За последние две недели спрос на иностранную валюту вырос на треть.

Несчастный рубль

03.10.2011 00:33:00 1145 0

Через 2 месяца после начала, на обострение ситуации на финансовых рынках отреагировало население, начав вносить собственный вклад в ослабление рубля. За последние две недели спрос на наличную иностранную валюту вырос на треть. Также серьезно оживился процесс конвертации рублей в валюту на банковских счетах и во вкладах. Пока ситуация еще далека от 2008 года, но в случае негативного развития событий эксперты не исключают повторения сценария трехлетней давности. Насколько вероятен подобный исход событий и как повлияла на экономические тенденции громкая отставка министра финансов Алексея Кудрина, обсудили эксперты «круглого стола».

Круглый стол

Участники:
Константин Кропанев, исполнительный директор «АЖИО»
Роман Горинов, управляющий ВТБ24 в Кировской области
Сергей Яворский, руководитель компании «Академия финансов»
Алексей Мусихин, начальник казначейства банка «Хлынов»
Александр Грицай, директор регионального центра «Волжский» «Райффайзенбанка»

Отвязаться от доллара

Сергей Яворский:
- Давайте разложим все по полочкам. Для того, чтобы совершать сделки по нефти, нужно приобрести валюту. На сегодняшний день, большая ошибка нашего правительства,  которая началась еще при Ельцине, - привязка рубля к доллару. Очень много лет федеральный бюджет «пишется» в долларах, что и является причиной сегодняшней паники. На следующий год  в бюджете стоимость нефти заложена, если не ошибаюсь, 105 долларов за баррель, на сегодняшний день она составляет чуть более 83 долларам. Есть вероятность, что мы просто не соберем ту сумму, которая предполагается для решения социальных проблем. Далее. Кто у нас устанавливает курс доллара в стране? Центробанк. На основании чего устанавливает? Каких-то своих взглядов. Причем, замглавы ЦБ публикует официальное заявление о том, что каждые 5 копеек снижения курса доллара нанесут удар по бюджету в размере 600 млн рублей. То есть, чтобы выровнять курс доллара, мы должны платить из бюджета нашей страны по 600 миллионов за каждые 5 копеек. И здесь возникает парадокс, при котором наша мощная страна становится на колени перед какой-то державой и вынуждена равнять свой бюджет на валюту, печатающуюся за океаном. Естественно, возникает паника: люди пересаживаются со своих рублевых депозитов на долларовые. На рынке инвесторы ищут, в чем держать свои активы в период кризиса. Конечно, европейские валюты сегодня выглядят надежней, и открывать инвестиционный план нужно в них. Но с прицелом, чтобы валюту инвестирования можно было поменять. Гоняться за курсом доллара - глупо.

Роман Горинов:
- Действительно, за последнюю неделю в офисах ВТБ24 в Кировской области зафиксирован 20%-й уровень увеличения спроса на доллар США. Уровень продажи евро увеличился на 25%. Однако для большинства частных лиц нецелесообразно заниматься спекуляциями, пытаясь уловить изменчивые настроения глобальных игроков на мировых финансовых рынках. Единственным выходом является диверсификация сбережений - открытие депозитов в надежных банках в разных валютах, частичное направление средств в инвестиции на фондовом рынке и формирование своего «золотого запаса». Мы не призываем в настоящее время скупать золото в ожидании коллапса мировой финансовой системы, считая достаточным иметь драгоценный металл (золото, серебро) на обезличенных металлических счетах на сумму до 10% имеющихся накоплений. Мы полагаем, что текущее ослабление рубля к бивалютной корзине (евро-доллар) близко к своему завершению. Этому будет способствовать усиление присутствия Центробанка на рынке в рамках действующей курсовой политики. После чего можно рассчитывать на стабилизацию ситуации на рынке и коррекционное усиление курса национальной валюты. Пиковые значения валютных курсов, как ожидается, вряд ли выйдут выше 32,5-32,9 рублей за доллар США и 43,5-44 рублей по евро.

Алексей Мусихин:
- Да, рост спроса населения на иностранную валюту мы тоже зафиксировали. По нашим оценкам, объемы покупки возросли на 25-30% от обычного уровня. Правда, если сравнивать текущую ситуацию, например, с концом 2008 года, то здесь есть существенные различия. Тогда покупки со стороны населения были в 2-3 раза выше. По всей видимости, сегодня многие еще помнят ситуацию, когда доллар сначала подорожал до 36 рублей, а затем начал плавное снижение до 27-28 рублей. В итоге тогда нашлось много тех, кто сначала купил валюту, а затем вынужден был продавать ее дешевле. Что касается бизнеса, то он сегодня, напротив, взял паузу и ждет снижения курса, чтобы рассчитаться по валютным контрактам. Инвестиционные аналитики отмечают, что снижение курса рубля связано с долговым кризисом в Европе и связанным с ним оттоком капитала из страны. Отчасти с этим можно согласиться, но вызывает подозрения то, что резкий рост валют начался тогда, когда Минфин разместил на депозитах в банках более 400 млрд рублей. Из этого можно сделать вывод, что к росту валюты причастны и кредитные организации тоже.

Константин Кропанев:
- Естественно, рост спроса на валюту наблюдается. Это ощущается по многим факторам, в том числе и в том, что ко мне обращается огромное количество знакомых с просьбами проконсультировать по вкладам. Тем более, в последнее время СМИ активно развивают тему финансового кризиса, люди боятся повторения сценария 2008 года и стараются провести превентивные меры, обратив свободную наличность в валюту. Наш рубль недаром так или иначе называют «сырьевой валютой» или «нефтяной». Вспомним котировки нефти на начало августа: нефть упала процентов на 15, то и рубль упал процентов на 15.

Сергей Яворский:
- Здесь стоит отметить, что повышение доллара - это серьезная политическая игра, которая для обычного россиянина не имеет никакого значения. Нужно ли «пересаживаться в доллар» и что вообще делать?  Если у человека есть от 20 до 100 тыс. долларов свободных средств, то ему паниковать не стоит. Если мы говорим о серьезных инвестиционных программах, то нужно правильно выбрать валюту с перспективой на 1-5 лет. Да, доллар - это резервная валюта, в которой многие страны держат свои активы. Но я бы хотел дать некую надежду людям, что благодаря тому, что президентом будет Путин (хотя не все это благо понимают), стоит надеяться, что он все-таки решит самый главный вопрос - продажу наших ресурсов в рублях. Если это удастся правительству России, причем, неважно, кто его будет возглавлять, это будет серьезный прорыв для страны.

Константин Кропанев:
- А вот это маловероятно, так как мы не уникальные продавцы. Представьте, у вас есть квартира, которую вы хотите продать. Вы находите покупателя и говорите, что вы хотите продать жилье, но вам не нужны за него ни рубли, ни доллары, а нужны японские йены.  Покупатель скажет: зачем мне это нужно? Где я возьму эту валюту? И пойдет искать другого продавца с аналогичным товаром, который будет играть по тем правилам, который принят на рынке. Условия покупки, на самом деле, диктует покупатель, а не продавец. К тому же, у нас не все контракты привязаны именно к доллару.

Александр Грицай:
- А мы в «Райффайзенбанке» в последнее время не наблюдали существенного увеличения спроса на наличную валюту. На мой взгляд, говорить о смене «модели поведения» россиян при покупке валюты в период девальвации рубля - рано. Собственно, период снижения курса рубля относительно доллара в 2011 году очень небольшой. По сути, такую динамику мы видели только на протяжении первых 10 дней августа. Делать выводы на основании этого периода нельзя. Кроме того, многие частные клиенты не смогли привыкнуть к тенденции уверенного укрепления рубля  за последние 2,5 года (с 36 до 28 рублей). Очень многие «обожглись» на этом, и пока не хотят повторять ошибок. Конечно, это не значит, что дальнейшее снижение рубля не приведет к увеличению спроса на валюту. Наверняка так и случится, стоит рублю продолжить падение в течение одного-двух месяцев.
Что касается стабильного поведения объемов рублевых депозитов, то здесь, на мой взгляд, ключевую роль сыграло понижение ставок до минимального исторического уровня в 5-6%. Для многих это стало сигналом к более активному потреблению. Возможно, есть и такие, кто не считает необходимым держать средства в банке под такой низкий процент, держит их дома, рассчитывая потратить в самое ближайшее время.

Роман Горинов:
- Я тоже думаю, что касается перспектив рубля до конца года, то можно рассчитывать на укрепление рубля в пределах 5% (ориентиры 30,5-31 рубль за доллар, 41,5-42 рубль за евро). Главным фактором, который может сдержать укрепление национальной валюты в IV квартале, станет возможное ухудшение состояния счета текущих операций.

Смена министра

Сергей Яворский:
- Все говорят «новая волна кризиса», «новая волна кризиса»... Задача кризиса - обесценить активы с целью их дальнейшей покупки, не более того. Вы не замечали, что все кризисы исключительно похожи? Возьмите 1907 год. Несколько газет в США сообщают о том, что один из американских банков не способен заплатить по долгам. Туда пошли вкладчики, забрали деньги, банк прошел процедуру банкротства, и в итоге его за бесценок купил небезызвестный господин Морган. Потом банкротится еще один банк, на Нью-Йоркской фондовой бирже начинается паника. Тут снова появляется господин Морган на белом коне и вливает в экономику США сумасшедшие деньги, тем самым, спасая ее. Очень похожий сценарий был в 2008 году. Все начинается с крушения «Леммон Бразерс». За ним пошли ипотечные компании. Сценарий один в один - не могут рассчитаться. На первый план снова выходят банковские структуры со своими вливаниями. Спустя 101 год мы снова видим в первых рядах банк Моргана, «Сити Групп», и Bank of America. Любой кризис - это способ захвата. Сегодня на кону европейские банки. Россию это не затронет, до нас пока руки не дошли. Но мы можем потерять на колебаниях нефтяных цен. Ведь все-таки главным игроком на рынке нефти является Америка. Вот поэтому, повторюсь, нам надо отвязываться от доллара, как бы это на первый взгляд ни казалось абсурдным. Правда, для этого нужна сильная политическая воля: такая, какая была у Александра III, которая бы помогла игнорировать все заявления Запада, обязывающие нас что-то делать. Кстати, хорошо, что Кудрина убрали: он очень хотел поддержать «дружественную» Европу и накупить греческих облигаций, по которым в любой момент случится дефолт.

Алексей Мусихин:
- А с другой стороны, отставка такой фигуры как Кудрин может негативно повлиять на отношение иностранных инвесторов к нашей стране, поскольку именно благодаря его позиции в последние годы удавалось сдерживать бюджетные расходы и поддерживать резервный фонд. Его отставка в очередной раз подтвердила, что в нашей стране по-прежнему многое зависит от решения отдельного человека, а это, безусловно, создает дополнительные риски для инвестиций. В то же время, если новый министр не допустит необеспеченного роста расходов и продолжит политику Кудрина, то об этой отставке со временем забудут.

Константин Кропанев:
- Действительно, отставка неоднозначная, на финансовом рынке она вызвала определенное напряжение. Однако, пока никто не заявил, что это суперстрашно. Экономистам и финансистам она не понравилась, потому что Кудрин вел сдержанную бюджетную политику, боролся за укрепление рубля, следил за наполняемостью бюджета и его правильным расходованием. Конечно, когда появляется новый человек, есть чувство неопределенности, это естественно. Но, тем не менее, повторюсь, пока нет каких-то сигналов и факторов, что это плохо, что сейчас придет новый министр финансов и он тут же растратит все деньги, создаст бюджетную «дыру». Может быть, новый глава Минфина окажется еще лучше Кудрина?

Алексей Мусихин:
- Не думаю, что есть место неопределенности и напряжению. Сейчас уже почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, кто станет очередным президентом, поэтому какой-либо неопределенности и кризисных ожиданий в связи с предстоящими выборами ждать не стоит. Однако после выборов придется выполнять многочисленные обещания, на многие из которых сейчас в бюджете средств нет. Вполне вероятно, что правительство будет вынуждено принимать непопулярные решения, в том числе и девальвировать рубль. Многое зависит также от того, какими будут цены на нефть, если они будут выше 100 долларов за баррель, то опасаться за устойчивость национальной валюты не стоит.

Константин Кропанев:
- Знаете, вопрос вероятности все-таки неоднозначен. К кризису предпосылки есть. Есть кризис на финансовых рынках, и также есть вероятность, что в ближайшие несколько месяцев может что-то произойти, но в моем понимании, эта вероятность меньше 50%. Да, будет еще какая-то «неспокойность», нас будет мотать из стороны в сторону, но какого-то глобального кризиса ждать не стоит. Обычным гражданам, у которых нет крупных сбережений, волноваться особо не о чем. Кризис, если и случится, он докатится до нас через полгода. Как это случилось в 2008 году: в Америке банки банкротиться начали в сентябре- октябре, мы же на себе это почувствовали только в следующем году.  Поэтому, даже если прямо сейчас что-то случится, то граждане почувствуют это только после выборов.

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте