Начиналось все это как бизнес: был сварочный цех в гараже, один станок. Лев нанял людей, купил на последние деньги разных книжек и стал учиться.

Операция «Сделай сам»

08.04.2013 00:03:00 2986 0

«Когда последний человек разучится работать руками, «хана» нашему миру» - уверен Лев Бакштаев, организатор кузницы «Братья Сваркины» и еще нескольких видов бизнеса.

Кроме этого он учится на управленца и собирается идти в чиновники, но не потому, что верит только в лучшее, а потому, что понимает, что нельзя просто сидеть на кухне и рассуждать о том, как все вокруг паршиво. Такое отношение к жизни иногда иронично принято называть «Активная гражданская позиция». «У меня самая обычная позиция, - отвечает на это Лев. – Какая должна быть у всех».

— Это уже современные печи, гидравлический молот, - рассказывает Лев на экскурсии по своей кузнице. - Раньше, если, знаете, работали два кузнеца: один с большой кувалдой, второй - с маленькой. Сейчас их труд заменяет большой молот. Но до сих пор главное в этом деле - руки. Бывает, конечно, что изделия производятся на станках, но это «попса», а не кузнечное дело. Сейчас у людей чувство вкуса постепенно появляется, к каждому нужен индивидуальный подход.

Лев берет стальной прут, чтобы показать процесс изготовления детали, кладет его в печь для нагрева, потом отбивает ее на молоте, повторяет все еще раз, и снова отправляет в печь. После третьего нагрева уже молотком он добивается того, чтобы металл стал еще более тонким и прикладывает его к специальному трафарету. И о, чудо: получается прелестный стальной  прутик с завитком на конце.

— На самом деле сложнее всего делать что-то одинаковое, - поясняет он. - А все думают, что роза — это верх совершенства. У нее же каждый лепесток не похож на другой. Она делается за 20 минут, и новички могут ее выковать уже на втором-третьем занятии наших мастер-классов (в своей кузнице ребята за умеренную плату учат всех желающих ковать). Но в целом кузнечное дело - это как машину водить: кому-то дано, кому-то — нет.

Начиналось все это как бизнес: был сварочный цех в гараже, один станок. Лев нанял людей, купил на последние деньги разных книжек и стал учиться. И все отлично развилось: есть заказы и стабильный доход. Однако потом, в отличие от того, как это часто бывает, у него бизнес перерос в хобби. Ему до сих пор интересно ковать, но подписывать договоры, искать заказчиков — скучно. Чтобы из-за отсутствия такого интереса не потерять сам бизнес, он остался только учредителем и нанял директора. Конкуренция на этом рынке не такая уж и большая — все друг друга знают: иногда даже приходится обмениваться заказами. А вот хороших кузнецов можно пересчитать на пальцах одной руки. Их найти очень сложно.
После экскурсии по шумной кузнице переезжаем в офис — как оказывается — в ТЦ «Европейский». И там весьма недурно. Практически элитный шестой этаж, высокие потолки, окна почти во всю стену: из них открывается шикарный вид на город, который снизу сейчас выглядит неказисто и грязно. Американский стиль лофт — именно его выбрал для оформления офиса Лев. Бывшее производственное помещение бывшей швейной фабрики превратилось в комфортное и вдохновляющее место для работы: белые кожаные диваны на стальных ножках, пушистые зеленые ковры, миниатюрные полки и столы «а ля «ИКЕА», кожаные рыже-черные пуфики-кресла, миниатюрная сцена и фотографии на стенах. Черные полки – «отдельная песня»: там и книга о Стиве Джобсе, и виниловая пластинка группы «Чайф», и цветные карандаши на случай, если к папе на работу придет двухлетняя дочка, и много других милых мелочей, заставляющих рассматривать все вокруг внимательнее, чем музейные экспонаты. А стена соседнего кабинета украшена теми самими старинными фотографиями Вятки, которые совсем недавно Лев Бакштаев выставлял на однодневной выставке у Театра на Спасской.
– Не было в этом никакой политической подоплеки, как писала тогда вся пресса, - отвечает на мой немой вопрос Лев. - Но мне тоже не нравится, что наши улицы называются именами непонятных людей, даже не революционеров. Вот вам известно, кто такой Вацлав Воровский? (ред: я, конечно, не знаю и пожимаю плечами). И никто не знает. А какие раньше были красивые названия: Спасская, Казанская...



Разделяю ваше мнение полностью. А вы, наверное, историк по образованию?
– У меня нет образования. Я его сейчас получаю. Учусь на государственном муниципальном управлении. Я решил, что если с системой нельзя бороться, то ее нужно развалить изнутри.

Каким образом?
– Все же критикуют власть. А что толку? Надо туда идти и менять все.

Но это же утопия? Таких, как вы, не так много…
– Чем больше будет таких людей, как я, тем проще. Я не помню, кто-то сказал такую фразу: если нельзя остановить хаос, нужно его возглавить. Мне не хочется верить в то, что система меня сломает. Но я и не идеалист. Я просто знаю, что если ничего не делать, а сидеть на кухне и просто говорить, что наша власть - «г...», то лучше точно не станет. А тут я хотя бы могу попытаться. Сильная страна формируется из сильного гражданина. Если ты размазня и тряпка, чего ты жалуешься? Если ты не ходишь на выборы или продаешь свой голос за 500 рублей, какое ты вообще имеешь право обижаться на то, что мы плохо живем. Я видел эти очереди за 500 рублями за голос. Власть сейчас состоит как раз из тех, кто тогда заплатил.

У вас уже есть какое-то конкретное видение, как что-то изменить?
– Я пока просто учусь, причем особо не вижу никакой ценности в высшем образовании. Мне кажется, что это глупость. Я дожил до 30 лет и меня нисколько не смущает тот факт, что у меня нет высшего образования. Ни разу я об этом пожалел. За это время я получил отличный опыт. Поработал в других городах: строил дома в Подмосковье, живя с таджиками в сарайчике, в котором даже кровать нельзя было поставить прямо, все лето при этом мылся в Истринском водохранилище, жил в Москве, продавая на Горбушке сотовые телефоны. В Питере был. (ред.: от Горбушки, кстати, у Льва осталась замечательная коллекция раритетных сотовых телефонов: самая первая раскладушка с Интернетом, первый телефон, в котором появилась фотокамера…Она тоже хранится в офисе-музее). Но я люблю свой город: я здесь родился, мне здесь нравится. Даже с учетом того, что в нашем городе и в стране в целом много проблем, я ни в коем случае не собираюсь «валить» отсюда. Причем у меня есть возможность это сделать: в Австралии живет моя сестра, и я могу запросто к ней переехать. Но почему я должен это делать? Это моя страна и мой город. Я готов вкладывать силы в его развитие.

Но что, например, вы можете предложить?
– Учить людей делать что-то своими руками: у меня задуман целый проект. Вообще это здорово, особенно для тех, кто постоянно занимается умственным трудом: люди и сейчас приходят к нам учиться кузнечному делу. У нас так свидания, к примеру, организовываются. Или даже приходят молодожены: выковывают два сердца и раскаленными соединяют их между собой. Потом, когда прутья остынут, разогнуть их уже невозможно. Это очень символично. Вообще на Руси кузнец мог заключать браки. Это могли делать только три человека: священник, капитан корабля и кузнец. Были такие ситуации, когда в деревне не было священника. Почему кузня находилась с краю? Считалось, что кузнец знает какие-то таинства, потому что человек, который может управлять огнем и металлом, он как шаман.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я к стыду своему этого не знала. Что за проект вы задумали?
– Он будет называться либо «творческие мастерские» либо «ремесленные мастерские», сейчас мы ищем под него место. Это не коммерческий проект, а некий вид альтернативного отдыха: за городом (скорей всего в Никульчино, так как именно с того места началось заселение вятской земли) будет организована небольшая кузня, но не в производственном помещении, как сейчас, а антуражная, аутентичная, с бородатым кузнецом. И там можно будет все попробовать сделать самим: розу выковать или на гончарном круге слепить горшок, будет мастерская по дереву. Люди смогут туда приехать, отключить мобильник и просто поработать руками.

С властью при согласовании подобных проектов проблем не бывает?
– Нет, в эти игры я больше не играю. Один раз я столкнулся с чиновниками лицом к лицу. Я открывал приют для животных в Победилово, «выбил» у мэрии здание, и только все отремонтировал, наладил контакт со Спецавтохозяйством (когда у них появлялись собаки, они тут же звонили мне), как в газетах стали писать статьи, что мы собак чуть ли не в «данарку» сдаем. В итоге нам предъявили претензии о том, что у нас бардак и отобрали здание. Сейчас, как вы знаете, существует другой приют, который и не приют вовсе. И пусть эти игры с администрацией будут на их совести. Для меня главное, чтобы меня поддержали люди. Я считаю, что все должно быть сделано на свои деньги, чтобы никто не вмешивался с советами. Нужно зависеть только от себя. Приют, кстати, у меня тоже в планах.

Насколько я успела познакомиться с вашими проектами, именно вы делали лестницу в новом здании библиотеки им. Герцена?
– Да, мы делали ограждение для нее. Мы выиграли этот конкурс назло всем, опустив цену так, что просто в минус выполнили все работы. Это было для нас принципиально. Этим будут потом гордиться мои внуки. В конкурсе участвовали десятки подрядчиков, все пытались на этом заработать. У нас же была другая цель — не заработать, а сделать качественно. Нам на приемке сначала даже не поверили, что это ручная работа, пригласили экспертов. Мы этой лестницей теперь гордимся как нашим самым большим проектом: он не очень сложный, но к нему был нужен скрупулезный подход. Кроме этого, мы также почти бесплатно ставили скамейки в городском парке. Дизайн создал я, хотя на некоторых Интернет-сайтах была другая информация: якобы придумали всё студенты. Сейчас на набережной Грина есть компьютерная скамейка, музыкальная (с сиденьем в виде клавиш) и спортивная - в виде штанги. Бизнес, я считаю, вообще должен быть социально-ответственным. Насколько мы это можем, настолько делаем.

А на самом деле, насколько ваш сварочный и кузнечный бизнес окупается?
– Ценообразование в этом бизнесе - вещь непредсказуемая. Металл по сути своей ничего не стоит. То есть доля сырья в цене заказа ничтожно мала. Основной процент стоимости — работа художника. Как ее можно оценить? Дорого что-то стоит или дешево? Почему работы Энди Уорхола стоят миллионы долларов, а картины маслом вятских художников на нашем «Арбате» — около 1000 рублей? Точно так же и здесь. Много факторов влияет на цену: время исполнения, сложность, рыночные условия. Но какие-то эксклюзивные вещи мы предпочитаем делать дорого. Проблема здесь сегодня одна: люди не всегда готовы платить за творчество. Из-за этого многие кузнецы теряют квалификацию, делая только те вещи, которые точно продадутся. Многие из них вырастают на кировском рынке, а потом уезжают в другие города. Поэтому я надеюсь, что мой новый проект как-то поможет возродить это ремесло. Вообще, когда последний человек разучится работать руками, «хана» нашему миру, потому что мы и так все занимаемся перепродажей китайских товаров, зарабатывая на этом 300%.

Хочется верить, что мир может измениться.
– Мне кажется, сегодня люди начинают задумываться об этом. Многие из них просто не знают, ради чего дальше жить: вроде, и денег заработали, и машина есть, и в Турцию-Египет каждый год ездят, а при этом не знают, как детей воспитывать… На самом деле все же просто - вся моральная этика прописана в древнейшей из книг: слушайся отца, не прелюбодействуй…. Вот истина, она одна во все времена.

Елена Окатьева

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте