Ностальгия по дорогам
500 км новых дорог в год — когда-то такие объемы строительства были под силу Кировской области. Причем тогда, в конце 80-х, не было ни людских ресурсов, ни техники, ни материалов. Сегодня все есть, однако дорожные стройки в регионе ведутся скромно. Можно ли вернуть былые темпы дорожного строительства и как эффективно расходовать средства, чтобы не приходилось латать сделанные в прошлом году дороги, — рекомендации дорожникам пытались разработать участники круглого стола «Проблемы и перспективы дорожного строительства на территории Кировской области».
Участники круглого стола:
Виктор Женихов, председатель комитета по энергетике, ЖКХ, строительству, транспорту и связи областного Заксобрания.
Юрий Шевелев, начальник отдела дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области.
Алексей Ивонин, председатель Заксобрания Кирвоской области
Иван Романюк, эксперт Общественной палаты Кировской области I созыва, экс-руководитель ГЖИ Кировской области
Александр Демин, экс-глава Омутнинского района Кировской области
20% дорог — в норме
- Позвольте представить вашему вниманию основные цифры по состоянию дорог в Кировской области. Сегодня протяженность дорог в регионе - 14 534 км. В текущем году завершено строительство дороги Альмеж-Скрябино. Всего за годы с 2010 по 2013 финансирование региональной дорожной сети составило 6 млрд 800 млн, из низ 1 млрд ушел на строительство дорог, 3 млрд — на капитальный ремонт и примерно столько же на содержание дорог. Потребности, конечно, несколько выше. По нормативам чтобы выполнять все работы на дорогах регионального значения необходимо 8 млрд 887 млн рублей. По ремонту — то же самое: необходимо 1,5 млрд, выделено было 716 млн. Уровень соответствия дорог нормативам немного увеличивается, в этом году он составил 21% дорог, по дорогам местного значения показатель соответствия нормативам еще ниже — 15%.
- Юрий Алексеевич, а что с путепроводом по улице Попова в микрорайоне Чистые пруды? Там заявлялась дагестанская фирма, потом отказалась от строительства...
Юрий Шевелев:
- Источник финансирования не был найден ни тогда, ни сейчас. Объект находится на рассмотрении правительственной комиссии, но решение пока не принято. Что касается в целом перспектив по строительству, то есть соглашение о строительстве дороги Уржум-Буйское - граница республики Марий Эл, разрабатывается проектная документация. Выход на Удмуртию через Фаленки — в планах. В планах также продолжение строительства северной дороги. И последний, самый амбициозный проект — строительство западного обхода города Кирова. Документация по этому проекту разработана, Минэкономразвития включило этот объект на рассмотрение правительственной комиссии по бюджету на 2015 год. Кроме того, область строит дороги к сельским населенным пунктам по федеральной целевой программе. До 2020 года мы планируем построить порядка 90 км.
Грандиозная стройка
Виктор Женихов:
- Были времена, когда мы за один только год строили почти 400 километров. Это был 1991 год. С 1988 года в стране действовала программа «Дороги Нечерноземья», в выполнении которой большое участие приняли военные строители. До этого времени дорог в области было очень мало, даже в районные центры было невозможно проехать. Многие помнят, как ездили в Советск через Котельнич, а из Котельнича в Даровское даже вездеходы не могли проходить. И на тракторах ездили, и пешком ходили по 60 км...
- Этому было обоснование: область закрытая, и дорог не должно быть, чтобы враги не доехали. Поэтому не было дорог ни на Москву, ни на Глазов, ни на Йошкар-Олу, ни тем более, на Север.
Виктор Женихов:
- Но дороги в то время были построены даже до многих сельских поселений. И до сих пор еще не все загубили...
Юрий Шевелев:
- В 1988 году было принято решение в 29 субъектах на территории нечерноземной зоны построить и реконструировать 170-200 тыс. км дорог. В Кировской области за эти годы предстояло построить 12 тысяч километров. По программе должно было быть соединено 16 райцентров. Стояла задача строительства мостов, асфальто-бетонных заводов, железнодорожных тупиков, баз, гаражей, жилья, объектов соцкультбыта, так как ничего этого не было. Не было материалов, ГСМ, техники... В 88 -90-м годах финансирование строительства дорог в регионе составило 120 млн рублей, если перевести на сегодняшние цены, то на дороги было потрачено порядка 15 миллиардов. Всего за 8 лет по программе 88 года было построено 2408 км дорог, за следующие годы - с 1996 по 2012 — 331 км дорог.
Алексей Ивонин:
- В конце 80-х область действительно сделала прорыв. Сейчас нам нужно идти дальше, а для этого надо понять опыт работы предшествующих поколений дорожных строителей, понять, как эффективно освоить 4 млрд, которые у нас есть, в дорожном строительстве, чтобы мы не перелатывали дороги, построенные в прошлом году. Сейчас, например, отличная дорога построена по направлению в Слободской, но везде стоят лужи, и на будущий год дороги там не будет. То есть построить дорогу — построили, а до ума не довели — недофинансирование...
Виктор Женихов:
- Алексей Максимович, по-моему, нет у нас 4 миллиардов на дороги.
Юрий Шевелев:
- Из-за снижения доходов от акцизов внесены поправки на 2014 год: объем дорожного фонда сократился на 227 млн рублей.
Нам бы воли
- Знаете, нужна иногда политическая воля, а не только экономика и финансирование. 10,8 млн рублей всего стоила дорога Белая Холуница-Омутнинск, которую мы строили. И не было 26 лет назад огромных денег. Но была политическая воля. Кстати, Юрий Алексеевич, если к тем результатам, которые вы назвали, прибавить дороги, которые строились по линии агропрома, то в Кировской области в 89-91 году строили 500 км дорог в год. А дожили мы до того, что в 97-м году стали строить 6 или 7 км. Политической воли не стало. Программа “Дороги Нечерноземья” - это была грандиозная программа, в которой были поставлены задачи 20 министерствам и ведомствам Советского Союза. Техника шла из Чехословакии, из Польши шли погрузчики, даже из Африки что-то приходило. Была привлечена рабочая сила из среднеазиатских республик, потому что ее здесь не было. А сколько было карьеров открыто, расконсервировано скважин. То есть, создали материальную базу. Только в 63-м дорожно-строительном корпусе было 43 промышленных предприятия. Строительство дорог - это была всесоюзная задача. А теперь мы вообще забываем, что это было в нашей истории. Не так давно президент России поставил задачу - разработать учебник по истории России. Буквально недавно обсуждали предложенный вариант - 80 страниц! Не нашли, что показать за тысячелетнюю историю России. У нас есть уникальный опыт. И нужно брать лучшее из этого опыта. Программа «Дороги Нечерноземья» сама по себе ведь не пришла. И Бакатин не единожды ездил в Москву, чтобы там обратили внимание на эту проблему. Наша задача сейчас - выходить вместе с другими регионами с инициативой о принятии программы по дорожному строительству. И не говорите мне, что денег нет. В России денег - как у дурака мохорки.
Александр Демин:
- Все-таки деньги, которые можно было вкладывать в инфраструктуру и строительство, были. И полномочия были на местах. Но с нас, глав администраций (в 1991 году я работал главой администрации Омутнинского района) капитально спрашивали. Мы начинали рабочий день с дороги и заканчивали ей же. И за тот период я не могу привести ни одного примера воровства ресурсов. Это тоже надо взять на вооружение. На тот момент губернатора у нас не было, был глава администрации области — Василий Васильевич Десятников — хозяйственник с большой буквы. Если бы он, придя после Бакатина, не поднял нас, если бы не такие руководители, как Десятников, мы бы дорогу Белая Холуница — Омутнинск в 95 году не построили. Так что Иван Максимович прав: под лежачий камень вода не бежит.
«Не дороги, а овраги»
Виктор Женихов:
- Давайте признаем, в последнее время федеральные дороги действительно стали лучше. И региональные, может быть, не такие плохие... Но вот где действительно нужна программа — так это по муниципальным дорогам. Даже в городе Кирове в моем округе по дороге в Ганино есть не дороги, а овраги. Стыдно!
Юрий Шевелев:
- Муниципальные образования стали собственниками дорог только в 2007 году, но до сих пор у них нет законодательно-установленного источника финансирования «дорожных» расходов. Только с 2014 года определен источник - 10% от акцизов на нефтепродукты — это 316 млн рублей на 11 тыс км дорог местного значения и порядка 8 тыс 800 км уличной сети. Общий объем финансирования дорожных работ муниципальных образований — 1 млрд 145 млн. Мы можем забрать деньги региональных дорог и передать муниципалам, но их все равно не хватит, при этом мы завалим региональные дороги и муниципальные не спасем. А с 2014 года в связи с принятием таможенным комитетом нового регламента по экологическим классам топлива, прогнозируется сокращение доходов от акцизов. Мы готовили обращение к нашим депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, просили внести законопроект, который предполагал опережающий ввод в действие новых ставок акцизов. Это позволило бы выйти на существующий объем финансирования от акцизов. Но поправка в сентябре не прошла.
Виктор Женихов:
- В заключение предлагаю следующие рекомендации правительству Кировской области: усилить контроль за качеством и полнотой выполнения работ по ремонту и содержанию дорог, обеспечить более широкое использование прогрессивных технологий строительства и ремонта (дорожное покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона, щебень с битумом без модификаторов, щебень с модифицированным битумом, использование нетканого геосинтетического материала, битумной полимерной ленты), с целью удешевления стоимости строительства и ремонта дорог разработать областную целевую программу по поддержке и развитию собственного производства дорожно-строительных материалов и по эффективному использованию местных ресурсов. Кроме того, считаю важным рассмотреть возможность принятия в собственность Кировской области участков автомобильных дорог местного значения общего пользования, являющихся составной частью автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (транзитных дорог).
Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com