Европа на нас «обиделась», но мир круглый, и мы посередине, поэтому пошли за поддержкой на Восток...

«Окно» в Китай

26.05.2014 00:09:00 1795 0
Европа на нас «обиделась», но мир круглый, и мы посередине, поэтому пошли за поддержкой на Восток. На прошлой неделе президент страны Владимир Путин начал открывать другое «окно» — в Китай. Он приехал в Поднебесную с целью будущего сотрудничества. Эксперты однако, считают, что мы не отворачиваемся от Запада, мы просто ищем новых «друзей».
1) Возможна ли переориентация российской экономики с Европы на Азию в принципе?
2) Сколько времени она может занять?
3) Что она даст России? Каковы перспективы подобного разворота?
4) Какие отрасли, на ваш взгляд, выиграют от этого, а какие проиграют?
 
 
Владимир Сизов, ректор «Вятского социально-экономического института»
 
1. Этот переход нужен, и в настоящих экономических условиях он наиболее перспективен. В Европе, как известно, кризис и рецессия. Цена на газ, который поставляется в Европу из России, достаточно высока; различные политические риски, которые возникают у Запада в связи с Россией, тоже высоки, поэтому Европа всеми путями стремится допускать этих рисков как можно меньше. Кроме того, в связи с рецессией наши экспортно-импортные связи вряд ли будут усиливаться.  Китай же - лидер после США по экономике в мире, и развивая отношения с ним, мы получаем перспективы не только по поставкам природных ресурсов, но и по другим товарам. Особенно яркими эти перспективы станут, если построят мост через Амур.
 
2. Переориентация уже идет. Процесс поворота на Восток мы наблюдаем последние 2-3 года. Может быть, только сейчас об этом широко объявлено. И это, прежде всего, политическое заявление. А связано оно с тем, что Европа под давлением США предъявляет по отношению к нам санкции. Визит в Китай - это своего рода ответ Путина на жесткую политику США и Евросоюза. Однако экономическое развитие шло и раньше, поэтому поворот на Китай не говорит о том, что с завтрашнего дня оно будет увеличено в разы — это будет происходить постепенно.
 
3. От Европы мы полностью не отвернемся. Выход на Китай - это попытка заставить Европу поаккуратней относиться к нашим интересам. Расширение экономического пространства в любом случае положительно. Россия и Китай в принципе давно сотрудничают, и надо говорить не о переориентации, а об углублении сотрудничества.
 
4. Выиграют все сферы, связанные с энергоресурсами: с газом, нефтью - которые являются основными источниками денежных поступлений в наш бюджет. Если будут сокращаться поставки этих ресурсов в Европу (не по желанию России, а как того хочет Европа), то поставлять-то их куда-то все равно надо. Кроме того, выиграют высокотехничные отрасли: космические разработки, авиационные сферы. В остальном Восток трудно чем-то удивить: практически все, что есть в мире, производится там.
 
Герман Гончаров, генеральный директор регионального оператора «ГЛОНАСС»
 
1. Переориентироваться можно, но этого не нужно делать в принципе, потому что экономика на всем земном шаре должна развиваться во всех направлениях: как на запад, так и на восток. На мой взгляд, переориентации не будет. Разве что произойдет укрепление взаимоотношений с азиатскими странами. Мы уже видим первые грамотные шаги нашего президента: он провел переговоры с Китаем и, вероятно, есть подобные же договоренности по усилению сотрудничества с рядом других азиатских стран. Если сегодня мы рассмотрим торгово-экономические отношения России с европейскими странами, то они, по мнению специалистов, занимают 51% от всех, а с азиатскими странами — 24%. Вот, видимо, в сторону баланса мы и будем двигаться: чтобы Азия и Европа уравнялись в этом плане. Кроме того, нужно развивать сотрудничество и со странами североамериканского континента. США — это же не вся Америка.
 
2. На это уйдут многие годы, это будет зависеть от слаженной работы наших министерств, ведомств, правительства, ну и поддержки общества. Сейчас, по данным различных соцопросов, 88% граждан России поддерживают действующего президента. От этого и дальше будет зависеть то, как быстро мы справимся с этой ситуацией.
 
3. Отвернуться от Европы совсем мы не можем. Мы же видим реакцию европейских бизнесменов, которые понимают, что ущерб будет нанесен, прежде всего, им. Флагман Европы (как ее называют) — Германия — пострадает больше всех. 4,5 тысячи немецких компаний задействовано в бизнесе России. Эта новая стратегия США — это практически мировая экономическая война. Но сегодня экономика России как никогда сильна и при поддержке Китая и других восточных государств она может выдержать эти санкции. Поэтому, я считаю, что нам ни в коем случае нельзя проигрывать. Иначе с нами поступят также, как с другими странами: будут проводиться цветные революции...
 
4. Транспортная сфера однозначно выиграет, финансовая, банковская структура тоже останется в плюсе, так как Евросоюз и США вынудили нас создать свою банковскую систему. Будет развитие и системы ГЛОНАСС. Проиграть может, в первую очередь, медицина, потому что она уже давно работает на новом оборудовании, которое мы приобретаем в разных странах Европы, в том числе и в США.
 
 
Фаат Хайрулин, генеральный директор АСК «Вяткаплем»
 
1. Азии интересны не только рынки России и возможности взаимовыгодного сотрудничества с нашим государством, но и рынки Запада и США. Захотят ли восточные страны дружить с Россией в ущерб отношениям с западными партнерами? Маловероятно… Следовательно, воспринимать переориентацию Российской экономики на Восток как панацею от всех возникших и будущих проблем – слишком оптимистично.
 
2. Переориентация экономики на Восток встанет России очень дорого. Не надо забывать, что Китай – сложный переговорщик. Это значит, что на достижение консенсуса во взаимоотношениях уйдет много времени.
 
3. Азиатско-Тихоокеанский регион – это центр мирового экономического роста, где производится 50% мирового ВВП. Это огромные финансовые ресурсы, крупнейшие фонды и инвесторы. Но наше сотрудничество в области экономики до сих пор не развивалось так, как хотелось бы нам, и не надо забывать, что объем торговли с Азией у России в три раза меньше, чем с Европой, а экономический потенциал Азии нисколько не меньше.
 
4. На восточном рынке просто не окажется того, что мы приобретали на западном. Сегодня мы попали в технологическую зависимость от Запада. К примеру, в поставках машин, оборудования, комплектующих. Всему этому не найти замену в Китае. И здесь можно перечислять многие отрасли: здравоохранение, машиностроение, сельское хозяйство и т.д. А как переориентировать на Китай нефтегазовый экспорт? Это принесет большие затраты и потери в доходах в разы. На сегодняшний день достигнута международная кооперация в реальном секторе экономики. При любых перекосах это взаимно не выгодно никому, при этом происходят технологические, производственные и другие сбои. Поэтому на данном этапе хотелось бы слышать более взвешенную позицию всех государств: и России, и Запада и США.
 
Валерий Смирнов, генеральный директор завода «Артекс»
 
1. Вместо того, чтобы выбрать какие-то приоритеты, вся наша экономика по-прежнему держится на экспорте природных ресурсов. Что значит для нас переориентация с Запада на Восток? Запад дает нам все высокотехнологичное. У нас, например, с немцами в сотрудничестве работает несколько тысяч предприятий. А Восток - прежде всего Китай - получает эти же высокие технологии. Нам было бы невыгодно покупать эти инновации в будущем через них, как через посредника. Если речь идет только об энергоресурсах, то выбор у нас небольшой — по нашему континенту мы можем отправить их только по двум направлениям: в Европу или Азию.
 
2. В ближайшие три-пять лет ничего не может измениться. Американцам для того, чтобы построить конденсатные станции и флот для поставки газа в Европу нужно несколько лет. Поэтому Путин уже сейчас и подписывает соглашения, чтобы и у нас было время создать инфраструктуру поставок на Восток.
 
3. Нет никаких санкций — давайте смотреть правде в глаза. Мы сотрудничаем с итальянцами, испанцами. Они не интересуются политикой и говорят: «У нас только Ангела Меркель всем рулит и управляет». Им эти игры не нужны. Поэтому мелкого и среднего бизнеса это не коснется. А то, что подписаны контракты о нефти и газе, это так далеко от нас с вами, от Кировской области. Надо расстраиваться только из-за того, что, к сожалению, пока у нас есть нефть и газ, нашей экономикой никто не занимается. Речь идет только о больших отраслях, от которых зависит бюджет. Хотя если бы этого не было и не было бы возможностей кормить бюджетников за счет нефти, тогда бы назрела необходимость развивать собственную промышленность. Вот об этом надо задуматься уже сейчас, иначе скоро нечего будет развивать.
 
4. Во всех остальных отраслях мы вряд ли что-то сможем продавать Китаю. Это они нам все продают. У них большие трудовые ресурсы и низкие зарплаты: нам с ними конкурировать не удастся.
 
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте