Никакой химии!
Сегодня фосфоритную муку в России выпускают только три предприятия. Одно из них – «Верхнекамские удобрения» – расположено в пос. Рудничном Кировской области. По объемам производства оно занимает половину рынка, и по экспортным поставкам за три года работы дошло до рынков западной Европы.
Качество производимых на вятской земле удобрений оценили на высоком уровне: «Верхнекамские удобрения» стали победителем конкурса, проводимого Минсельхозом РФ в рамках Всероссийского дня поля. Насколько этот бизнес рентабелен, почему без диверсификации отрасли не выжить и к какому новому старту готовится верхнекамское предприятие, рассказал директор московской компании-инвестора ООО «ХимИнвест» Григорий Торский.
– Григорий, производство в Рудничном открылось 3 года назад. Почему зашли именно на территорию Кировской области?
– Потому что была база. Здесь с 1915-го по 2007-й годы работал Верхнекамский фосфоритный рудник. После него остались запасы (сейчас на складе около 250 тысяч тонн) фосфоритного концентрата. В 2008 году решили: зачем добру пропадать? Начали заниматься регистрацией продукта для вывода его на рынок: надо было включить его в Единый каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для применения на территории в РФ, получить массу бумаг… В общем, развлечений не менее чем на два года и денег немало. Сделали проект, закупили и смонтировали оборудование. В апреле 2014 года торжественно открылись.
– География поставок тогда и сейчас?
– Первый год продали 6 тысяч тонн. Честно говорю: выжили за счет Украины. На рынке Кировской области тогда реализовали 2 тыс. т, Украина забрала 4. На второй год продали уже 12 тыс. т, в основном на рынок региона. В 2016-м реализовали 14 тыс. т. В этом году пока отгрузили 6 тыс. т, но надеемся на осенний сезон, в том числе на увеличение экспортных поставок. Закупки идут с февраля до середины мая – до весеннего сева, вторая волна начинается с середины июля – под осенние полевые работы. У каждого агронома свой взгляд на то, когда вносить удобрения.
Сейчас самый большой объем реализуется на внутрирегиональном рынке, второе место по объему поставок занимает Украина. Также среди наших постоянных партнеров Пермский край, Ярославская, Орловская, Нижегородская, Томская, Омская области, Чувашия, Приморский край, Московская область. В этом году лучше стала брать Свердловская область. Красноярский край взял несколько партий.
– С иногородними крупными холдингами работаете?
– Работаем, но там свои сложности. В Центральном федеральном округе сталкиваемся с сильной конкуренцией. К примеру, ездил в феврале, разговаривал с руководством агрохолдинга «Черкизово». Они были готовы начать фосфоритование нашими удобрениями в Липецкой области, но тендер мы проиграли. Контракт получило Брянское ООО АИП «Фосфаты», которое территориально от Липецка расположено в 450 км, а мы – в 1600 км. По всем показателям у нас мука лучше, а по логистике здесь мы проигрываем. Сейчас «Черкизово» зашло в Кировскую область, так что переговоры продолжатся.
С нашими агрохолдингами в этом плане сотрудничество складывается удачнее. У нас агрономы понимают, что по содержанию полезных веществ, в частности фосфора, наша продукция значительно опережает конкурентов. Кроме того, мы можем предложить доставку автотранспортом непосредственно до места. В частности, работаем с Кировским молочным комбинатом, который через свой Торговый дом централизованно делает закупки для всех своих хозяйств. «Вяткаплем» также централизованно закупает. С «Дороничами» работаем. С очень многими хозяйствами.
– За пределы России выходите?
– Поставляем на Украину, Белоруссию. В настоящее время выходим на рынки Польши, Болгарии, Эстонии, Литвы. Правда, объемы пока небольшие. Потребители этих стран как раз сейчас получают специальную регистрацию, подтверждающую экологическую чистоту наших удобрений. Европа озабочена экологическим земледелием, поэтому им наш продукт интересен. Чтобы начать его применять, нужна регистрация. Думаю, месяца через 2–3 бюрократические проблемы утрясутся, и наши поставки в эти страны резко увеличатся.
– За счет чего достигается экологическая чистота фосфоритной муки?
– Это природное, не подвергаемое никаким химическим воздействиям удобрение. Кусковой фосфорит. Видите (показывает), в нем даже присутствуют окаменелости ракушек, разных пород деревьев. Когда 300 млн лет назад здесь плескался Мировой океан, все это было живым. Мы этот натуральный продукт берем, сушим и мелем. Никакой химии. Как взяли из земли, так в землю и вернули, только с несколько другими физическими свойствами.
– Каковы плюсы вашей продукции как удобрения и что в итоге получает аграрий?
– Наша продукция отличается повышенным содержанием фосфора и кальция (на 20–30%) по сравнению с продукцией конкурентов. К тому же большой процент фосфора находится в усвояемой форме. В пылевидной форме удобрение вносится в почву, и под воздействием почвенного раствора – микроэлементов, микроорганизмов, корневых выделений растений и прочего – начинает разлагаться. Происходит органическая химическая реакция. Причем этот продукт пролонгированного действия: достаточно раз в пять лет внести фосфоритную муку, чтобы повысить три из шести (наличие гумуса, кислотности, подвижного фосфора, калия, магния и микроэлементов) показателей плодородия. Во-первых, поднимается содержание подвижного фосфора. Во-вторых, за счет кальция (это трикальций фосфат) снижается кислотность. В-третьих, так как это природный материал, в нем содержатся практически все необходимые растениям микроэлементы.
– Назовите три основных плюса для урожая.
– Три? Хорошо. Повышается урожайность культур и ускоряется созревание растений. Увеличивается устойчивость растений к различным заболеваниям, полеганию, засухе. Улучшаются пищевые достоинства и качество сельскохозяйственной продукции.
– На какой объем рассчитаны производственные мощности?
– Проектная мощность цеха по производству фосфоритной муки составляет до 45 тысяч тонн в год. При наличии платежеспособного спроса мы готовы сделать такие объемы. Сейчас работаем в две смены, при необходимости можем выйти на три. В «мертвый сезон» работаем на склад. Складские помещения цеха позволяют складировать одновременно до пяти тысяч тонн готовой продукции. Сама мука фасуется в МКР (Биг-Бег) массой одна тысяча килограммов, снабженный полиэтиленовым вкладышем. Это позволяет хранить удобрение неограниченное время.
– Запасов исходного сырья насколько хватит?
– Надолго. Мы сейчас собираем документы для проектирования цеха гранулированных удобрений. Параллельно оформляем лицензию на дополнительную геологоразведку по хвостохранилищу рудника, где во время его работы копились мелкие отходы. Запасы определим и подадим лицензию на добычу.
– Это новые виды удобрений для вас или модификация прежних?
– Новые. Во-первых, они будут гранулированными, которые более востребованы. Во-вторых, более сложные. Новые удобрения будут с разными добавками: сульфатом аммония, хлористым калием и т.д. Планируем зарегистрировать марки для разных культур (под овощи, сахарную свеклу и картофель, пшеницу и т.д.), которые отличаются по соотношению тех или иных элементов. В настоящее время на производстве по такой схеме параллельно выпускаются тукосмеси на основе фосфоритной муки. Они идут под разными марками для разных культур.
С монопродуктом на рынке тяжело: чтобы быть более устойчивым, нужно диверсифицировать производство. В Брянке, к примеру, дополнительно занялись выпуском гранул для кошачьих туалетов. Работает! У нас же любители кошек последние деньги на них готовы потратить.
– Насколько у нас в стране активно фосфоритование?
– В советское время вносили более 3 млн тонн по стране. После 1995-го если и вносим тысяч 30 тонн, и то хорошо. Взять для примера Кировскую область. Когда в 1965 году началась химизация сельского хозяйства, удалось поднять содержание подвижного фосфора с 55 мг на кг до 115. Сейчас содержание подвижного фосфора с каждым годом снижается. Значение данного показателя резко пошло вниз. Причем так по всей России. Проблема в том, что нет госпрограммы по этому направлению. С 2006-го по 2012-й (включая 2013-й) отдельная программа еще действовала. Закончилась – все: больше плодородием у нас в стране никто не занимается.
Также в 2013 году, после вступления России в ВТО, отменили все дотации на минеральные удобрения.
– А сколько надо фосфора по нормативам?
– Это отдельная тема для размышления. Дело в том, что многие пользуются критериями обеспеченности подвижным фосфором, которые разрабатывались великими агрохимиками Кирсановым, Чириковой, Мачигиным. Но это конец 19 – начало 20 века, когда урожайность 13 центнеров с гектара считалась хорошей и средняя обеспеченность фосфором от 50 до 100 мг на кг для той урожайности была предостаточной. Если мы сейчас говорим об урожайности в 50–70 центнеров с гектара, то речь должна идти о цифрах в 250–350 мг на кг.
– Ну вроде у нас удобрения вносятся повсеместно...
– 75% из всех применяемых удобрений – азотка. Она обеспечивает быстрый рост, но не формирует полноценный урожай. На калий или фосфор уже денег не хватает. Один из законов плодородия: ни один из факторов не может быть заменен другим. У вас может быть замечательно все, однако если «выключить» солнце или убрать кислород – ничего не вырастет. Или фосфор убрать, а все остальное оставить в избытке – тоже не вырастет. Еще есть закон минимума Либиха. Его суть: количество урожая ограничивается элементом, находящимся в минимуме. Если фосфора минимум, урожай получится такой, который сможет обеспечить этот фосфор. Сильно поднимете фосфор – минимальным окажется, например, калий, и уже он будет ограничивать урожайность. Максимальный урожай можно получить только тогда, когда все эти показатели будут в оптимальном соотношении. Только этот оптимум никто не соблюдает.
– Как оцениваете перспективы рынка, который занимаете?
– Однозначно продолжит расти, потому что последнее, от чего откажется человек, это от еды. Ежегодно объемы потребления фосфорных удобрений на мировом рынке увеличиваются на 3%. Он бы рос и больше, если бы субсидирование отрасли возобновилось.
Помню, на совещании в феврале Министр сельского хозяйства РФ Александр Николаевич Ткачев отчитался: в почву вносятся удобрения на 30% площадей. В 2016 году мы получили рекордный показатель – 119 млн тонн зерна. Вот только из него 48% – 5 класса – фуражное, которое не котируется. Еще 24% – пшеница 4 класса, также фуражная. А пшеница 3-го класса, которая реально имеет рыночную стоимость, хорошо продается за границу, употребляется в пищу – это оставшиеся 26%. Вот и сравните: 30% площадей, на которых вносятся минеральные удобрения, и 26% качественного и конкурентоспособного зерна. Коэффициент корреляции – единица. Получили гигантский урожай… чего? Оно стоит того, чтобы так пахать? К слову, в США собрали 600 млн тонн зерна, в Китае – 580 млн тонн, а мы – 119 миллионов тонн.
Мое мнение: обеспечить продовольственную безопасность страны, не решая проблему плодородия почв, невозможно. И сделать это можно только на уровне государственного регулирования. В Белоруссии до начала химизации кислотность почв (рН) составляла 4,4, это очень сильно кислые почвы, кроме клюквы на таких ничего не растет. У них ежегодно вносят в почву 2 млн тонн извести, это очень много. Сейчас средняя кислотность (рН) по республике составляет 5,9, что считается оптимальным показателем. У них и урожайность по 60–70 центнеров с гектара, и они себя кормят. Это я называю государственным подходом.
Нашей стране также необходим государственный подход к повышению плодородия почв. Необходимы государственные дотации, прежде всего из федерального бюджета. В частности, на известкование и фосфоритование.
– Но в стране все-таки понимают необходимость развития плодородия. Награду же вам не зря дали?
– Мне наше министерство сельского хозяйства и продовольствия помогло организовать встречу с министром Республики Татарстан. Приехал, презентовал продукт. Марат Готович (Ахметов – прим. «БН») послушал и предложил через месяц презентовать удобрения на Всероссийском дне поля. Оперативно все организовали, выставились. Там со всей страны делегации представлены, в том числе и очень много производителей удобрений. По итогам нас оценили и наградили. Думаю, исходя из понимания, что фосфоритная мука для обеспечения продовольственной безопасности является все-таки стратегическим элементом. Не обеспечив соответствующее плодородие почв, добиться необходимой урожайности невозможно. Думаю, поэтому и выбрали нас. Может, процесс и пойдет.
ООО «Верхнекамские удобрения»
Тел./факс: 8-916-620-1228;
8-833-393-6980
www.fosmuka-vk.com