Ночной дозор
Киров пресытился «дорожными трагедиями». Смогут ли полицейские и общественники очистить дороги от убийц?
ДТП, уносящие жизни, «вспыхивают» одно за другим. Полиция «бросает» все резервы на дороги, но люди уже не верят власти: одни готовы вершить самосуд над виновниками аварий, другие самостоятельно выходят патрулировать улицы. Корреспондент газеты «Бизнес Новости» прокатилась по ночному городу с «дорожным патрулем» чтобы понять, на что способен общественный контроль.
Смертельная игра
Город спит... Просыпается «Мафия». Или «Неон», или «Планета». Не важно. Да и город совсем не спит: очаги пьяной ночной жизни разгораются у дверей клубов, за занавесками окон домов. Потом от этих очагов по всему городу разлетаются в пьяном угаре водители и забирают с собой жизни «мирных жителей». И это не игра. Да, кого-то недовоспитали, кто-то недоремонтировал дороги и не сделал парковки, кто-то отреформировал милицию так, что она исчезла с улиц. Кто довел город до истерики — уже не так важно. Важно, что обе действующие стороны — власть и общество - вдруг ясно осознали: нужно что-то делать.
И делают. Главный полицейский - начальник УМВД по Кировской области Сергей Солодовников (в народе — Генерал) - твердой рукой «выгнал на улицы» кабинетных сотрудников (с начала октября число нарядов ДПС в Кирове в вечернее время увеличилось на девять), обеспечил патрули достижениями науки и техники (в дежурных частях и автомобилях ДПС установили видеорегистраторы), активизировал оснащение города камерами видеонаблюдения. Общественность же, в свою очередь, сама напросилась в помощники полиции и организовалась в «ночной патруль». Вечером 5 октября на улицы города выехали пять машин. В каждой — водитель и штурман с ноутбуком.
Достали уже
Присоединяюсь к «ночному дозору» в три часа утра. Меня «подбирает» одна из машин. За рулем — предприниматель Сергей Косолапов, совладелец клубов «Новый мир» и «Малина». Сергей - известный любитель придумать что-нибудь этакое, вроде проектов «Модернизация 43» или «Белозабра». Идея «ночного патруля» - тоже его. В роли штурмана — не менее известный блогер Стас Шаклеин с планшетником в руках. Рядом со мной на заднем сиденье улыбается Антон Долгих.
- Мы уже сдали полиции несколько пьяных водителей, - вводит меня в курс дела Сергей. - Один был мертвецки пьян, даже из машины толком выйти не мог. Вот как раз такие ребята и сбивают людей на пешеходных переходах. А вообще, нигде нет наглее водителей, чем в Кировской области. Подмигивать-болагодарить научились, но ездят как попало. И ведь гаишники ловят, но никого не штрафуют. А надо, видимо, как -то по другому действовать.
- Суровость наказания и его неотвратимость — вот главные вещи, - выдает простой рецепт Антон Долгих. - Причем неотвратимость гораздо важнее.
Подъезжаем к «Мафии». Косолапов инструктирует:
- Сейчас мы ждем и наблюдаем. Если выйдет кто-то пьяный и поедет, будем его преследовать. Догоним, разглядим номера (все происходящее фиксирует видеорегистратор) и сообщим полицейским кто и куда направляется.
Как отличить пьяного человека с расстояния 15-20 метров, я понимаю плохо. Сергей объясняет, что «по поведению видно». Конечно, процесс пошел бы эффективнее, если бы охрана клубов «сдавала» выпивших. Но охране это не выгодно: пьяницы — неиссякаемый источник дохода.
- И ГИБДД реагирует на ваши сообщения? - Продолжаю задавать вопросы затылку Косолапова. Сергей пристально вглядывается в происходящие на улице события.
- Да, они уже отвезли много пьяных. Патрульная машина три или четыре раза возвращалась.
- Понимаешь, Маш, звонок в дежурную часть — устное сообщение об административном правонарушении, и они на него обязаны реагировать, - поясняет Долгих. - Но экипажей мало. Это настоящий бич. К тому же на оформление каждого правонарушения уходит час. И все это время инспекторов нет на дорогах. Один знакомый гаишник шутил: если тебе надо куда-нибудь ехать, ты позвони в дежурную часть и скажи, что там-то и там-то пьяные по детским площадкам ездят. И все уедут ловить пьяных на детских площадках, а ты езжай куда тебе надо.
Мимо со свистом проносится машина. «Стартуем!» - командует Сергей и пускается в погоню. Правда превышать скорость добровольному патрулю не пристало, а потому гонщик благополучно исчезает в неизвестном направлении. «Да, упустили...», - сокрушается Косолапов. Вижу азарт в его глазах. Он явно играет, охотится, и весь этот процесс ему в кайф. Делаем круг, «любуемся» на гуляющих у «Родины» детей с пивом в руках, пропускаем двух невменяемо пьяных школьниц, которые переходят дорогу на красный свет, возвращаемся на исходную позицию. У церкви толпится молодежь. Намечается драка. Сергей звонит в полицию, «сдает» драчунов.
- И вы намерены сделать это мероприятие постоянным? - спрашиваю, и сама чувствую, как в моем вопросе сквозит скептицизм.
- Да, но надо, чтобы участвовали разные люди. Это тяжело, - отвечает Сергей и, подумав, прибавляет то ли шутя, то ли всерьез: - Меня, например, жена часто не будет отпускать, она же подумает, что я езжу к другой женщине.
- И что вами всеми движет, когда вы ночью покидаете жен и выходите патрулировать дороги?
- Знаешь, все говорят одну фразу: «Достали уже», - Эти люди за рулем, которые убивают других людей - моральные уроды. Они понимают, что делают, но сознательно плюют на все правила.
- И ваши патрули что-то изменят? - пытаюсь в зеркале поймать взгляд Сергея.
- Мне в последнее время нравится протестантская этика, - Косолапов, кажется, давно придумал ответ на этот вопрос. - Заработал? Десятую часть заработка отдай людям, сделай что-то полезное. Скоро мы запустим сайт «антистукач», куда люди смогут скидывать свое видео с зафиксированными нарушениями. Идеология сайта — распространение информации во имя справедливости. Сила его будет в том, что больше записи с видеокамер не пропадут загадочным образом. А то ведь они пропадают почему-то. И потом отцы, абсолютно разуверившись в торжестве закона, приезжают на место аварии и вершат самосуд над виновниками ДТП. Нет никакого доверия к власти. Это самое страшное. И мы сейчас пытаемся это доверие вернуть вот таким взаимодействием с полицией. Они, кстати, молодцы, хорошо работают.
Пятый час. В городе тихо. Сергей зевает. Экипаж молчит. Я вдруг представляю, как в это время 22 сентября люди также ехали по тихой утренней Карла Маркса. Ехали в последний раз.
По ту сторону мигалок
Из машины настоящего полицейского патруля «добровольческая помощь» уже не выглядит такой романтичной. Никакой игры. Холод, приказы, работа.
Дмитрий и Андрей — молодые подающие надежды инспекторы ППС - наши экскурсоводы по ночному преступному Кирову. Всего на один вечер. 10 октября в свой законный выходной они выходят на вечернее дежурство — с 18.00 до 24.00. На мой вопрос «вам за это платят?» оба только улыбаются. Отвечают примерно следующее: «Мы давали присягу. И должны же мы как-то сделать город безопаснее. Инспекторов не хватает. К тому же, мы сейчас неплохо зарабатываем и заплата предусматривает тяжелые условия работы и почти полное отсутствие выходных. В любой момент могут вызвать».
18. 45. Садимся в машину. По рации передают разнарядку: проверять как можно больше и чуть ли не всех подряд. К 19.00 я насчитываю 7 или уже даже 8 сообщений о ДТП на улицах города. Через пару часов я привыкну к непрекращающимся историям «из рации» о кражах, разбоях, разбитых где-то стеклах, витринах, мужчинах в темных куртках, которых непременно нужно найти и несчастных, скончавшихся от удушья. Все это, видимо, происходит каждую ночь, пока город спит, а «мафия» убивает «мирных жителей».
Дмитрий и Андрей останавливают несколько машин у «Нового простора», проверяют их и отпускают с миром.
В 19.15 срываемся с места и едем «ловить» зеленую «Ниву». «Рация» сообщает, что водитель «двадцатый» (так, по номеру статьи в ПДД, на профессиональном сленге обозначаются пьяные водители), едет в Дороничи. Мужчину, видимо, «сдали» свои.
- Бывает, звонят жены, враги, просто неравнодушные граждане, - поясняет Дмитрий. - Мы реагируем на все сообщения. Проверяем. В семи случаях из десяти информация подтверждается.
Нагоняем «Ниву» в Дороничах. Около получаса ждем, затаившись, пока «двадцатый» починит колесо и тронется с места: нам нужно зафиксировать момент управления транспортным средством в пьяном виде. Трогается. Догоняем, останавливаем. Дмитрий проверяет документы, приводит водителя и усаживает в патрульную машину. Машина тут же наполняется сильным запахом — то ли алкоголя, то ли плохих духов.
- Николай Михайлович, алкоголь употребляли? - спрашивает Андрей, предварительно записав все личные данные «двадцатого». Этот процесс, кстати, занимает немало времени.
- Нет, - отвечает тот так спокойно, что я сразу ему верю.
- А я вот думаю, что употребляли, - настаивает Андрей и получает от водителя согласие пройти тест.
Еще почти час ждем, пока привезут алкотестер. «Наш сломался, - объясняет Андрей. - российская техника». Скоро узнаем, что и машина тоже сломалась. Масло течет. Николай Михайлович сидит молча и это, если верить нашим «экскурсоводам», редкий случай: обычно пьяные водители буянят.
Ближе к 21.00 подвозят алкотестер и он выносит вердикт: 0,57 промилле. Только сейчас Николай Михайлович начинает немного разговаривать, выходит на улицу и долго стоит у машины. «Прощается», - думается мне. Машину вскоре заберет эвакуатор. Андрей пишет один за другим протоколы и я воочию вижу, что значит «забюрократизированность».
На Энгельса, 84 мы возвращаемся только около 22.00. Фраза «к каждому водителю инспектора не приставишь» обретает реальные очертания. Даже если исключить время ожидания алкотестера, оформление одного правонарушения все равно отнимает непомерно много времени. И выявленные за эти сутки 18 пьяных водителей, надо полагать, стоили полиции огромных усилий. А если общественники, патрулирующие город, желая помочь, направляют инспекторов «по ложному следу»? Реально ли наладить эффективное взаимодействие? И что вообще можно предпринять, чтобы очистить дороги от убийц?
Пробуждение
Услышать ответ на «чернышевский вопрос» «что делать?» планирую на заседании комиссии Общественной палаты по контролю за органами власти. Общественники предлагают такие меры по нормализации ситуации на дорогах:
1. Довести до «норматива» число сотрудников ГИБДД. «В Кирове сегодня работают 150 инспекторов, при том что норма для полумиллионого города — более 500 сотрудников”, — говорит экс-командир полка ДПС ГИБДД Василий Татаринов. Было бы неплохо также перестать привлекать инспекторов на различные сомнительные работы типа препровождения подсудимых в зал суда... «Да, да, и такое бывает», - убеждает Татаринов коллег по палате. Коллеги удивляются.
2. Максимально упростить административные процедуры при оформлении ДТП. Они, правда, прописаны федеральными законами и изменить их силами Общественной палаты сложновато. Но можно обратиться к депутатам Заксобрания, которые обратятся к депутатам Госдумы, которые разработают законопроекты. Потом будут обсуждать и думать, думать и обсуждать...
3 Привлечь к контролю за ситуацией на дорогах общественность. Впрочем, она сама уже привлеклась. Ее только надо организовать.
4. Эвакуировать все неправильно припаркованные авто, чтобы разгрузить дороги и расширить улицы. Либо использовать блокировку колес - эта мера и эффективная, и материально-доступная. А еще построить парковки. Желательно платные. «В Европе это работает, настаивает Сергей Косолапов, - и бюджету выгодно, и проблема решается».
В итоге общественники решают: написать все предложения на сайт Общественной палаты и призвать граждан пополнить список. После этого пригласить на заседание рабочей группы представителей УМВД и обсудить этот «полный список».
Возможно ли реализовать хотя бы часть этих мер? Надолго ли хватит «запала» «системных» и «несистемных» общественников? Бесчисленное множество сомнений и всяческих «но». Но я тысячу раз видела, как безнадежно запущенные проблемы начинали решаться, когда за них брались конкретные люди. И пусть сейчас такими людьми будут кто-нибудь из Сергеев — Солодовников или Косолапов, или инспекторы ППС Дмитрий и Андрей, или просто люди из соцсети «Вконтакте», которые решили, что «с них довольно» и сами начали патрулировать улицы. Жаль только, что потребовались человеческие жертвы, чтобы люди «проснулись».
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com