Последнее арт-послание Павловича Кирову началось с писем узника Вятлага

Обстрел «Вятлагом»

21.10.2013 00:02:00 1734 0

«Объявляю арт-обстрел, после которого я уже покину Вятку насовсем», - оповестил всех две недели назад Борис Павлович, художественный руководитель Театра на Спасской. Несколько его проектов, в основном спектакли драмлаборатории можно будет увидеть в ближайшие две недели.

Началось все с «Вятлага», не совсем спектакля, поставленного некоторое время назад после того, как посадили в тюрьму друга театральной труппы и лаборатории Павловича Леонида Ковязина. Не совсем спектакль, потому что на сцене как такового нет никакого действия: сам Борис читает письма латыша - заключенного Вятлага, а участница его драмлаборатории Евгения Тарасова поет песни  на латышском языке. Но от того, что до этого времени тему «Вятлага» можно было разве что нарыть в архивах библиотеки, или изучать на историческом факультете, она звучит очень особенно и даже болезненно. Тем более, когда понимаешь, что это было не только у Ивана Денисовича Солженицына, а совсем недалеко и по времени и по месту от нас. Ну и, конечно, не надо напоминать, что в наше время, а особенно в день очередного суда над Навальным, эта тема весьма символична. Но день, конечно, выбран случайно. Так совпало.

«Мне как-то принесли книгу «Дневники Артура Страдиньша», - начал рассказ Павлович. - Я посмотрел, и не зная, что с ней можно сделать, убрал ее в стол, где она лежала несколько лет, пока тема политических репрессий не стала моей личной темой. Я не понимал, как этот материал можно превратить в спектакль, но мне хотелось, чтобы об этой книжке узнало как можно больше людей».

 

Миссия выполнена: теперь уже не только библиотекари и историки знают, кто такой латыш Артур Страдиньш и что такое Вятлаг. Страдиньш попал туда в 1941. Там он начал вести дневник, записывая свои мысли карандашом на папиросной бумаге (другой в лагере, конечно же, не было). Теперь практически эти же бумажки перебирает и зачитывает вслух Павлович. Монотонно, но с ясностью мысли и с неповрежденным в лагере чувством справедливости. Это не поэтический, не литературный и совсем не обработанный текст. Это ритм лагерной жизни, переданный на бумаге. Но именно от такой реальности сердце леденеет. Вот Артур пишет о том, что клецки с подсолнечным маслом — это очень вкусно и он век будет помнить, как это вкусно, рассказывает, как по ночам люди шьют мешки из простыней, чтобы не было так безумно холодно, о том как не хватает соли и ложка с этой пряностью стоит 10 рублей или о том, как однажды на землю опрокинулся котел с кашей и заключенные бросились слизывать ее прямо с навозом. «Я раньше и не думал, что бывают такие мучения. И это в государстве, которое считается государством трудящихся. Лгут. Так красиво лгут». 

 

Страдиньш пробыл в Вятлаге 10 лет, а потом еще пять лет на поселении в Сибири. На родину они с женой вернулись только через 27 лет, то есть таких дней, о которых рассказал Павлович, в жизни этого ссыльного было, казалось бы, невыносимое множество. Сложно что-то еще добавить к этой человеческой стойкости и жизнеспособности. Ну а на вопрос «А многое ли изменилось с того времени?» ответит каждый сам себе.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте