О лесосеке, аренде и скворечниках
Уже больше года областное правительство наводит «элементарный порядок» в лесопромышленной сфере.
Официальные итоги этого процесса регулярно озвучиваются на различных пресс-конференциях. А неофициальные — на совещаниях, например, непосредственно с лесозаготовителями. Одно из них состоялось на прошлой неделе.
Порядок новый, проблемы старые
Так, месяц назад заместитель председателя правительства Кировской области Максим Кочетков рассказал, что от использования лесов в прошлом году бюджет получил 640 млн рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2016 году. А в процессе работы по погашению задолженности по аренде лесов взыскано свыше 140 млн рублей. Всего же по результатам прошлого года было реализовано порядка 700 тыс. кубометров леса с объемом около 360 млн рублей. Также за прошлый год проведено более 2900 проверочных мероприятий в рамках контроля за использованием леса, возбуждено 191 уголовное дело. Сумма возмещений за нанесенный лесному фонду ущерб составила 57 млн рублей.
Лесозаготовители новый порядок не осуждают, но вот старые бюрократические проблемы, которые почему-то остались, их не устраивают. Кроме того, они говорят о необходимости запрета частных рубок в лесах и возможности использования территорий, которые пока еще принадлежат УК «Лесхоз» - недавно подана заявка о лишении компании приоритетного права их использования. Но, впрочем, обо всем по порядку.
— Была проведена большая работа по приведению нормативно-правовых актов Кировской области в соответствие с действующим законодательством, - начал встречу Сергей Салин, министр лесного хозяйства Кировской области. - Также было создано много новых документов: закон о пунктах учета переработки древесины, по усилению деятельности государственного лесного надзора. Проведены мероприятия по повышению доходности в областной бюджет от использования лесных ресурсов, также аукционы для малых субъектов предпринимательства. Продолжается работа по совершенствованию информационной системы ГИС «Лес», которая является инструментом для улучшения открытости лесных ресурсов.
Кроме того, Салин сказал о необходимости разработки новых лесных планов и лесохозяйственных регламентов, которые должны будут действовать с 2019 по 2028 годы (10 лет, как и предыдущие). Аукцион по выбору компании для этой работы уже проведен, к своим обязанностям она приступила. «На основании этих регламентов и будет формироваться новый лесной план, который мы должны подготовить к ноябрю 2018 года. Наша цель — закончить не позднее 15 августа текущего года, чтобы вы могли успеть разработать проекты освоения лесов», - подытожил министр.
Частники лес «выхвостали»
Пока же лесозаготовителей волновали вопросы в рамках их текущей деятельности. Так, предпринимателям нужны дороги для подъездов к своим территориям. Однако по существующим правилам, отметили в министерстве, подобную инфраструктуру должен создавать сам арендатор. Предложения по государственному участию в этих вопросах (например, по компенсации части затрат) находятся в стадии проработки.
— Мы судимся с министерством уже больше полугода, - рассказал один из лесников. - Провели лесоустройство, экспертизу, в ходе чего у нас была в 3 раза уменьшена расчетная лесосека. По идее должна быть уменьшена и арендная плата. Но она с 1 января только выросла на 44%. То есть фактически мы платим в 6 раз больше того, что можем заготавливать согласно утвержденному плану лесоустройства. При этом всем известно, что если мы задержим платежи, договор с нами расторгнут.
— Да, министерство всегда готово внести изменения арендной платы в сторону увеличения, а в сторону уменьшения — никогда, - поддержал его коллега. - Да и судебный процесс слишком долог. У нас разбирательства с министерством (по нескольким другим вопросам) длятся уже 1,5 года. На это влияет еще и ротация кадров, которая сейчас происходит в ведомстве.
Салин сказал, что эти вопросы нужно обсуждать более детально на примере конкретных примеров. Информация оказалась для министра новой.
Также лесники пожаловались на формальный подход к выписке штрафов (столбик покосился, скворечник не вовремя повесили), частые ошибки в документах по лесному проектированию, которые были допущены 10 лет назад, и нежелание юристов их исправлять, о необходимости помощи со стороны министерства в вопросах межевания лесных участков, когда будут готовиться новые документы.
А когда Сергей Салин заговорил о необходимости подготовки новых инвестпроектов по освоению лесов, лесозаготовители выразили свою заинтересованность в потенциале того проекта, который властям недавно стал не угоден. Речь о лесах, принадлежавших УК «Лесхоз»: в федеральный Минпромторг на днях отправлена заявка на исключение компании из перечня приоритетных.
— У нас в Шабалинском районе от этого инвестора освобождается 77 тыс. «кубов» леса, - сказал один из предпринимателей. - Мы вчера собирались у главы района. Нас четыре производственника, которые могут на существующих условиях взять этот лес: для этого есть мощности, хорошая налоговая история. Но пока непонятно, кто будет формировать критерии, систему оценок, когда можно будет писать заявку на эти леса.
— Я же сказал, что пока нет никаких нормативных документов, - ответил министр.
— Но не получится ли так, что пока мы ждем, эти участки отдадут по другим инвестпроектам, от которых, как правило, в бюджет района не поступает ни рубля? Может быть, эти территории как-то можно придержать?
— Да, так же дела обстоят и во всех других районах, где территории были отданы «Лесхозу», - подтвердили лесники.
Салин еще раз ответил, что ничего не изменится, пока не появятся нормативные документы, и никто никому леса не отдаст.
Еще одна проблема, которая была затронута на совещании — присутствие частников в лесу. «К нам едут люди из других районов, продают справки, по которым незаконно рубится лес. Недавно такой прекрасный лес «выхвостали», - негодуют лесозаготовители. Им возразили: а что тогда делать многодетным семьям, погорельцам или просто тем гражданам, кому нужны дрова и у кого в районах нет специальных лесосек.
А министр ответил, что эта проблема будет обсуждаться в ближайшее время в Уфе — данный вопрос нужно также решать на федеральном уровне. «Граждане должны уйти из леса, - категорически заявил Салин. - Было бы лучше, если бы они получали уже готовый продукт. Поэтому я считаю, что этим должен заниматься какой-то специализированный отдел или целое учреждение. Возможно, кто-то скажет, что это отразится на стоимости, но если все посчитать, то получится не слишком дорого».
Мнения
Иван Малышев, генеральный директор ОАО «Березовский леспромхоз» (Опаринский район):
— Работать стало сложнее — появилось гораздо больше отчетности. К сожалению, министерство лесного хозяйства стало все реже принимать решения самостоятельно. Подвиги прежнего главы ведомства никто повторять не желает. Никто не готов к тому, чтобы его заподозрили в оказании преференций бизнесу.
Чиновники стараются выработать коллегиальные решения, которые не только не всегда отвечают нашим интересам, но еще и проходят слишком длительный этап согласования.
Евгений Катаев, директор ООО «ЛесСтрой» (Шабалинский район):
— В нашей сфере можно отметить сильную медлительность бюрократической машины. Складывается какая-то сложная ситуация, мы ее обсуждаем, а потом очень долго ждем реакции федерального министерства на наши предложения. Все это создает в совокупности глобальные проблемы, которые сами мы решить не можем.
Для этого нужны специальные комиссии, которые бы не отвлекали от работы ни нас, ни министерство, потому что ни у кого нет времени бегать по судам.
Что касается изменения ситуации в лесной сфере в целом, то пока об этом говорить рано. Единственное что могу заметить: никакого теневого сектора, с которым якобы так активно боролось правительство, и не было. Настоящих «черных лесорубов» было очень мало и уже почти не осталось.