О Вятке в центральной прессе
Что писали о Вятке, а затем Кирове на старицах центральной прессы? О дымковской игрушке, о промышленном буме, вятских кустарях и пожаре. Именно этим была известна Вятская земля на просторах Советской России.
ХХ век
О Вятке в центральной прессе
Что писали о Вятке, а затем Кирове на старицах центральной прессы? О дымковской игрушке, о промышленном буме, вятских кустарях и пожаре. Именно этим была известна Вятская земля на просторах Советской России.
Мистер Стон из Котельнича
Советские редакторы не сильно отличались от современных. Информация о крупных катастрофах и стихийных бедствиях оперативно появлялась на страницах центральных газет. В 1926 году все крупные издания страны написали о пожаре в Котельниче. 26 мая город выгорел на две трети, огонь уничтожил весь его центр. Уже на следующий день «Правда» сообщала: «Грандиозный пожар в Котельниче. Огнем уничтожен весь центр города. 7000 человек остались без крова. Сгорели все административные учреждения, электростанция, много складов. Убытки исчисляются миллионами. Есть человеческие жертвы...» Читатели, узнав о страшном пожаре, собирали пожертвования и высылали в Котельнич.
Скорее всего, благодаря пожару Котельнич попал на страницы шпионского романа «Запах лимона», изданного в 1927 году в Харькове. Это фантастическое произведение было написано в духе своего времени. Сюжет книги складывался вокруг борьбы СССР с империалистическими силами за радиоактивное вещество «революционит». Один из героев, английский шпион мистер Стон, орудовал на территории Советского Союза под именем «вятского купца Карякина, по личным делам приехавшего из Котельнича в Ленинград для продажи масла». Журналисты сайта kotelnich.info предполагают, что автор романа Лев Рубус узнал о маленьком уездном городке именно из статей о пожаре.
Кстати, сейчас в Котельниче работает Пожарно-технический музей, в котором центральное место занимает историческая диорама «Пожар в Котельниче. 1926 год». Используя печальную ситуацию прошлого, сотрудники МЧС учат современных школьников основам пожарной безопасности.
В сравнении с «захудалой» Вяткой…
В 1938 году в «Финансовой газете» вышла статья под незамысловатым названием «В Кировской области». Корреспондент В. Дядин сравнивал «захудалую» дореволюционную Вятку с индустриальным Кировом, городом, названным «именем великого революционера и непреклонного большевика».
В материале журналист перечислил, что же появилось в городе за те четыре года, что он сменил название. Оцените масштабы: более ста новых домов, кинотеатр «Октябрь» на 500 мест, гостиница на 120 номеров, детские сады, ясли, родильный дом, медицинский техникум. В это время также кипела работа по сооружению водопровода стоимостью в 18 миллионов рублей, строилось педагогическое училище и драматический театр.
Вот таким был размах социалистического строительства. Кстати, о наболевшем для современного Кирова, – тогда было построено 19 детских садов.
В 1930-е годы Киров совершил настоящий индустриальный скачок: «В 1938 году государственная промышленность области даст продукции на 430 млн руб. – в десять раз больше чем все фабрики и заводы бывшей Вятской губернии… Вступают в строй новые цехи комбината учебно-технического школьного оборудования, крупнейшего комбината искусственной кожи, Вятско-Полянской школьной фабрики, машиностроительного завода имени 1 мая, Омутинского металлургического завода».
Впечатляющими были успехи на ниве просвещения. Только за 1937-1938 год в Кировской области было построено 118 новых школьных зданий на 27 700 мест. Сравнивая эти достижения с дореволюционной ситуацией, журналист указывает, что в 1913 году на деньги царского бюджета в Вятской губернии была построена только одна школа.
«Статный, да ладный»
На страницах центральной прессы довольно часто Киров упоминался в связи с дымковской игрушкой. В 1937 году по всей стране шел сбор экспонатов для открывающейся в мае в Париже Международной выставки «Искусство и техника в современной жизни». «Правда» писала «Мастерицы из Дымковской слободы, расположенной недалеко от Кирова, прислали прекрасные, проникнутые народным юмором, глиняные фигурки, поражающие богатством красок».
В 1971 году та же «Правда» писала об экспорте дымки в Японию: «Такого коня не встретишь нигде. Статный да ладный, в красных и желтых яблоках, он поразит воображение любого малыша. А рядом с ним такие же живописные олень, петушок, баран, лодочник с собакой...
Дымковскую глиняную расписную игрушку знает и стар, и млад. Она родилась многие годы назад на вятской земле. Сейчас этот народный промысел возобновлен в мастерской Кировской организации Союза художников РСФСР. Ее продукция известна не только в нашей стране, но и за рубежом. На днях большая партия дымковских игрушек отправлена в Японию».
Как известно, не место красит человека, а человек место. Замечательные и примечательные кировчане часто попадали на страницы центральных газет.
В 1976 году «Учительская газета» в рубрике «Это интересно» поместила статью о кировском краеведе Василии Георгиевиче Пленкове. В материале под названием «Что умели вятские мастера?», кировчанин рассказывал о часовых мастерах Бронниковых:
- На выставке «естественных и искусственных произведений», организованной А.И. Герценом в 1837 году во время вятской ссылки, посетителей удивили деревянные часы диаметром не более трех сантиметров. Вятский кустарь Бронников создал механизм часов с помощью шила и ножа.
Семен Бронников и три его сына сделали более 30 таких деревянных механизмов. Василий Пленков выяснил, что эти уникальные изделия экспонировались в Эрмитаже, в московском политехническом музее, НИИ часовой промышленности, в физико-математическом салоне Дрездена.
На всесоюзном уровне прославилась колхозница Пелагея Семенова из деревни Гонино Шурминского района, Кировской области. В 1939 году к 15-летию со смерти Ильича в центральной газете «Правда» с ее слов публиковалась песня «Дороженька». Были там такие строки:
Кто колхозную дорожку проложил,
Кто колхозную дорожку проторил?
Это Ленин нам дорожку проложил,
Это Сталин нам дорожку проторил.
Мы на светлой на дороженьке стоим.
Мы за счастье и за жизнь благодарим.
Екатерина Горбушина