Нестандартные дороги
Все положительные сдвиги в решении дорожного вопроса в регионе могут сойти на нет, если депутаты ОЗС всерьез не возьмутся за поправки к областному закону о государственно-частном партнерстве.
Все положительные сдвиги в решении дорожного вопроса в регионе (создание Дорожного фонда, передача полномочий вкупе с частью налогов на места) могут сойти на нет, если депутаты ОЗС всерьез не возьмутся за поправки к областному закону о государственно-частном партнерстве. В частности, не ликвидируют монополию в сфере дорожных работ «Вятавтодора» и не допустят к участию более мелкие дорожные компании. Пока же власти муниципальных образований выжимают по максимуму из открывшихся возможностей и собранных налогов.
Обходиться минимумом
Транспортный налог, акцизы на ГСМ и целевые субсидии принесут региону на дорожные нужды в 2013 году примерно 3,2 млрд рублей. Треть этой суммы (1,1 млрд рублей) пойдет на содержание 3000 км региональных дорог (тем не менее, это всего лишь 44% от необходимого), 229 млн рублей - на ремонт региональных дорог, 127 млн – на капитальный ремонт двух мостов, 480 млн рублей – на завершение строительства дорожного отрезка Альмеж-Скрябино и начало строительства другого – Опарино-Альмеж, 204 млн рублей – на ремонт дворовых территорий в области и еще 10 млн – на проектную документацию.
Примерно так выглядит основная раскладка Дорожного фонда на 2013 год. Плюс то, что соберут на местах сами главы районов и смогут вложить в свои дороги, благодаря инициативе трехлетней давности.
Впрочем, огромные суммы составляют на деле меньше половины от необходимого. Слишком долго до этого дорогам не уделяли достаточного внимания.
«Дороги передали нам, муниципалам, в 2009 году, - говорит Михаил Лихачев, исполнительный директор «Союза муниципальных образований Кировской области». - Дороги на тот момент до 90% не соответствовали стандартам. И денежные средства муниципалам выделяли отнюдь не по той потребности, которая была необходима, чтобы привести их в соответствие с требованиями. Именно поэтому сегодня у нас есть колоссальные проблемы во взаимоотношениях с прокуратурой Кировской области, так как прокуратура обоснованно выходит с требованиями: дороги уже ваши, муниципальные, так будьте добры, содержите их и отвечайте за них».
Тем не менее, несмотря на некоторые проблемы, главы районов оценивают передачу дорожной сети с частью налогов вполне положительно.
«Разумеется, у любого решения есть плюсы и минусы, - говорит глава Немского района в прошлом дорожник Николай Марков. – Большой плюс в том, что сейчас появилась возможность самому муниципальному образованию решать, какие дороги ремонтировать в первую очередь, а какие – во вторую. Очень много зависит от того, как работает дорожно-эксплуатационное предприятие в каждом отдельно взятом районе и от почвы. К тому же содержать асфальтовую дорогу, щебеночную и гравийную – большая разница».
Кстати, Петр Полянцев, глава Унинского района, вообще, умудряется укладываться в те средства, которые есть, используя местные материалы для ремонта дорог. Речь идет о песчано-гравийной смеси, которая не всегда соответствует требованиям ГОСТа и совершенно не предусмотрена СНиПом (строительными нормами и правилами). Но если непроезжая дорога стала с минимальными затратами проезжей, кому от этого хуже?
Коллеги по цеху шутливо называют Петра Михайловича «старым аксакалом», который благодаря своему авторитету умеет проводить в жизнь самые неординарные решения текущих проблем.
Довести до ума
В действительности, чтобы довести до ума схему сбора, распределения и использования дорожных средств, осталось немного: принять поправки в областной закон о государственно-частном партнерстве, которые позволят прийти на рынок дорожных работ более мелким дорожным компаниям и составить конкуренцию «Вятавтодору». В частности, предлагается дробить лоты, законодательно закрепив их максимальную ценовую границу. Речь идет о 50-100 миллионах рублей, что многих не устраивает.
Кстати, результатами работы государственного предприятия «Вятавтодор», который выступает в схеме ГЧП «частным партнером», недовольны даже специалисты Кировской контрольно-счетной палаты. На прошлой неделе, они опубликовали доклад, в котором указывалось, что предприятие «Вятавтодор» в 2011 году провело работы и своевременно ввело в эксплуатацию только 8 из 25 дорожных объектов, а бюджетная эффективность размещения государственного заказа в 2011 году составила всего 0,98% (экономия 10,17 млн рублей). Все проведенные Дорожным комитетом Кировской области в 2011 году конкурсы признаны несостоявшимися, так как всегда подавалась только одна заявка. По мнению ревизоров, существующая схема реализации проектов ГЧП ограничивает конкуренцию в дорожной отрасли и снижает эффективность использования бюджетных средств за счет ряда факторов. Это, к примеру, включение в один лот различных, в том числе «мелких» объектов (устройство тротуаров, восстановление автобусных остановок), рассредоточенных по всей территории области. Именно из-за отсутствия конкуренции соглашения с победителем конкурсов, «Вятавтодором» заключены по начальной (максимальной) цене – без экономии бюджетных средств.
Учитывая, что обсуждение поправок в закон о ГЧП на уровне департаментов и Вятской торгово-промышленной палаты (особенно – по вопросу верхней ценовой планки лота) серьезно затянулась, а необходимость конкурсов на проведение дорожных работ в 2013 году уже есть, некоторые депутаты решили вынести данный вопрос на ближайшее пленарное заседание Заксобрания. По словам депутата Дмитрия Русских, речь будет идти о 50-миллионной верхней планке, хотя и маловероятно, что это предложение пройдет. Но – чем черт не шутит? Надо же уже с чего-то начинать.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru