Опять двойка
Глава минрегионразвития Виктор Басаргин в пух и прах раскритиковал работу назначаемых сити-менеджеров
«Назначенцы» работают неэффективно по сравнению с избираемыми мэрами. Такую оценку озвучил министр на высшем уровне. Полный анализ деятельности сити-менеджеров еще не закончен, но Басаргин уже рекомендовал не распространять этот институт на уровень малых городов и поселений. Эксперты «круглого стола» обсудили достоинства и недостатки схемы «глава-глава администрации» и спрогнозировали, станут ли критические отзывы министра сигналом к ее скорому изменению.
Участники:
Михаил Лихачев, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Заксобрания,
Юрий Деришев, депутат Кировской городской думы,
Дмитрий Русских, депутат Заксобрания,
Владимир Альчиков, глава администрации Вятскополянского района,
Олег Кулаков, глава Белохолуницкого района.
Избрать нельзя назначить
Дмитрий Русских:
- Министерству регионального развития потребовалось столько времени, чтобы понять неэффективность работы института сити-менеджеров? Я давно это знал. Это особенно отчетливо видно по нашему городу Кирову. Что глава города, что сити-менеджер занимаются не работой, а состязаются, кто из них главнее и кто чаще мелькает на телевидении. Я считаю, что люди сами должны выбирать сити-менеджера.
Олег Кулаков:
- Вообще, если говорить о прямых выборах мэра, тут есть свои «плюсы» и «минусы». «Минус» в том, что население не всегда может разобраться в кандидате и принять верное решение. К примеру, у нас в администрации района работает молодой и энергичный специалист. В декабре будут выборы главы города Белая Холуница. Я бы на этом посту видел именно этого молодого человека. Но население его пока еще не знает, хотя у того огромный потенциал. С другой стороны, когда мэра выбирают прямым голосованием, свою роль играет доверие населения. Я сам проходил через выборы несколько раз и уверен, что это хорошая школа для любого менеджера. Когда ты встречаешься с избирателями, больше узнаешь проблем и нужд людей. И партийная принадлежность, кстати, тут не на первом месте. Любой бабушке без разницы, от какой ты партии идешь. Ей главное, чтобы дорога была хорошая и крыша над головой не текла.
Юрий Деришев:
- Я считаю, что сити-менеджер должен быть один, и это должно быть избираемое лицо. Почему один? Чтобы не получалось, как сегодня зачастую бывает, так называемого двоевластия.
Михаил Лихачев:
- В становлении системы муниципального управления Кировская область переживала разные этапы. Была такая парадоксальная ситуация, когда глава администрации, то есть руководитель исполнительной власти в районе, был главой не только района, но и районной думы, то есть представительного органа. А поскольку являлся главой райдумы, то фактически решал вопросы назначения контрольных органов. Один в трех ипостасях. Он же бюджет готовит, сам его принимает и проверяет!..
Мне кажется, что сегодняшняя схема оптимальна. Сити-менеджер проходит определенные конкурсные процедуры и выбирается районной думой. Понимаете, эта схема сегодня работает практически во всех развитых демократиях. А о том, освобожденная это должность или нет, не нужно вообще говорить. Это кто-то просто-напросто пытается заблудиться в трех соснах. Элемент выборности всегда несет в себе серьезную засаду. История показывает, есть случаи, когда выбираются пусть и уважаемые люди, но не способные эффективно управлять. Могу сказать точно: хороший директор школы – это не означает прекрасный руководитель города. Потому сегодняшний принцип работы через выборщиков оптимален. Фактически, люди, формируя представительный орган, делегируют народных избранников на принятие решений о заключении контракта с тем или иным сити-менеджером.
Олег Кулаков:
- Я считаю, избираться должен глава муниципалитета, как высшее должностное лицо района. Что касается глав муниципальных образований, входящих в структуру района, то они могут назначаться по контракту. Там, где есть выбор, - на конкурсной основе. В сельских же поселениях часто существуют сложности с выбором глав администраций. Желающих взвалить на себя бремя ответственности найти сложно. Людей порой приходится даже уговаривать.
Михаил Лихачев:
- Понимаю, о чем вы говорите. Вся проблема в том, что сегодня очень большой функционал сити-менеджеров, мягко говоря, финансово не обеспечен. И зачастую мы позволяем себе критиковать: мол, муниципалитеты не справляются с теми или иными направлениями работы. Что касается Кировской области, у нас только два муниципальных образования (Киров и Кирово-Чепецк) являются более-менее самостоятельными. Им достаточно того налогового потенциала, который есть, чтобы жить и развиваться. Другие же муниципалитеты этого потенциала не имеют.
Олег Кулаков:
- Действительно, сложность в том, что полномочия, которыми наделены сегодня муниципалитеты, не подкреплены финансами. Кадровый голод ощущается в муниципальных образованиях. Не каждый юрист, к примеру, пойдет работать в администрацию района за 10 тыс. рублей в месяц.
Владимир Альчиков:
- Басаргин говорит о «перетягивании одеяла» сити-менеджером и главой города, о том, что они сами путают свои полномочия. Здесь проблема в несовершенстве 131-ФЗ. Он не прописывает механизмов взаимодействия глав и глав администраций. Условий для взаимодействия не создано ни финансовых, ни нормативно-законодательных. Поэтому и возникают зачастую некоторые нестыковки в рабочих взаимоотношениях.
Олег Кулаков:
- Некая конфронтация, безусловно, присутствует, но не во всех муниципальных образованиях. Это больше касается уровня районов и городских округов. После выяснений отношений из серии «кто важнее» случаются и конфликты между главами и сити-менеджерами.
Шкала оценки
Михаил Лихачев:
- Глава минрегионразвития заявляет об отсутствии критериев оценки деятельности сити-менеджеров. Это не совсем так. Есть 607 указ президента от 28 апреля 2008 года, где множество параметров, по которым производится оценка деятельности муниципалитетов. А на базе этих параметров область имеет возможность, может быть, не напрямую, но опосредованно, принимать решения о квалифицированности сформированного представительного органа. Тот же самый губернатор при определенных неудовлетворительных моментах может отправить главу муниципалитета в отставку.
Дмитрий Русских:
- Если говорить о критериях эффективности деятельности сити-менеджеров, это, во-первых, должен быть профессионализм, опыт хозяйственной и руководящей деятельности. Однозначно, должны быть представлены заключения силовых структур (полиции, ФСБ, прокуратуры) о наличии возбужденных уголовных дел, о привлечении кандидата на пост мэра к уголовным делам. Народ должен знать, с кем вообще этот человек завязан. На работу сити-менеджера должен быть подобран идеально «чистый» человек, порядочный и профессиональный. Чем реже мы о нем вспоминаем, тем он лучше работает. Если улицы и дворы у нас чистые, дороги хорошие, здания отремонтированные, доступ к главе свободный, без всякой охраны, тем больше население будет им довольно. Когда я был в Швеции и спросил шведов, как зовут их мэра, они очень удивились и сказали, что не в курсе. Зачем им его знать, если он хорошо работает?
Владимир Альчиков:
- Не забывайте, что у европейцев другой менталитет. В Европе люди доверяют власти. У нас же народ доверяет определенным, конкретным лицам. Эффективность работы мэра определяется основными направлениями, за которые он отвечает как исполнительная власть: дошкольное, среднее, дополнительное образование, здравоохранение, культура. А насколько грамотно мэр водит руками перед телекамерами – это не показатель его работы.
Олег Кулаков:
- Соглашусь с вами. Любая бабушка должна знать мэра в лицо и по имени. Он не в кабинете сидеть должен, а встречаться с людьми, проводить сходы, вникать в проблемы населения, обсуждать и решать их.
Юрий Деришев:
- Как оценить эффективность сити-менеджера? Он должен быть профессиональным управленцем. Другой важный критерий оценки работы сити-менеджера - открытость. Чем власть более открыта, тем она более профессиональна. Наверное, критерием должна быть и узнаваемость сити-менеджера. Раз открытый - соответственно, и узнаваемый. Важный критерий - степень эффективности и комплексности освоения бюджетных средств. Также критерием, на мой взгляд, является отсутствие социальной напряженности в вверенном ему муниципальном образовании. Учителя и врачи должны получать зарплату вовремя, ЖКХ - стабильно работать... Представьте, в операционной в «травме» температура сегодня достигает 60 градусов. Почему там до сих пор нет кондиционера, а в кабинете сити-менеджера - есть?
Популистские заявления
Олег Кулаков:
- Уверен, что критика Басаргиным работы сити-менеджеров станет пока лишь сигналом для обсуждения. И если система начнет меняться, то не так скоро.
Владимир Альчиков:
- Поддерживаю вашу точку зрения, что скорого изменения института сити-менеджеров не произойдет. Если бы кому-то было интересно, то злополучный 131 Федеральный закон мониторился бы с момента его воплощения в жизнь, но механизма постоянного мониторинга нет. Полномочия-то они прописали, а вот финансами не обеспечили. По-моему, выдергивать из контекста несовершенного закона один из его подразделов о сити-менеджеров – это неэффективный подход. Честно говоря, это популизмом отдает.
Дмитрий Русских:
- Конечно, это популизм. Слова Басаргина не послужат сигналом для скорого изменения системы управления, потому что сегодня сити-менеджеры и главы муниципальных образований в основном представляют одну партию. И на 2011-2012 выборные годы у них достаточно большие планы по сохранению власти. А нынешняя система с сити-менеджерами – это веревочка, за которую федералы дергают и говорят: «Вы там, на местах, делайте, что хотите, но результат партии покажите!». Тем более Басаргин не является ни премьером, ни президентом.
Юрий Деришев:
- А по-моему, господин Басаргин, как человек подневольный, вряд ли бы стал озвучивать какие-то свои умозаключения. Значит, это идея более высоко стоящего руководства страны, заместителя председателя правительства либо от самого премьера. Думаю, перемены в институте сити-менеджеров произойдут достаточно быстро. А то, что менять что-то нужно, мы все прекрасно видим. Система неэффективна, она приводит сегодня и к двоевластию своеобразному, и к дезориентации служащих администраций.
Подготовил
Александр Грислис
grislis@mail.ru
Немного о функционале
Институт сити-менеджеров появился в России в 2003 году. Предполагалось, что его введение поможет разделить политическую и хозяйственную функции в управлении городом. Глава администрации работает на контрактной основе и отчитывается о своей деятельности органу муниципального образования. Мэр осуществляет общее руководство городом, в основном, работает с городской думой и выполняет представительские функции. Наемный сити-менеджер при такой схеме - исполнитель, отвечающий за ситуацию в энергетике, ЖКХ, на транспорте и других сферах городского хозяйства.