Новые старые закупки
Реформа госзаказа продолжается. Почти 8 лет страна работала (а также критиковала и обсуждала) по правилам федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Сегодня же, по мнению законодателя, новая ступень развития госзаказа требует новой детальной регламентации. В результате 5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который призван полностью заменить ныне действующий закон о госзакупках с начала 2014 года. Что же он принесет «простым участникам торгов»?
Закупай по плану
Это только кажется, что «новый закон — новые правила, и все нужно начинать с нуля». На самом деле, с принятием 44-ФЗ тот порядок, по которому мы работали все эти годы, во многом сохранится. Некоторые процедуры перешли в 44-ФЗ почти в неизменном виде (например, открытый аукцион в электронной форме), другие — с рядом изменений, но без потери общего принципа размещения закупок (например, запрос котировок). Поэтому для эффективной работы нужно только понять, что именно и насколько изменилось, и начинать подготовку к работе по новым правилам.
В первую очередь, нельзя не отметить, что размещение заказа по 44-ФЗ отныне будет называться «способ определения поставщика», а совокупность всех способов определения поставщика - «закупки» (слово «торги» больше использоваться не будет).
Самый главный вопрос у заказчиков на сегодня: как планировать закупки на 2014 год?
Планирование закупок по правилам нового 44-ФЗ практически полностью отличается от действующей системы и состоит из двух этапов: составление планов закупок (на срок действия закона о соответствующем бюджете) и составление планов-графиков (на основании планов закупок).
Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. По мнению специалистов, это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров категории «люкс». Предусмотрено и обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд рублей.
Не будем сильно вдаваться в подробности этих процедур, так как планирование по новым правилам будет введено только с 2016 года (с отдельными оговорками, ч. 12 ст. 112 44-ФЗ), поэтому что как минимум планирование на 2014 год нужно будет осуществлять как и на текущий 2013 год — по действующим правилам приказа Минэкономразвития и Федерального казначейства.
Определение поставщика
Во многом изменился перечень способов проведения закупок. В соответствии с 44-ФЗ можно будет размещать закупки не только конкурентным способом определения поставщика (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений), но и закупать необходимые товары и услуги у единственного поставщика, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).
Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта.
Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера. Также возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). При этом при осуществлении закупок предоставляются преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Госзаказчикам предписано отдавать приоритет инновационной продукции. Кроме того, ограничиваются закупки иностранных товаров и услуг.
Еще одно серьезное новшество - электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход.
Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое. Кроме того, вводится общественный контроль за закупками. Правда, предпринимателям пока непонятно, как это будет выглядеть по факту.
«Что такое "общественный контроль"? - недоумевает Багир Шарифов, коммерческий директор компании «Интеройл». - Это племянник чиновника? Или волонтер-дармоед? А что есть "компетентности"? Это доктор наук или профессор? Что такое "существенными или неустранимыми, явно невозможными недостатками"? По моему мнению, это не просто пока «сырой» закон, а полусладкий для тех, кто его разливает. По большому счету, в итоге преобразований для участника обеспечение заявки и контракта повысилось, а прозрачность понизилась. Введены неопределенные нормы, многие регламенты просто отсутствуют. На данном этапе изучения проекта закона 44-ФЗ, ответ на вопрос: "станет ли от этого ваша предпринимательская жизнь проще или сложнее?" таков: «станет проще предпринимательская жизнь чиновника».
Впрочем, не все на новый закон смотрят так пессимистично. По мнению главного федерального казначея области Олега Гвызина, закон дает новый толчок в развитии системы закупок, несмотря на все сложности: "На наш взгляд, по работе в рамках 44-го ФЗ тоже будут определенные трудности. Но я думаю, что очень жесткая административная ответственность, предусмотренная за те или иные правонарушения, безусловно, послужит защитой от недобросовестных поставщиков товаров и услуг, а также от возможности различного рода сговора и откатов", - считает он.
Контрактная служба
Еще один из самых важных моментов в работе заказчиков, с которого нужно будет начать 2014 год, — это создание, во-первых, контрактной службы, во-вторых, комиссии по осуществлению закупок.
Контрактную службу заказчики обязаны создавать, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн рублей. При этом создание самостоятельного структурного подразделения не обязательно. Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн рублей, то заказчик вправе создать либо контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего.
Самое строгое требование - работники контрактных служб должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Однако для контрактных служащих сделано одно исключение: в соответствии с ч. 23 ст. 112 44-ФЗ до 2016 года они могут подтверждать наличие соответствующего образования документами о переподготовке, повышении квалификации и т.п., полученными по 94-ФЗ. Соответственно, контрактным служащим при наличии соответствующего образования нужно будет до 2016 года переучиться по новой программе. Что касается членов комиссии, то минимум 50 % из них должны быть обученными по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех заказчик обязан еще в 2013 году.
В заключение хотелось бы добавить рекомендации экспертов: чтобы к 1 января 2014 года быть во всеоружии, они рекомендуют уже сейчас сесть за изучение нового закона и разработать шаблоны документов для проведения новых процедур (форму документации, протоколов, договоров и т.п.). Иначе эффективно провести закупки по контрактной системе в начале 2014 года будет очень сложно. Если, вообще, возможно.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru