Обойдутся без недвижимости
Госдума рассматривает законопроект о запрете владения госслужащими заграничной недвижимостью.
Круглый стол
Участники:
Сергей Лузянин, депутат Заксобрания
Василий Зонов, директор сети киосков «Ключ Здоровья»
Алексей Вершинин, заместитель главы администрации, начальник территориального управления по Ленинскому району
Николай Липатников, президент ВТПП
Павел Сырцев, начальник Управления международных и региональных связей при правительстве области.
Единоросс Евгений Федоров предложил добавить в список запретов для чиновников «зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество». Если законопроект, под которым уже подписались все думские фракции, будет принят, то госслужащие до 1 июля 2013 года будут вынуждены избавиться от всей заграничной недвижимости либо уйти с госслужбы. Интересно, что проект закона в той формулировке, в какой он есть сейчас, предполагает табу вообще на любое заграничное имущество - под запрет могут попасть и акции, и автомобили, и дома. Однако, вполне возможно, что поправки будут существенно пересмотрены, так как уже сегодня некоторые юристы заявляют, что закон нарушает конституционные нормы.
Необходима градация
Николай Липатников:
Не буду спорить, тенденция приобретать недвижимость за границей сейчас действительно есть. И чего-то категорически плохого я в этом не вижу. Если люди декларируют свои доходы, исправно платят налоги, то где они купят эту недвижимость и что именно купят — это их личное дело. С другой стороны, мне бы хотелось, чтобы современные бизнесмены и чиновники, как раньше это делало российское купечество, больше проявляли заботы о той стране, в которой они родились и выросли. Я что-то не припомню из истории такого факта, чтобы промышленники и предприниматели царской России стремились покупать недвижимость за границей.
В конце концов, с недвижимости платятся налоги той территории, где она находится. Фактически, приобретая недвижимость в Европе, мы пополняем бюджет европейских территорий.
С другой стороны, я понимаю людей, которые подобным вложением пытаются обезопасить свои активы. Не хочу обидеть наших законодателей, но некоторые сегодняшние законопроекты принимаются настолько скоропалительно и зачастую непродуманно, что многие жители страны хотят как-то обезопасить свои активы.
Сергей Лузянин:
Не хочу обижать коллег, но кто вносит подобные законопроекты? Тот вопрос, на который они направлены — а именно вопрос коррупции — они точно не решают, но при этом существенно ущемляют права госслужащих.
Почему я не могу купить дом в Болгарии, чтобы он переходил по наследству? Да, я не чиновник, но каждый из нас — те, кто хочет что-то сделать для региона или страны - может в любой момент им стать. Если я его покупаю и доказываю, что все мои доходы легальны, то в чем может быть проблема? В чем разница между чиновником или не чиновником?
Очень надеюсь, что законодателям хватит мудрости правильно отрегулировать этот момент.
Я понимаю, когда чиновник с доходом в 300 тысяч рублей покупает дом за 15 миллионов на Канарах. Тут, конечно, сразу возникают вопросы.
Алексей Вершинин:
Насколько я понимаю, речь идет не только о запрете владения недвижимостью, есть и другой законопроект — о запрете обучения детей за границей. Если все эти изменения направлены на то, чтобы исключить хищения бюджетных средств госслужащими, то данный законопроект абсурден и свою самую главную задачу он никак не решает. Более того, на мой взгляд, идет ущемление прав и свобод гражданина. Почему госслужащий не должен пользоваться какими-то меньшими благами, чем любой другой гражданин?
Какая в таком случае ситуация возникает? В Европе есть достаточное количество университетов, где обучение происходит на бесплатной основе. Получается, что если твой ребенок выбрал европейский университет, ты не можешь купить ему там жилье. Квартира где-нибудь в Праге, между прочим, стоит не дороже, чем квартира в Кирове.
И не роскошь, и не повседневные траты
Василий Зонов:
Я считаю, что это абсолютно справедливый закон, единственное, в нем надо разделить такие понятия как «роскошь» и «повседневные траты». Купить дачу в Европе — для большинства представителей среднего класса это вполне по карману и не является какой-то запредельной «роскошью». С другой стороны, я не считаю, что сегодняшние законопроекты — о запрете на владение недвижимостью и о запрете обучать детей за границей — как-то чересчур ущемляют права госслужащих. Чиновники сегодня — это класс-гегемон. Его еще попробуй, ущеми!
Павел Сырцев:
Может быть, такой закон и должен быть принят, но при этом — очень тщательно проработан и никаких скоропалительных решений в данном вопросе нет и быть не должно. Если мы начинаем говорить о доходах чиновников, то мы должны говорить и об их расходах. Проще говоря, если есть декларация о доходах, то нужна и декларация о расходах.
С другой стороны, я понимаю, что если ты занимаешь определенную должность и являешься носителем государственной тайны, то должен быть готов терпеть какие-то ограничения и неудобства; должен понимать, что с тебя в любой момент могут спросить. Это я про ситуацию с Бастрыкиным. Вот она случилась, и тут же начинают писать закон о том, что владение недвижимостью за границей для госслужащих надо запретить. Это же смешно.
К тому же, очень часто в законах, даже в принятых недавно, почти всегда находятся «лазейки». Все это приведет к тому, что либо зарубежное имущество будут прятать «лучше и глубже», либо — если человек пришел на госслужбу из бизнеса — то он и уйдет в бизнес.
Алексей Вершинин:
Чем бы это ни оправдывалось, но речь идет об обычной жизни гражданина и его семьи. Знаете пословицу: «благими намерениями выстлана дорога в Ад»? Если человек попадает на государственную службу, то почему должны страдать его дети? Надо разграничивать покупку замков и дворцов, самолетов, яхт. Но в законопроекте ведь этого нет. Получается, что данной инициативой законодатели нам заявляют, что любой госслужащий — расхититель бюджетных средств и однозначный коррупционер. В свете того, что мы вступаем в ВТО, это выглядит полным абсурдом.
Николай Липатников:
Надо начинать с офшорных зон, а не с законной недвижимости. И с этических норм.
Надо отметить, что отчасти это популистский закон. «Давайте запретим» и «Не пущать» - истинно русская привычка. Вы хоть понимаете, что законопроект в данном виде откроет дорогу на госслужбу всяким «Шариковым»? Люди «с головой», люди от бизнеса, скорее всего уйдут, а придут всякие «Шариковы», которые еще больше усугубят кадровый голод.
Алексей Вершинин:
Да, согласен с тем, что если и бороться, то надо это делать другими методами. Ограничивать вещи, которые для многих не являются каким-то сверхблагом — это абсурд. Нужно ужесточать требования здесь, в России. Я искренне верю, что данный законопроект не будет принят. Он действительно носит явный популистский характер. Ведь главная задача — не унизить чиновника, а бороться с коррупцией, не так ли?
Василий Зонов:
Коррупцию в рядах чиновников одним законопроектом не победить. Тут нужен комплекс мер. Например, Италия в свое время начала фактически внутригосударственную войну с коррупцией. «Коза Ностра» - помните такую? Это была действительно кровавая война, но правительство страны вышло из нее победителем. По крайней мере, сегодняшний уровень коррупции в стране несопоставим с тем, что было пару десятков лет назад. А вот запрет покупки недвижимости за границей — что-то не припомню такого мирового опыта.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru