проверки качества оборудования и технологий на «Вятиче». Политкорректно Геррет дал если не ответы на главные вопросы, то подсказки точно.
– Геррет, сейчас мне сказали, что шорт-лист у вас был расписан надолго вперед – Африка, еще какие-то страны, и на «Вятиче» вас ждали полгода?
– Верно. Я был в Уругвае, Новой Зеландии, Бутане, Южной Корее, Кении, Испании, Северной Америке...
– Список впечатляет. Как вы себя позиционируете: вы дегустатор или подсказываете какие-то тонкости в самом технологическом процессе?
– Я все-таки больше технолог, потому что человек, который не знает самого процесса и который принимает участие в дегустации, не может дать совета ни как это изменить, ни как это улучшить.
– Меня просто поразило, насколько уверенно вы определяли качество сортов во время закрытой технической дегустации. Еще больше поразило то, что вы с собой привезли несколько бутылок «живого» напитка – как некий эталон, на который здесь должны ориентироваться. А в итоге на первое место вы же и поставили местные сорта – за чистоту вкуса, аромата и прочие профессиональные характеристики.
– Да. Все верно. Я приехал не отвоевывать честь какого-либо производителя. Закрытая дегустация для этого и существует – без субъективного отношения к марке оценивать только то, что ты чувствуешь и видишь в пронумерованном фарфоровом стакане.
– Сразу вопрос: вас пригласили на «Вятич» – завод, основанный в 1903 году баварцем... это как-то сыграло свою роль в том, что вы приехали?
– Перед тем, как куда-то поехать, всегда изучаешь компанию, поставщиков. Оборудование и люди – вот что является главным на любом предприятии. Здесь, на «Вятиче», – самое современное оборудование. И люди – действительно разбирающиеся в своем деле. Но сам факт, что в 1903 году «Вятич» основал немец – представитель известной баварской династии – меня впечатлил особенно. Нам было известно, что Шнейдеры владели особенной технологией обработки солода – Zeder Torf – в печах на кедровом торфе. Также ходят легенды о том, что при основании источника с водой Шнейдеры закладывали на дно фамильное серебро. Это удивительно, что традиции сохранились до сих пор. Я очень хотел увидеть это своими глазами.
– «Вятич», если я правильно помню, одно из 3%–7% независимых предприятий в России, остальные принадлежат ТНК.
– «Большие концерны», или «Транснациональные корпорации», как вы их называете, – неповоротливы, и очень сложно понять что-то или «протолкнуть» какое-то решение на их уровне... Например, недавний «крафт-феномен»... а ему сейчас принадлежит примерно 20% рынка в США. «Большие концерны» сначала смеялись над этой затеей.
– Что такое вообще – «крафтовый» напиток?
– Сделанный «вручную». «Большой концерн» работает, чтобы напоить миллионы. Там не идет речь об искусстве, цель – коммерческая выгода. Но крафтовые производители, такие как «Вятич», – это золотая середина. У них четкие стандарты качества каждой партии и возможность экспериментировать с сортами.
– У меня есть стереотип в отношении Германии, откуда вы родом – что немцы предпочитают пить «живые» напитки, сваренные «рядом с домом»... Эта традиция сохранилась?
– «Большие концерны», глобализация, огромные их затраты на маркетинг и продвижение делают свое дело даже у нас: охлажденные напитки из других регионов уже не воспринимаются «в штыки»... К счастью, этот тренд пошел на убыль – и немцы вновь начинают отдавать предпочтение производителю, расположенному поблизости.
– То есть, учитывая, что у «Вятича» своя, местная вода, местное производство и это единственный известный мне серьезный местный завод такого типа, у нас есть все шансы оказаться «в тренде»?
– Ответ утвердительный. «Вятич» – не такое маленькое предприятие, чтобы качество продукции «скакало», и не такое большое, чтобы решения «тянулись» месяцами, как у «больших концернов». Нужна любовь к продукту и любовь к потребителю. Она у вас есть.
– Значит, если какая-то баварская компания начнет варить здесь свои напитки, они вновь окажутся под брендом «Карл Шнейдер»?...
– Да. Достойное имя, достойный завод – что еще нужно для успеха продукта? Передо мной стояла небольшая задача – и она решена. Теперь – слово за теми, кто действительно хочет изготавливать продукцию на базе «Вятича».
Беседовал Федор Добровольский